Лисипп читать ~3 мин.
Лисипп был одним из величайших скульпторов позднеклассического периода греческой скульптуры, наряду со Скопасом (активен 395-350 до н.э.) и Праксителем (активен 375-335 до н.э.). Официальный скульптор Александра Македонского, его работы отличались реалистичным натурализмом и стройными пропорциями. Он был очень плодовит для своего времени, говорят, что он создал более 1500 работ, некоторые из которых были колоссальными. Как и в случае с большинством художников этого периода, подлинников не сохранилось, у нас есть только римские копии и древние критические работы. Лисипп наиболее известен своими мраморными и бронзовыми скульптурами атлетов, героев и богов.
Биография
Лисипп родился в Сикионе около 395 года до н.э. Некоторые рассказывают, что Лисипп обучался в школе Поликлета (V век до н.э.), другие говорят, что он начал изучать греческую обработку металла и был самоучкой в искусстве скульптуры и бронзового литья, а также учился в Каноне у самого Поликлета.
Лисипп был особенно новаторским, когда дело доходило до установления масштаба мужского тела. Его работы характеризуются более тонкими пропорциями тела – он уменьшил размер головы и удлинил конечности, благодаря чему его фигуры казались более высокими и статными. Несомненно, отчасти поэтому он стал любимцем Александра Македонского.
Сегодня существует так много портретов Александра Македонского, что невозможно определить, какие из них могут быть приписаны непосредственно Лисиппу, хотя одну хорошую римскую копию (найденную в Тиволи) можно увидеть в Лувре в Париже.
Лисипп продолжал расширять границы своей мраморной скульптуры. В его работах появилось новое ощущение движения: голова, конечности, туловище обращены в разные стороны, указывая на внезапную смену действий. Он также очень тщательно прорабатывал волосы, веки, ногти и другие детали своих фигур.
Апоксиомен
Лисипп получал многочисленные заказы на портреты от генералов Александра. А поскольку он также был главой знаменитой атлетической школы Пелопоннеса, Лисипп, естественно, изваял множество атлетов. Наиболее популярной в то время была фигура атлета, скребущего своё тело стригилем – изогнутым инструментом, используемым для соскабливания масла, грязи и пота с тела. Апоксиомен – известная римская мраморная копия, которую можно увидеть в музее Ватикана.
Фарнезский Геркулес
Колоссальная мраморная статуя Лисиппа Геркулеса, отдыхающего, облокотившись на свою дубину после трудов, известная как Фарнезский Геркулес, была очень влиятельной и много копировалась. Оригинал находился в термах Каракаллы, но лучшую сохранившуюся мраморнуюкопию можно увидеть в Национальном археологическом музее, Неаполь. В течение многих лет она была частью художественной коллекции семьи Фарнезе, членами которой были Алессандро Фарнезе (1468-1549), впоследствии папа Павел III, и второй Алессандро Фарнезе (1520-1589), кардинал и меценат.
Римские писатели того времени, включая Плиния, делают много ссылок на Лисиппа и его стиль скульптуры. Они отмечают изящество и элегантность, а также симметрию или гармоничное равновесие его фигур. По их словам, он создал новые и поразительные версии богов, включая Зевса и бога Солнца. Многие из них представляли собой колоссальные фигуры из бронзы. Другие работы (копии), приписываемые ему, включают Коней Святого Марка; Эрос, натягивающий лук (существует несколько копий, лучшую из которых можно увидеть в Британском музее, Лондон); и Наливное масло (Дрезден).
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценивать греческих скульпторов, таких как Лисипп, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Позже Лисипп стал главой школы в Аргосе и Сикионе. Его ученик, Харес из Линдоса, построил Колосса Родосского, одно из семи чудес Древнего мира. Вместе с Скопасом и Праксителем Лисипп помог осуществить переход к эллинистическому периоду искусства. (См. также: Греческая архитектура) Он остаётся ключевой фигурой в истории скульптуры от классической античности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?