Статуя:
определение, типы, материалы, самые высокие статуи читать ~12 мин.
Статуя – это отдельно стоящая скульптура, изображающая человека или группу людей. Конная статуя изображает всадника на лошади, в то время как скульптура лошади изображает только животное. По своей сути статуя является произведением изобразительного искусства. Как правило, она создаётся в полный рост или в натуральную величину.
В отличие от статуи, бюст изображает только голову или голову и плечи, а статуэтка или фигурка – это небольшое произведение, которое можно держать в руках. В отличие от рельефной скульптуры, статую можно рассматривать со всех сторон. Однако именно потому, что это отдельно стоящая скульптура, она более ограничена по своему содержанию, чем рельеф. В частности, её вес должен быть тщательно сбалансирован, что сдерживает размер и форму. В результате статуи, как правило, изображают отдельные фигуры или небольшие группы, в то время как рельефы могут свободно представлять более сложные сюжеты, включая толпы, батальные сцены, исторические события и архитектурный фон.
К числу лучших скульпторов – авторов статуй – относятся: Донателло (1386–1466), Фейт Штосс (ок. 1447–1533), Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531), Микеланджело (1475–1564), Бенвенуто Челлини (1500–1571), Джамболонья (1529–1608), Бернини (1598–1680), Жан-Антуан Гудон (1741–1828), Антонио Канова (1757–1822), Огюст Роден (1840–1917), Дуэйн Хансон (1925–1996) и другие.
Типы статуй
Будучи репрезентативным искусством, статуя не может быть полностью абстрактной, хотя может быть экспрессионистской вплоть до полуабстракции, как, например, «Уникальные формы непрерывности в пространстве» Умберто Боччони. Статуи могут стоять отдельно или быть частью архитектурного ансамбля (собора, алтаря, гробницы).
Конкретные типы статуй и статуэток:
Венера: тип доисторической статуэтки.
Курос: древнегреческая статуя юноши архаического периода.
Кора: женский аналог куроса.
Колонная статуя: фигура на архитектурной колонне или колонна, выполненная в форме скульптуры.
Пьета: изображение Девы Марии, оплакивающей мёртвого Христа.
Мадонна с младенцем: изображение Девы Марии с младенцем Иисусом.
Конная статуя: скульптура человека на лошади.
Монументальная статуя: например, Статуя Свободы или Будда Весеннего Храма.
Материалы и техники
Статуи создаются из самых разных материалов. Их можно изготовить из традиционных материалов, таких как камень (Мемориал женского Титаника, 1931), мрамор (Кони Марли, 1745), бронза (Граждане Кале, 1889), глина (Терракотовая армия, 208 г. до н.э.), дерево (Алтарь Святой Крови, 1504) или слоновая кость (Человеколев из Холенштайн-Штаделя), а также из драгоценных металлов, таких как золото (Клад из Бройтера, I в. до н.э.), серебро (Коленопреклонённый бык с сосудом, ок. 3000 лет до н.э.), медь (Статуя Свободы, 1886) или в хрисоэлефантинной технике (Афина Парфенос, 445 г. до н.э.). Существуют и современные материалы, такие как металлолом, пластик, алюминий, бетон или «найденные объекты», хотя последняя форма, известная как джанк-арт, обычно используется для создания абстрактных, а не репрезентативных произведений.
Как правило, каменная скульптура наиболее популярна для монументальных работ, расположенных на открытом воздухе и подверженных влиянию стихий. Мраморная скульптура, наряду с бронзовой, была излюбленным материалом греческих мастеров, в то время как римляне отдавали предпочтение мрамору. Резьба по дереву была популярна в Германии и Австрии, особенно в эпоху поздней готики, а резьба по слоновой кости была особенно распространена в византийском искусстве.
Религиозная скульптура
До распространения христианства и христианского искусства отдельно стоящие статуи обычно изображали богов, богинь, а также светские символы плодородия или тотемные фигуры. Однако подавляющее большинство статуй, созданных в период между пришествием Христа и эпохой Просвещения (около 1700 г.), носили церковный характер. Созданные на средства церкви или благочестивых аристократов, они изображали персонажей Ветхого и Нового Заветов или прославляли пап, архиепископов и других священнослужителей. Этот тип религиозного искусства был особенно распространён в эпохи романской (ок. 1000–1200) и готической скульптуры (1150–1300). Его образцы можно увидеть во всех соборах того времени, особенно в Шартре, Нотр-Дам-де-Пари и Вестминстерском аббатстве. Скульптура эпохи Возрождения (1250–1530) также была в основном христианской – см., например, «Давида» Микеланджело. Однако, обращаясь к классическим канонам, она включала и светские произведения (Конная статуя Бартоломео Коллеони, 1495), как и маньеризм (Похищение сабинянок, 1583), скульптура барокко (Плутон и Прозерпина, 1622), неоклассицизм (Вольтер, 1781) и более поздние стили.
