Джованни Пизано:
итальянский готический скульптор читать ~4 мин.
Итальянский скульптор и архитектор Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano; ок. 1250 — ок. 1315) внёс значительный вклад в развитие готической скульптуры в период перехода от романской архитектуры к готике. Он находился под сильным влиянием своего отца, Николы Пизано, который был новаторским представителем скульптуры проторенессанса. Джованни развил начинания Николы, и его называют одним из главных готических скульпторов треченто. Будучи влиятельным предшественником итальянской скульптуры эпохи Возрождения, он создал свой главный шедевр — кафедру собора в Пистойе.
Джованни Пизано родился в Пизе около 1250 года и обучался искусству скульптуры в мастерской отца вместе с другими учениками, такими как Арнольфо ди Камбио. Его ранние работы сложно отличить от произведений отца. Первое упоминание о нём в качестве подмастерья относится к 1265 году, когда он участвовал в создании кафедры Сиенского собора.
Примерно в то же время Джованни начал работать над проектом и скульптурным убранством фасада собора. Благодаря пышному декору этот собор стал одним из самых выдающихся образцов готического стиля в оформлении фасадов в Италии.
Скульптуры Джованни Пизано
В 1270 году король Карл I Анжуйский вызвал молодого Пизано в Неаполь для работы над замком Кастель-Нуово (также известным как Маскио Анджоино). Карл планировал сделать эту новую крепость своей резиденцией, однако она оставалась необитаемой до 1285 года, когда после смерти Карла I на престол взошёл его сын Карл II.
Следующей самостоятельной работой Пизано стали скульптуры для Кампо-Санто — монументального кладбища у стен Пизанского собора. Согласно преданию, оно было основано на священной земле, привезённой с Голгофы во время Четвёртого крестового похода. Пизано создал скульптурные композиции над двумя входами на кладбище.
В период с 1277 по 1284 год он изваял статуи для внешнего убранства баптистерия в Пизе. Экспрессивность этих фигур демонстрирует его отход от более сдержанного стиля отца в сторону ярко выраженной готики. Готическая скульптура эволюционировала от строгих, вытянутых форм романского периода к натурализму, который включал в себя реалистичную трактовку драпировок, мимики и поз, характерных для античного искусства.
В 1278 году Пизано вместе с отцом работал над фонтаном Фонте-Маджоре на соборной площади в Перудже. Считается, что Джованни завершил работу над скульптурами уже после смерти Николы, последовавшей около 1284 года.
Собор Ареццо
В 1286 году Пизано приступил к созданию мраморного главного алтаря и ретабло в соборе Ареццо. Он украсил их множеством фигур и рельефов, изображающих сцены из жизни святых Доната и Григория, чьи мощи хранятся в соборе. К этому времени у Пизано уже была собственная мастерская, поэтому предполагается, что работы в Ареццо в основном выполнялись его учениками.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как итальянский готический скульптор Джованни Пизано, см.: Как ценить скульптуру. О более поздних работах см.: Как оценить современную скульптуру.
Кафедра собора в Пистойе
В 1301 году Пизано завершил работу над скульптурным оформлением кафедры собора в Пистойе, которая считается его величайшим шедевром. Кафедра украшена пятью рельефами, сюжеты которых перекликаются с рельефами знаменитой кафедры его отца в Пизе, созданной сорока годами ранее. Однако в работах Джованни экспрессия фигур достигает нового уровня интенсивности. Сцены «Благовещение» и «Рождество» наполнены мощным эмоциональным напряжением. Фигуры людей, животных и даже драпировки искажены, создавая ощущение драматизма и движения.
Работа с Джотто в капелле Арена
После создания кафедры в Пистойе Пизано больше не достигал подобной экспрессии в своих работах, вернувшись к более классическому стилю, близкому манере его отца. Причины этой перемены неясны. Возможно, его новаторская работа в Пистойе не получила должного признания современников. Другой причиной мог стать рост популярности Джотто, чей более спокойный и героический стиль в то время ценился всё выше. Пизано и Джотто работали в одно и то же время в Падуе: около 1305 года Джованни изваял мраморную статую Мадонны с Младенцем для капеллы Арена, в то время как Джотто расписывал её стены своими знаменитыми фресками.
Архитектура
В архитектуре Пизано был не менее деятелен. С 1287 по 1296 год он занимал должность главного архитектора Сиенского собора. Позже он руководил строительством церкви Сан-Доменико в Перудже, где в северном трансепте до сих пор находится созданная им гробница папы Бенедикта XI со спящей фигурой понтифика под охраной ангелов. Одним из его изящнейших архитектурных творений стала небольшая церковь Санта-Мария-делла-Спина в Пизе. Над её убранством, вероятно, трудились ученики из его мастерской.
Последние годы жизни Джованни провёл в Прато, недалеко от Флоренции, где до самой смерти около 1315 года работал над местным собором вместе со своими учениками. Его последней крупной работой считается созданный в 1313 году памятник Маргарите Брабантской, жене императора Генриха VII.
Наследие
Искусство Пизано, сочетавшее в себе французскую готику и классические традиции, легло в основу интернациональной готики. Английский скульптор Генри Мур назвал его “первым современным скульптором”. Его стиль был продолжен и развит его учениками, двое из которых, Джованни ди Бальдуччо и Агостино да Сиена, впоследствии стали известными мастерами.
- Андре Боневё: готический скульптор, художник
- Андреа Пизано: итальянский готический скульптор
- Арнольфо ди Камбио: итальянский готический скульптор и архитектор
- Германская готическая скульптура
- Никола Пизано: итальянский готический скульптор, биография
- Вечер памяти Пастернака и презентация новой книги
- Санкт-Петербург: Зимний дворец
- Симпатии читателей на стороне автобиографической книги Екатерины Марголис
- В Омском драмтеатре прошла премьера спектакля «Мария», поставленного главным режиссёром театра
- Типичные ошибки при работе по Waterfall
- Дирк Баутс: фламандский художник, автор Лувенского алтаря
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?