Лисипп читать ~3 мин.
Лисипп (др.-греч. Λύσιππος) был одним из величайших скульпторов позднеклассического периода древнегреческой скульптуры, наряду со Скопасом (работал в 395–350 годах до н.э.) и Праксителем (работал в 375–335 годах до н.э.). Будучи официальным скульптором Александра Македонского, он создавал произведения, отличавшиеся реалистичным натурализмом и новыми, более стройными пропорциями. Лисипп был чрезвычайно плодовит: античные авторы утверждают, что он создал более 1500 работ, некоторые из которых были колоссальными. Как и в случае с большинством мастеров того периода, оригиналы его произведений не сохранились, и мы знаем о них лишь по римским копиям и описаниям в древних текстах. Наибольшую известность Лисиппу принесли его бронзовые и мраморные скульптуры атлетов, героев и богов.
Биография
Лисипп родился в Сикионе около 395 года до н.э. Согласно некоторым источникам, он начинал как мастер по обработке металла и был самоучкой в искусстве скульптуры. На него оказала большое влияние школа Поликлета (V век до н.э.), чей знаменитый трактат «Канон» Лисипп внимательно изучал, чтобы затем создать собственный канон пропорций.
Лисипп был новатором в изображении мужского тела. Его работы характеризуются более изящными пропорциями: он уменьшил размер головы по отношению к телу (до 1/8 от общей высоты) и удлинил конечности, из-за чего его фигуры кажутся выше и стройнее. Несомненно, это стало одной из причин, по которой он стал любимым скульптором Александра Македонского.
На сегодняшний день известно так много портретов Александра, что сложно с уверенностью атрибутировать какой-либо из них непосредственно Лисиппу. Однако превосходную римскую копию одного из его портретов, известную как «Герма Азара» и найденную в Тиволи, можно увидеть в парижском Лувре.
Лисипп постоянно расширял границы возможностей в мраморной скульптуре. В его работах появилось новое ощущение движения: голова, конечности и торс его фигур часто повёрнуты в разные стороны, создавая впечатление сиюминутного действия. Он также уделял пристальное внимание детальной проработке волос, век и ногтей.
«Апоксиомен»
Лисипп получал многочисленные заказы на портреты от полководцев Александра. Будучи главой прославленной сикионской школы на Пелопоннесе, он, естественно, изваял множество атлетов. Особенно популярным в то время был образ атлета, очищающего тело стригилем — изогнутым инструментом для удаления масла, грязи и пота. Знаменитая римская мраморная копия бронзового оригинала, известная как «Апоксиомен», хранится в музеях Ватикана.
«Геркулес Фарнезский»
Статуя отдыхающего Геракла, который после своих подвигов опирается на палицу, известная по колоссальной мраморной копии как «Геркулес Фарнезский», оказала огромное влияние на последующее искусство и многократно копировалась. Эта копия была найдена в термах Каракаллы в Риме, а сегодня лучшую из сохранившихся версий можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. В течение многих лет статуя являлась частью коллекции семьи Фарнезе.
Древнеримские писатели, в частности Плиний Старший, оставили множество упоминаний о Лисиппе и его стиле. Они отмечали изящество, элегантность и гармоничное равновесие его фигур. По их свидетельствам, он создавал новые и впечатляющие образы богов, включая Зевса и бога Солнца Гелиоса, многие из которых были колоссальными бронзовыми статуями. Среди других работ, приписываемых ему (известных по копиям), — «Эрос, натягивающий лук» (лучшая из копий находится в Британском музее) и «Атлет, льющий масло» (Дрезден). Атрибуция знаменитой квадриги «Кони Святого Марка» Лисиппу остаётся предметом научных споров.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценивать творчество греческих скульпторов, подобных Лисиппу, см. статью: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах читайте здесь: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Лисипп возглавлял художественную школу в Сикионе, воспитав множество учеников. Один из них, Харес из Линдоса, создал Колосса Родосского — одно из семи чудес Древнего мира. Вместе со Скопасом и Праксителем Лисипп способствовал переходу от классического искусства к эллинистическому. (См. также: Греческая архитектура). Он остаётся одной из центральных фигур в истории скульптуры, начиная с классической античности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?