На Дальнем Востоке создание большинства статуй было вдохновлено буддизмом. Для получения дополнительной информации о хронологической эволюции скульптуры в Китае см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Нерелигиозная скульптура
По мере того как общества становились богаче, они стремились создавать произведения искусства, включая статуи, чтобы умилостивить своих богов. Кроме того, с ростом уверенности в себе правители заказывали собственные изображения – либо в образе «живых богов» (египетские фараоны, Александр Македонский, некоторые римские императоры), как, например, Статуя Клавдия в образе Юпитера (41–54 гг. н.э.), либо просто как всемогущих властителей (Статуя императора Августа, 20–17 гг. до н.э.). После Средневековья эта двойственность (христианские и светские работы) сохранялась примерно до 1700 года, после чего большинство статуй стали изображать нерелигиозные фигуры или сюжеты. Примеры нерелигиозных скульптур после 1700 года включают: Медный всадник (1778), конная статуя Иосифа II (1806), Граждане Кале (1889), Конец пути (1915), Разрушенный город (1953) и потрясающая советская статуя Родина-мать зовёт! (1967).
Форма публичного искусства
Природа, размер, стоимость и, прежде всего, эффектность делают статуи очень подходящими для публичной демонстрации. Тот факт, что на протяжении долгой истории скульптуры статуи были видимым воплощением религиозных и социальных ценностей, означает, что они всегда играли функциональную роль, вдохновляя население. Поэтому статуи – это естественная форма публичного искусства, существующая тысячелетиями. В наше время, когда массовые коммуникации осуществляются через телевидение, видео, социальные сети и YouTube, эта ситуация несколько изменилась. Тем не менее современные статуи по-прежнему создаются для публичного показа, особенно в странах третьего мира. Примером постмодернизма является Дева-Мать (2005) скульптора Дэмиена Хёрста, установленная на площади Левер Хаус в Нью-Йорке. Другой пример – «Ангел Севера» (1998), большое сооружение, возведённое Энтони Гормли с видом на главную дорогу в Северной Англии. Вероятно, тремя величайшими публичными памятниками являются «Родина-мать зовёт!» (1967), расположенная на Мамаевом кургане в Сталинграде (ныне Волгоград); Усику Дайбуцу (1993, Япония); и «Будда Весеннего Храма» (2002, Китай).
О признании: Как оценить скульптуру. Более поздние работы: Как оценить современную скульптуру.
Самые высокие статуи в мире
128 м – Будда Весеннего Храма (2002), медное литьё, Хэнань, Китай.
116 м – Лечжун-Сасачжа (2008), Моуньюа, Мьянма.
100 м – Усику Дайбуцу, Будда Амитабха (1993), Ибараки, Япония.
108 м – Гуаньинь Южного моря (2005), Санья, Хайнань, Китай.
106 м – Императоры Янь и Хуан (2007), провинция Хэнань, Китай.
100 м – Сэндай Дайканнон (1991), Сэндай, Япония.
99 м – Гуйшань Гуаньинь тысячи рук и глаз (2009), Китай.
94 м – Памятник Петру I (1997), Москва. Скульптор Зураб Церетели.
93 м – Статуя Свободы (с постаментом) (1886), гавань Нью-Йорка.
85 м – Родина-мать зовёт! (с постаментом) (1967), Волгоград.
Величайшие статуи
Вот краткая подборка самых известных в мире фигурных скульптур из бронзы, мрамора и камня. Обратите внимание, что даты являются приблизительными. Для получения более подробного списка см. «Величайшие скульптуры всех времён» (около 35000 лет до н.э. – настоящее время).
Величайшие древние статуи и статуэтки
Человеколев из Холенштайн-Штаделя (30 000 лет до н.э.), слоновая кость, Музей Ульма.
Мыслитель из Чернаводэ (5000 лет до н.э.), терракота, Национальный музей истории Румынии.
