Сол Левитт:
скульптор-минималист, художник-концептуалист читать ~5 мин.
Соломон «Сол» Левитт (Solomon “Sol” LeWitt; 1928–2007) — один из ведущих скульпторов XX века, а также художник и писатель, который помог закрепить за минимализмом и концептуальным искусством статус важнейших направлений послевоенного американского искусства. Он прославился в 1960-х годах благодаря своим абстрактным скульптурам, особенно трёхмерным «структурам» — геометрическим решёткам в форме куба из различных материалов. Левитт продуктивно работал в разных техниках, включая графику и живопись, и создал уникальную серию «настенных рисунков» по инструкциям. Его теоретические тексты о концептуализме — Paragraphs on Conceptual Art (1967) и Sentences on Conceptual Art (1969) — стали каноническими определениями жанра.
Левитт считается одним из самых влиятельных авангардных американских скульпторов и уважаемых постмодернистских художников своего поколения. К другим американским скульпторам-минималистам относят Тони Смита (1912–1980), Дональда Джадда (1928–1994), Карла Андре (р. 1935), Дэна Флавина (1933–1996), Роберта Морриса (1931–2018) и Ричарда Серра (1938–2024).
Ранние годы
Сол Левитт родился в 1928 году в Хартфорде, штат Коннектикут, в семье российских иммигрантов. Он изучал изобразительное искусство в Сиракузском университете, а в 1949 году отправился в Европу, где познакомился с работами старых мастеров. Вскоре после возвращения в США его призвали на службу в связи с Корейской войной; во время службы в Корее и Японии он изучал местные храмы и святилища.
В 1953 году Левитт переехал в Нью-Йорк, где учился в Школе визуальных искусств и работал графическим дизайнером в архитектурном бюро И. М. Пэя. В тот период он также создавал макеты для журнала Seventeen Magazine. На его творчество оказали влияние фотографические серии Эдварда Майбриджа и идеи русского конструктивизма. В 1960 году Левитт устроился ночным портье в Музей современного искусства (MoMA), где познакомился с художниками Дэном Флавином, Робертом Райманом и критиком Люси Липпард. Там же он подружился со скульпторшей Эвой Хессе, известной своими экспериментами со стекловолокном и латексом.
«Структуры»
В начале творческого пути Левитт сосредоточился на живописи, но вскоре почувствовал неудовлетворённость этим медиумом. В 1962 году он обратился к скульптуре, создавая рельефы из белого и чёрного мрамора. В начале 1960-х художник искал новое направление, которое, по его словам, «уведёт от всепроникающих, но бесполезных идей абстрактного экспрессионизма». К 1965 году он полностью посвятил себя созданию «структур» — так он предпочитал называть свои работы, избегая слова «скульптуры».
Используя абстрактные элементы, он упрощал свои произведения до коробок или столоподобных форм. Эти работы варьировались от галерейных инсталляций до монументальных уличных объектов. Изначально скульптуры были монохромными, поскольку Левитт считал, что внешний вид произведения «не слишком важен». Однако с 1970-х годов он начал окрашивать «структуры» в основные цвета.
Концептуальное послание
Левитт свёл свою пластическую форму искусства к базовым формам (квадрат, куб) и ограниченной палитре (чёрный, белый, жёлтый, синий, красный). Это касалось как структур, так и живописи с рисунками. Зрителю предлагалось созерцать узоры и линии, что требовало открытости ума и визуальной гибкости. Сознание могло свободно блуждать, дополняя рисунок или оставаясь пассивным. Ключевое послание искусства Левитта заключалось в том, что действие зависело от зрителя.
В его работах также присутствовал юмор. Например, инсталляция Buried Cube Containing an Object of Importance but Little Value (1968) представляла собой куб, который художник закопал в саду коллекционера. Этот жест был ироничным комментарием в адрес минимализма. Процесс был задокументирован на фотографиях: на одной он стоит рядом с кубом, на другой — держит лопату, на третьей — копает яму.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы научиться оценивать современных концептуалистских скульпторов, таких как Сол Левитт, см. Как оценивать современную скульптуру. Для более ранних произведений смотрите: Как оценивать скульптуру.
Определение концептуального искусства по Левитту
Концептуальное искусство — это искусство, где главным элементом является идея или концепция. Традиционное физическое воплощение работы отходит на второй план. Многие концептуальные произведения существуют в виде инсталляций. Левитт описывал свой подход так: “Когда художник использует концептуальную форму искусства, это означает, что все планирование и решения принимаются заранее, а исполнение — формальность. Идея становится машиной, которая создаёт искусство”.
Настенные рисунки
Левитт создал более 1350 настенных рисунков, над некоторыми из которых команды ассистентов работали неделями. Обычно он давал инструкцию нарисовать линию определённым образом, но всегда оставлял «пространство для манёвра». Художник считал, что вклад исполнителей — их скука, радость или разочарование — становится частью произведения. Настенные рисунки часто были огромного масштаба и могли занимать целые галереи.
Описание Wall Drawing #766 звучит сухо: «Двадцать один изометрический куб разных размеров с наложенными цветными чернильными разводами». Однако на деле приглушённые цвета напоминают фрески эпохи Возрождения. Его работа Loopy Doopy, Red and Purple — это 15-метровая абстракция, похожая на психоделические вырезки Матисса, но выполненная в масштабе кинотеатра под открытым небом.
Выставки
С 1965 года Сол Левитт был участником сотен персональных и групповых выставок по всему миру. Его первая крупная ретроспектива состоялась в 1978 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) и затем гастролировала по другим городам. В 1996 году MoMA провёл выставку Sol LeWitt Prints. В 2000 году Музей современного искусства Сан-Франциско организовал масштабную ретроспективу, которая позже была показана в Музее современного искусства Чикаго и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
Наследие
Левитт избегал публичности и статуса знаменитости, регулярно отказываясь от наград, интервью и фотосъёмок. Он умер в 2007 году от рака. Его работы находятся в коллекциях ведущих художественных музеев мира, включая Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Метрополитен-музей, Музей современного искусства Сан-Франциско и Тейт Модерн в Лондоне.
Художник был одним из основателей Printed Matter — некоммерческой организации, занимающейся продвижением искусства в формате книги. Его непреходящее влияние подчёркивает долгосрочная ретроспектива «Sol LeWitt: A Wall Drawing Retrospective» в Массачусетском музее современного искусства (MASS MoCA), которая будет экспонироваться до 2043 года.
- Архитектура небоскрёба
- Основная и дополнительная комплектация водоотводных систем
- Якоб Йорданс: жанровый художник фламандского барокко
- Лука Джордано: неаполитанский художник эпохи барокко
- Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
- «Фрикономика: Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете» Стивена Левитта и Стивена Дабнера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?