Витражи: история читать ~9 мин.
Что такое витраж?
В визуальном искусстве термин «витраж» обычно обозначает стекло, к которому в процессе производства был добавлен полупрозрачный цвет: процесс, достигший своего апогея в готической архитектуре, в живописных повествовательных окнах великих христианских соборов, таких как Шартр, Реймс, Нотр-Дам де Пари. (См. Также английскую готическую архитектуру 1180-1520 гг.) Действительно, мастерство художников-витражистов, создавших такие средневековые шедевры, как окно-роза на западном фасаде Шартрского собора встречаются редко, это скорее исключительная ситуация, учитывая, что изготовление витражей стало проще и что основные материалы, такие как песок известняк и натрий, а также окрашивающие агенты на основе оксидов металлов, такие как медь, кобальт, железо, никель и свинец, стали более доступными. Современные знания химии витражей также намного лучше. Кроме церковных окон, этот термин также охватывает создание других типов витражей, включая панели, внутренние окна, а также трёхмерные формы и скульптуры. Сегодня старинные витражи можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира в Европе и Америке.
Большая часть стекла производится из смеси песка (диоксида кремния), известняка (карбонат кальция) и карбоната натрия – смеси, известной как натриево-кальциево-кремнеземная.
В средневековье в расплавленную смесь добавляли химические вещества оксидов металлов, чтобы получить требуемые цвета. Например, добавка меди даёт синий и/или зелёный цвет; кобальт отдаёт пурпурно-синим; хром – зелёным или жёлтым; марганец и никель – фиолетовым; свинец бледно-жёлтым; красный цвет получить было труднее, поскольку для этого обычно добавлялось золото.
Тональные вариации этих цветов создавались путём варьирования основной смеси соды, извести и кремнезёма, а также количества и комбинаций красителей. Затем эту расплавленную жидкость обрабатывали с использованием «цилиндрического метода», в ходе которого её выдували, затем формовали в большую цилиндрическую форму, а затем расплющивали в тонкие цветные листы. Затем эти листы разрезались на маленькие кусочки из которых художник собирал (мозаикой) свои задуманные витражи используя полоски свинца для соединения отдельных элементов. Окончательные улучшения достигались путём добавления пятен или краски на внутреннюю поверхность готового окна.
Например, улучшение цвета получали с помощью таких красителей, как нитрат серебра, «Кузенская роза» и (позже) различных типов эмали, в то время как лицевые и другие фигурные детали наносились непосредственно на внутреннюю поверхность стекла с помощью специальной краски для стекла, состоящей из смеси свинцовых или медных опилок, гуммиарабика и такой среды, как уксус, вино или даже моча. После установки окно усиливали при помощи железных прутьев и металлических рам известных как феррамента.
Художники по витражу
Кроме наблюдения за всем производственным процессом, чтобы гарантировать целостность и правильную пигментацию стекла, художник (на практике группа художников) также отвечал за дизайн, композицию и эффекты витража. Обычно он начинал с серии набросков углём или эскизов (рисунков) желаемой картины. Из них создавалась серия полноразмерных дизайн-планов, которые обычно наносились непосредственно на поверхность используемую для резки, росписи и сборки стеклянной мозаики. Особое внимание уделяли точным деталям и цветовой гамме живописного повествования, отображаемого в витраже. Это может быть иллюстрация библейского эпизода из Ветхого или Нового Завета, жизни пророков или святых; событие из жизни Христа или Святого Семейства.
Также обычно включались дополнительные символы или мотивы идентифицирующие человека или гильдию, которые платили за окно. Все это требовало тщательного предварительного планирования перед началом производственного процесса.
Кроме того, чтобы обеспечить оптимальную цветовую схему витража, художник должен был оценить угол, количество и интенсивность проходящего через него света. Например, для яркого света нужны более яркие и тёмные цвета. Это нужно было сбалансировать с учётом необходимости цветового контраста, а также необходимости обеспечения различных уровней освещения в зависимости от времени суток и сезонов. Короче говоря искусство витража включало архитектурный дизайн, производство стекла, химию цвета, перегородчатую эмаль и десяток других видов искусства и ремесел.
История витражного искусства
Витраж был популярным элементом позднесредневекового искусства (около 1000–1400 гг.). Он появился в эпоху романского искусства (около 1000–1200 гг.), прежде чем стать неотъемлемой частью «парящего» готического стиля архитектуры (1150–1375 гг.). За это время архитектурные достижения позволили получить ещё большие площади стекла и позволили более детально проработать структуру. Этот процесс достиг своего апогея в стиле Flamboyant в Европе и перпендикулярном стиле в Великобритании. В то же время дизайн стекла стал более смелым, живопись стала более сложной, а улучшения в окраске серебра позволили художнику более реалистично изображать жёлтые волосы и золотые одежды.
Золотой век готического витража
Витраж как уникальный вид религиозного искусства достиг апогея в эпоху готики в течение 12 и 13 веков. Это развитие стало результатом инженерного открытия – сводчатая крыша, поддерживаемая не стенами, а колоннами. Узнав, как построить крышу без стен, готический архитектор мог делать все, что ему заблагорассудится, с пространствами между колоннами, которые до этого были заполнены стенами. Открытие никогда не могло быть сделано в южной Европе, где одной из обязанностей архитектора было не допускать попадания сильного солнечного света. На севере ему нужен был весь свет, который он мог получить и он приветствовал возможность превратить свои новые пустые стены в оконные рамы. То, чем стена была для византийцев, окно стало для строителя северной готики – предлогом для введения цвета. Здесь художник-готик столкнулся с проблемой, аналогичной проблеме византийского мозаичиста. Ему приходилось работать в среде, которая навязывала ему свои законы.