Коленопреклонённый бык с сосудом (ок. 3000 лет до н.э.), серебро, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Золотые бычки из Майкопа (2500 г. до н.э.), золото, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Баран в чаще (ок. 2500 г. до н.э.), сусальное золото, медь, лазурит, Британский музей.
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (цивилизация долины Инда) (ок. 2000 лет до н.э.), Национальный музей, Дели.
Статуя Эхнатона (ок. 1350 г. до н.э.), песчаник, Египетский музей, Каир.
Крылатый бык и лев (859 г. до н.э.), Нимруд, см.: Ассирийское искусство (ок. 1500–612 гг. до н.э.).
Терракотовая армия (246-208 гг. до н.э.), гробница императора Цинь Шихуанди, Шэньси, Китай.
Клад из Бройтера (I в. до н.э.), золото, Национальный музей Ирландии.
Гигантский Будда в Лэшане (713-803 гг. н.э.), провинция Сычуань.
Монолитные статуи моаи с острова Пасхи (1200-1500 гг. н.э.).
См.: Доисторическая скульптура (ок. 230 000–2500 гг. до н.э.); см. также: Месопотамская скульптура (ок. 3000–500 гг. до н.э.); Египетская скульптура. О «примитивистских» статуях см.: Африканская скульптура; а также более разрозненное океаническое искусство.
Величайшие статуи классической античности
Дама из Осера (ок. 630 г. до н.э.), известняк, Лувр, Париж.
Геракл Фарнезский (V в. до н.э.), мрамор, Археологический музей, Неаполь.
Аполлон Парнопий (450 г. до н.э.), мрамор, Государственный музей, Кассель. Автор Фидий.
Дискобол (450 г. до н.э.), бронза, Национальный музей, Рим. Автор Мирон.
Афина Парфенос (ок. 447-445 гг. до н.э.), золото, серебро, слоновая кость, Парфенон. Автор Фидий.
Дорифор (440 г. до н.э.), Национальный археологический музей, Неаполь. Автор Поликлет.
Афродита Книдская (350-340 гг. до н.э.), мрамор, Музей Пио-Клементино. Автор Пракситель.
Аполлон Бельведерский (330 г. до н.э.), мрамор, Музей Пио-Клементино. Автор Леохар.
Колосс Родосский (280 г. до н.э.), одно из Семи чудес света.
Галл Людовизи, убивающий себя и свою жену (220 г. до н.э.), Национальный музей Рима.
Фарнезский бык (II в. до н.э.), мрамор, Неаполь. Авторы Аполлоний и Тавриск из Тралл.
Три грации (II в. н.э.), мрамор, Лувр.
Венера Медицейская (150-100 гг. до н.э.), мрамор, Уффици, Флоренция. Неизвестный художник.
Венера Милосская (ок. 100 г. до н.э.), мрамор, Лувр. Автор Александрос Антиохийский.
Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э.), Музеи Ватикана, Рим.
Статуя императора Августа из Прима-Порта (20-17 гг. до н.э.), мрамор, Музеи Ватикана, Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера (41-54 гг. н.э.), мрамор, Музеи Ватикана.
Портрет четырёх тетрархов (ок. 300 г. н.э.), порфир, Венеция.
См.: Греческая скульптура (ок. 650-27 гг. до н.э.).
Величайшие средневековые статуи
Большинство скульптур Средневековья было выполнено в виде статуй-колонн, украшавших фасады соборов (Шартр, Нотр-Дам-де-Пари, Реймс, Кёльн) в романскую и готическую эпохи.
См. также: Средневековая скульптура (ок. 300–1000).
Величайшие статуи эпохи Возрождения и маньеризма
Пророк Аввакум (1423–1435), мрамор, Музей собора, Флоренция. Автор Донателло.
Давид (ок. 1440 г.), бронза, Музей Барджелло, Флоренция. Автор Донателло.
Конная статуя Гаттамелаты (1444-1453), бронза, Падуя. Автор Донателло.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1480-1495), бронза, Венеция. Автор Андреа дель Верроккьо.
Алтарь Святой Крови (1504), липа, Ротенбург-об-дер-Таубер. Автор Тильман Рименшнейдер.
Мария Магдалина (1500), липа, Лувр. Автор Грегор Эрхарт.
Давид (1501-1504), мрамор, Галерея Академии, Флоренция. Автор Микеланджело.
