Джованни Пизано: итальянский готический скульптор читать ~5 мин.
Важный вклад в готическую скульптуру, во время перехода от романской архитектуры к готике, итальянский художник и архитектор Джованни Пизано был под большим влиянием своего отца Николы Пизано – который сам был известным и новаторским представителем романской скульптуры. Джованни продолжил дело Николы, и его иногда называют единственным настоящим готическим скульптором треченто. Влиятельный предшественник итальянской скульптуры эпохи Возрождения, самая известная работа Джованни – кафедра собора в Пистойе.
Джованни Пизано родился в Пизе в 1250 году и учился искусству скульптуры у своего отца, работая вместе с другими подмастерьями, такими как Арнольфо ди Камбио. Его ранние работы трудно отличить от работ отца. В 1265 году он работал над кафедрой Сиенского собора вместе с отцом, и это первый случай, когда он упоминается как подмастерье.
Примерно в это же время он начал работать над дизайном и скульптурным оформлением фасада собора. Собор с его пышным убранством должен был стать высоко ценимым центром «передового опыта» готического фасадного декора в Италии.
Скульптуры Джованни Пизано
В 1270 году молодой Пизано был вызван в Неаполь по приказу короля Карла I для работы над замком Нуово (также называемым Маскио Анджойно). Замок представлял собой новую крепость, которую Карл планировал использовать в качестве дома, но на самом деле она оставалась необитаемой до 1285 года, когда Карл умер и его сменил сын Карл II.
Следующей самостоятельной работой Пизано стали несколько скульптур на Кампо Санто, обнесённом стеной кладбище на окраине Пизанского собора. Многие утверждают, что это самое поразительное кладбище в мире. По одной из версий, оно было построено на корабле со священной землёй с Голгофы (место за стенами древнего Иерусалима начала I века) и куплено в Пизе во время Четвёртого крестового похода. Здесь два дверных проёма, над которыми Пизано выполнил несколько скульптур.
В период с 1277 по 1284 год он также изваял статуи в двух рядах трассированных фронтонов на внешней стороне баптистерия. Живость статуй показывает, что он отходит от спокойного стиля своего отца и переходит к стилю, который лучше назвать готическим. Готическая скульптура эволюционировала от жёсткого, вытянутого стиля романских лет к более натуралистичному стилю, который вобрал в себя обработку драпировок, выражение лица и позы древнегреческих и римских скульптур.
В 1278 году Пизано работал над фонтаном Фонтано Маджоре, который находится на территории Перуджийского собора. Он работал над фонтаном вместе со своим отцом, и считается, что он закончил скульптуру после смерти Николы, где-то в 1284 году.
Собор Ареццо
В 1286 году Пизано занялся оформлением мраморного главного алтаря и редероса в соборе Ареццо. Он украсил оба объекта бесчисленными фигурами и рельефами, в основном изображающими жизнь святых Донато и Григория, чьи кости хранятся в соборе. На этом этапе у Пизано было несколько собственных подмастерьев, и считается, что работы в Ареццо, скорее всего, выполнялись в основном его учениками.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как итальянский готический скульптор Джованни Пизано, см: Как ценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Кафедра Пистойского собора
В 1301 году Пизано завершил скульптурные работы над кафедрой Пистойского собора, которая является его величайшим шедевром. Кафедра состоит из пяти рельефов, повторяющих сюжеты знаменитой пизанской кафедры его отца, созданной 40 годами ранее. Однако в скульптурах Джованни выразительные характеристики фигур выходят на новый уровень интенсивности. Крайнее волнение фигур в «Благовещении» и «Рождестве» пульсирует по всему панно. Животные, драпировки, фигуры искажены в физически невозможных конфигурациях.
С Джотто в капелле Арена
После Пистойи Пизано так и не смог повторить неистовство своих фигуративных работ, вместо этого он вернулся к классическому стилю, очень похожему на стиль своего отца. Причина такого поворота неясна – возможно, его кафедра в Пистойе не была хорошо принята в то время. А может быть, это был рост популярности Джотто, чей более классический, героический стиль искусства в то время все больше ценился. Мы можем предположить, что художники встречались, поскольку Пизано вырезал мраморную статую Мадонны с младенцем для капеллы Арена в Падуе в то же время, когда Джотто писал там свою знаменитую фреску (примерно в 1305 году).
Архитектура
С точки зрения архитектуры Пизано был не менее активен. Между 1287 и 1296 годами он был назначен главным архитектором Сиенского собора. В 1304 году он руководил строительством церкви Сан-Доменико, также в Сиене. Сегодня от церкви мало что осталось, однако в северном трансепте до сих пор находится его гробница папы Бенедикта XI со спящей фигурой папы, охраняемой ангелами. Одним из самых красивых произведений его архитектуры стала маленькая часовня Святой Марии делла Спина в Пизе. Дизайн здания, рельефы и скульптуры изысканны, а саму работу, несомненно, выполняли его ученики.
Оставшиеся годы жизни Джованни провёл в Прато, недалеко от Флоренции, где вместе со своими учениками работал в соборе до своей смерти в 1314 году в возрасте 64 лет. Его последняя крупная работа датируется 1313 годом, когда он создал памятник Маргарите Брабантской, жене императора Генриха VII.
Наследие
Искусство Пизано, представляющее собой смесь французской готики и классического стиля – вскоре ставшего международной готикой, – побудило английского скульптора Генри Мура назвать его «первым современным скульптором». Его стиль продолжили и развили его ученики, двое из которых стали знамениты сами по себе: Джованни ди Бальдуччо, ставший уважаемым скульптором, и Агостино да Сиена, известный архитектор.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?