Франц Ксавер Мессершмидт:
скульптор-неоклассицист читать ~4 мин.
Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt) — выдающийся немецко-австрийский художник, работавший на стыке позднего барокко и раннего неоклассицизма. Его причисляют к лучшим скульпторам-экспрессионистам неоклассического направления. Наибольшую известность Мессершмидту принесла серия бюстов, названная «характерные головы» (Charakterköpfe), которую он создавал из свинцово-оловянных сплавов и алебастра.
Эти работы были созданы в период, когда скульптор страдал от психического расстройства. Из-за этого некоторые историки искусства полагают, что бюсты были не столько исследованием физиогномики, сколько попыткой художника изгнать личных демонов. Тем не менее, эти головы — поразительно современные произведения скульптуры, раскрывающие исключительный талант Мессершмидта в сочетании реализма с классической стилизацией.
Всего после его смерти было найдено 69 таких голов, из которых до наших дней сохранилось 49. Среди них: «Характерная голова: Человек с клювом» (1770, Австрийская галерея, Вена); «Характерная голова: Человек в дурном настроении» (1770–1783, частная коллекция); и «Характерная голова: Повешенный» (1770–1783, Австрийская галерея, Вена).
Ранняя карьера
Мессершмидт родился в 1736 году в Визенштайге, на юго-западе Германии. Вскоре он переехал в Мюнхен к своему дяде, скульптору Иоганну Баптисту Штраубу. Мастерская Штрауба, видного представителя немецкого рококо, была одной из важнейших в то время. Пройдя начальное обучение там, Мессершмидт отправился в Грац (Австрия) к другому дяде-скульптору — резчику эпохи барокко Филиппу Якобу Штраубу. В конце 1755 года он поступил в Венскую академию изящных искусств в класс Якоба Шлеттерера.
После окончания учёбы Мессершмидт получил место в Императорской оружейной коллекции. Там он создал свои первые известные произведения искусства — бронзовые бюсты и рельефы императорской четы: императрицы Марии Терезии и её супруга Франца I Стефана Лотарингского. Эти работы, выполненные в живой манере позднего барокко, несли на себе отпечаток влияния придворного скульптора Бальтазара Фердинанда Молля.
Неоклассический стиль
В 1769 году Мессершмидт представил заказанный императрицей портретный бюст придворного врача Герарда ван Свитена. Эта работа продемонстрировала отход скульптора от эстетики барокко и явные черты нового стиля — неоклассицизма. Это направление обращалось за вдохновением к ценностям Древней Греции и Рима и, в отличие от барокко, было более идеалистичным и строгим. В тот период Мессершмидт создал несколько портретных бюстов под влиянием римской республиканской скульптуры.
В 1765 году он провёл несколько месяцев в Риме, где, предположительно, общался с историком искусства Иоганном Винкельманом. Винкельман был новатором-эллинистом, одним из первых сформулировавшим различия между греческим, греко-римским и римским искусством. После этого периода моделировка Мессершмидта стала более чёткой и гладкой, приблизившись к эллинистическим традициям. Впоследствии многие европейские города, включая родной для скульптора Мюнхен, были преобразованы в живые музеи неоклассической архитектуры.
«Характерные головы»
Около 1770 года Мессершмидт начал работу над серией «характерных голов» (Charakterköpfe). Подобно тому, как это случалось с другими художниками нового времени, например, Винсентом Ван Гогом и Эдвардом Мунком, гениальность этих работ связывают с началом психического заболевания, сопровождавшегося галлюцинациями и паранойей. Считается, что Мессершмидт мог страдать от недиагностированной болезни Крона, причинявшей ему постоянные боли. Чтобы отвлечься, он щипал себя за нижние рёбра, наблюдал за своей мимикой в зеркале и затем запечатлевал гримасы в металле и камне.
В 1781 году скульптора посетил немецкий писатель Фридрих Николаи. Мессершмидт рассказал ему, что его целью было изобразить 64 «канонические гримасы» человеческого лица, используя в качестве модели самого себя. Художник также страдал от тяжёлых галлюцинаций: ему казалось, что по ночам его посещают и мучают духи. Он верил, что его гримасы разгневали «Духа Пропорции» — древнее существо, охраняющее гармонию в искусстве. Одна из самых известных работ, «Характерная голова: Человек с клювом» (1770), стала результатом одного из таких ночных кошмаров.
Будучи искусным металлургом, Мессершмидт живо интересовался составом различных сплавов. Большинство его бюстов отлиты из свинца или оловянно-свинцового сплава, иногда с последующей обработкой для придания вида серебра. Другие известные работы из этой серии включают: «Характерная голова: Неспособный фаготист» (1770–1783, частная коллекция), «Архизлодей» (1770–1783, Австрийская галерея), «Нежный, тихий сон» (1770–1783, Музей изящных искусств, Будапешт) и «Развратник» (1770–1783, Австрийская галерея).
Отставка и смерть
После 1770 года Мессершмидт всё больше отдалялся от коллег. Многие из них насмехались над его «головами», что, вероятно, усугубляло его психическое состояние. В 1774 году он подал заявку на вакантную должность профессора в Академии, где преподавал пять лет, но получил отказ. В письме на имя императрицы было указано, что Мессершмидт страдает от «помрачения рассудка». Оскорблённый, он оставил службу и уехал из Вены.
Сначала он жил в родном Визенштайге, затем перебрался в Мюнхен. В 1777 году он поселился в Пресбурге (ныне Братислава) у своего брата, скульптора Иоганна Адама. Там он прожил до самой смерти в 1783 году, посвятив всё своё время созданию бюстов. После его кончины в мастерской было найдено 69 «характерных голов», из которых 49 сохранились до наших дней.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?