Персей с головой Медузы (1545-1554), бронза, Флоренция. Автор Бенвенуто Челлини.
Похищение сабинянок (1581–1583), мрамор, Флоренция. Автор Джамболонья.
См. также: Скульпторы эпохи Возрождения.
Величайшие статуи в стиле барокко
Плутон и Прозерпина (1621-1622), мрамор, Галерея Боргезе, Рим. Автор Бернини.
Аполлон и Дафна (1622-1625), мрамор, Галерея Боргезе, Рим. Автор Бернини.
Экстаз святой Терезы (1645-1652), мрамор, бронза, Рим. Автор Бернини.
Милон Кротонский (1671-1682), мрамор, Лувр. Автор Пьер Пюже.
Конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма (1708), Берлин. Автор Андреас Шлютер.
См. также: Скульптура барокко (ок. 1600-1700).
Величайшие неоклассические статуи
Аполлон (1715), мрамор, Государственное художественное собрание, Дрезден. Автор Бальтазар Пермозер.
Кони Марли (1739-1745), мрамор, Лувр. Автор Гийом Кусту.
Медный всадник (1778), бронза, Санкт-Петербург. Автор Этьен Морис Фальконе.
Аполлон, венчающий себя (1781), мрамор, Музей Гетти. Автор Антонио Канова.
Вольтер (сидящий) (1781), мрамор, Комеди Франсэз, Париж. Автор Жан-Антуан Гудон.
Амур и Психея (1787-1793), мрамор, Лувр. Автор Антонио Канова.
Конная статуя Иосифа II (1806), Вена. Автор Ф. А. фон Цаунер.
См. также: Неоклассическая скульптура (ок. 1750-1850).
Величайшие статуи XIX века
Тарцизий, христианский мученик (1868), мрамор, Музей Орсе. Автор Александр Фальгьер.
Мыслитель (1881), бронза, Музей Родена, Париж. Автор Огюст Роден.
Статуя Свободы (1886), медь, Нью-Йорк. Автор Фредерик Огюст Бартольди.
Граждане Кале (1889), бронза, Париж. Автор Роден.
Роберт Бёрнс (1892), бронза, Абердин. Автор Генри Бейн Смит.
Памятник Бальзаку (1898), бронза, Париж. Автор Роден.
См. также: Скульпторы XIX века.
Величайшие статуи XX века
Стоящая обнажённая (1907), камень, Центр Помпиду. Автор Андре Дерен.
Присевшая фигура (1907), камень, Центр Помпиду, Париж. Автор Андре Дерен.
Коленопреклонённая (1911), Музей современного искусства, Нью-Йорк. Автор Вильгельм Лембрук.
Красный камень Танцовщица (1913), Галерея Тейт. Автор Анри Годье-Бжеска.
Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913), бронза, Нью-Йорк. Автор Умберто Боччони.
Конец пути (1915), бронза, Сады Брукгрин. Автор Джеймс Эрл Фрейзер.
Сидящий юноша (1918), камень, Франкфурт-на-Майне. Автор Вильгельм Лембрук.
Христос-Искупитель (1922-1931), мыльный камень, Рио-де-Жанейро. Автор Поль Ландовски.
Женский мемориал «Титаник» (1931), гранит, Вашингтон. Автор Гертруда Вандербильт Уитни.
Адам (1938), алебастр, Харвуд-хаус, Великобритания. Автор Джейкоб Эпштейн.
Сражающиеся жеребцы (Fighting Stallions) (1950), алюминий, Южная Каролина. Автор Анна Хайат-Хантингтон.
Разрушенный город (1953), бронза, Роттердам. Автор Осип Цадкин.
Идущий человек (1960), бронза, различные музеи. Автор Альберто Джакометти.
Родина-мать зовёт! (1967), бетон, Волгоград. Автор Евгений Вучетич.
Голод (1996-1997), бронза, Дублин. Автор Роуэн Гиллеспи.
Ангел Севера (1998), сталь, Гейтсхед, Великобритания. Автор Энтони Гормли.
Будда Весеннего Храма (2002), медное литьё, Хэнань, Китай.
Статуя Кайлашнатха Махадева (2004-2011), сталь, бетон, Бхактапур, Непал.
См. также: Скульпторы XX века.
Для получения дополнительной информации об отдельно стоящих скульптурах см.: Энциклопедия визуальных искусств.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?