Небольшие кусочки цветного прозрачного стекла, скреплённые узкими свинцовыми лентами, служили отличной основой для цветного декора, но не могли передать реализм. Проблема заключалась в организации узоров и цветов с минимальной репрезентативной точностью или повествовательным интересом. Естественно, иконография не могла быть оставлена без внимания, поскольку этого требовала церковь, но нельзя было почувствовать, что мастера по изготовлению витражей XIII века очень серьёзно относились к своим иконографическим обязанностям. Невозможно рассматривать окна Шартра как иллюстрированную Библию, как это легко сделать в случае современного мозаичного искусства в нартексе Сан-Марко в Венеции. В Шартре цвет слишком насыщенный, узор слишком примитивный. Готические окна не комфортно «читать». Надо позволить им вызвать настроение. Они делают это довольно успешно, но поскольку репрезентативный фактор играет столь незначительную роль в их влиянии на чувства их можно с полным основанием игнорировать в этом описании готического религиозного искусства. К тому времени, когда художники научились обращаться с окнами как с поверхностью для рисования, дух готики был уже мертв.
Витражи использовались в великих готических соборах Франции, Бельгии, Великобритании и Германии, включая соборы Сен-Дени, Сент-Шапель (1241-48), Сент-Этьен, Нотр-Дам-Эвре, Нотр-Дам-де-Пари, Амьен, Реймс, Пуатье, Страсбург, Гент, Кентербери, Йоркский собор и Аугсбург. Кёльнский собор, например имеет площадь окон 10 000 квадратных метров – примерно в три раза больше, чем в большом готическом соборе в Шартре. Для получения дополнительной информации о различных декоративных стилях готического дизайна во Франции см. Районнантская готическая архитектура (c.1200-1350) и её преемница, известная как Яркая (Flamboyant) готическая архитектура (1375-1500).
Знаменитые готические витражи
Эти полупрозрачные жемчужины христианского искусства, призванные вдохновлять и просвещать в основном неграмотное население в Евангельских писаниях, также принесли огромное количество света в ранее тусклые места поклонения и укрепили имидж и силу церкви в Риме. Известные витражные произведения Библейского искусства включают Окно роз и Окно жизни Христа в Шартрском соборе, северный трансепт с розовым окном на соборе Нотр-Дам в Париже, в Окне Распятия в соборе Пуатье, Розовое окно в Страсбургском соборе, Окна с пророками в Реймсе, Окно Вознесения в соборе Ле-Мана, Окно Даниила в Аугсбурге, окна с изображением истории волхвов и сошествия Христа от Адама в соборе Кантурбери, окно Св. Бенедикта в Йоркском соборе и окна Мухи в соборе Святого Вита в Праге.
Небольшое примечание. Здесь, когда мы говорим «розовое окно», мы имеем в виду не его розовый цвет, а наполнение его сюжета цветами роз.
Витражи в стиле Ренессанс
Хотя значительное количество религиозных витражей было утеряно в Британии во время Реформации, они продолжали производиться во Франции (в Лиможе) и в Италии (на Мурано), большая часть из них была в классическом стиле – свидетельством тому является стекло раннего Возрождения 15-го века в Флорентийском соборе, спроектированном Паоло Уччелло, Донателло и Лоренцо Гиберти – до тех пор, пока производство не было остановлено Французской революцией. Однако в период Высокого Возрождения, художественность этого вида искусства упала, поскольку окна превратились в простое прозрачное стекло, покрытое краской, процесс, который улучшился только во время католического возрождения (около 1810-1920) в Англии, что привело к значительному увеличению спроса на витражи. Учёные заново открыли для себя некоторые средневековые техники и методы окраски. Среди ведущих английских дизайнеров в этот период были Уильям Моррис (1834–1898), отстаивавший Движение искусств и ремёсел (около 1862–1914) и Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898).
Современные разработки
Стекло в практике современного искусства, которое включает все формы витражей и скульптуру, возникло в результате развития в Америке в конце 19 века, которое должным образом распространилось на Европу. Одна из первых студий витражей в США была основана английскими братьями Болтон. Среди других успешных американских новаторов были Джон ЛаФарж и Луи Комфорт Тиффани. В Европе художественные школы, такие как Баухаус, представили стеклянный дизайн в своей программе, а в штатах архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959) создал ряд превосходных стеклянных окон. В Ирландии витражи были возрождены Гарри Кларком (1889-1931) – чьи важные работы включают Канун Святой Агнесы (около 1923) и Женевское окно (1927). После возрождения студийной керамики и других ремесленных материалов в Америке в 1950-х годах, Харви Литтлтон разработал студийное искусство и выдувание стекла. В 1962 году Литтлтон в партнёрстве с Домиником Лабино открыл знаменитую стекольную мастерскую в Художественном музее Толедо в 1962 году. Среди других художников по стеклу были Чарльз Конник, Уильям Уиллет и Николай Д’Аскенцо. В течение 20-го века искусство художественного выдувания стекла широко распространилось и в Европе, включая Россию.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат о движениях, школах, знаменитых стилях от каменного до 20 века – см.: Хронология истории искусства.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Руководство по эстетическим и классификационным вопросам, касающимся изобразительного, декоративного и прикладного искусства – см.: Определение и значение искусства.
Как делают витражи?
См. Также: Витражи: материалы и методы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?