Джорджо да Себенико читать ~3 мин.
Один из значимых средневековых художников Хорватии XV века, Джорджо да Себенико (Juraj Dalmatinac, Giorgio da Sebenico) (1410–1473) был скульптором и архитектором из Далмации. Его родной город Шибеник (современная Хорватия) в то время находился под властью Венецианской республики. Большую часть своей жизни да Себенико посвятил работе над готической скульптурой и готической архитектурой собора Святого Иакова в Шибенике. Сегодня это здание признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря своей исключительной красоте и архитектурной ценности.
Биография
Да Себенико родился в 1410 году. Архитектурное образование он получил в Венеции, где изучал скульптуру и архитектурное проектирование в мастерской Джованни и Бартоломео Буона. Оба Буона были известными готическими скульпторами и архитекторами. Степень участия да Себенико в работе мастерской Буона остаётся не до конца ясной, однако вероятно, он приложил руку к созданию мраморной скульптуры для крестильной купели (около 1430–1440 годов) в церкви Сан-Джованни ин Брагора в Венеции. Также он выполнил несколько каменных скульптур для Порта делла Карта Дворца дожей в Венеции, который служил резиденцией правительства.
Собор Святого Иакова
В 1441 году да Себенико женился на Элизабетте да Монте, состоятельной дочери местного купца из Шибеника. Он поселился в Шибенике, вложив свои сбережения в местную бакалейную лавку и магазин. Для себя он спроектировал и построил дом, расположенный недалеко от собора Святого Иакова, также известного как Дуомо ди Себенико. Именно работа над этим собором принесла ему известность и укрепила репутацию далматинской готической архитектуры.
В том же году да Себенико был назначен мастером работ в соборе. Ему было поручено преобразовать относительно простую базилику в более грандиозное и впечатляющее сооружение.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как позднеготический хорватский скульптор Джорджо да Себенико, см. статьи: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Да Себенико планировал построить хоры, поднять крышу, которая доходила лишь до верха сводов нефа, и перекрыть переход куполом или фонарём. Он занимался этой задачей до своей смерти в 1473 году, однако его проект был реализован лишь наполовину.
В период с 1475 по 1505 год проект продолжил тосканский мастер скульптуры Никколо ди Джованни Фьорентино. Фьорентино продолжил модернизацию собора в стиле Ренессанса, завершив купол, внешние скульптуры святых Иакова, Михаила и Марка, а также крышу и верхний фасад. Он также построил параллельные галереи (трифории) и работал над святилищем и пресвитерием.
Когда Фьорентино умер в 1505 году, строительство было окончательно завершено двумя мастерами – Бартольмео из Местры и его сыном Якобом. Они строго следовали инструкциям, изложенным Фьорентино перед смертью. Окончательное освящение собора состоялось в 1555 году.
В средневековой Европе художники редко подписывали свои работы, что затрудняет идентификацию подлинных произведений в настоящее время. Однако да Себенико оставил свою подпись на одной рельефной скульптуре в соборе Святого Иакова. Этот рельеф расположен на северной апсиде, и на нём выгравированы слова, которые в переводе с латыни звучат так: “Георгий скульптор, сын Матея из Задара, гражданин Шибеника”.
Подробнее об эволюции и развитии пластических искусств см: История скульптуры. О происхождении и развитии изобразительного искусства см: История искусства.
Немецкая готическая скульптура
Страсбургский, Бамбергский соборы
Английская готическая скульптура
Уэллсский, Вестминстерский соборы
Известные средневековые скульпторы
Никола Пизано (около 1206–1278)
Джованни Пизано (около 1250–1314)
Арнольфо ди Камбио (около 1240–1310)
Джованни ди Бальдуччио (около 1290–1339)
Андреа Пизано (1295–1348)
Филиппо Календарио (до 1315–1355)
Андре Бонево (около 1335–1400)
Клаус Слютер (около 1340–1406)
Ханс Мультшер (около 1400–1467)
Мишель Коломб (около 1430–1512)
Подробную информацию о пластических искусствах в период Средневековья ищите на этих страницах: Средневековая скульптура (около 400–1000) – от поздней античности до романского стиля. Романская скульптура (1000–1200) – архитектура и скульптура с округлыми арками.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?