Витражи:
история читать ~7 мин.
Что такое витраж?
В изобразительном искусстве термин «витраж» обозначает произведение монументального искусства, выполненное из цветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение. Этот вид искусства достиг своего апогея в эпоху готической архитектуры, воплотившись в живописных повествовательных окнах великих христианских соборов, таких как Шартрский, Реймсский и Нотр-Дам де Пари. (См. также английскую готическую архитектуру 1180–1520 гг.).
Мастерство художников-витражистов, создававших средневековые шедевры, подобные окну-розе на западном фасаде Шартрского собора, сегодня встречается редко. Современный процесс изготовления витражей стал проще, а основные материалы — песок, известняк, сода, а также оксиды металлов для окрашивания (медь, кобальт, железо, никель, свинец) — более доступны. Кроме того, современные знания в области химии стекла значительно расширились. Кроме церковных окон, термин «витраж» охватывает и другие изделия из цветного стекла, включая декоративные панели, трёхмерные формы и скульптуры. Сегодня старинные витражи можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки.
Большая часть стекла производится из смеси песка (диоксид кремния), известняка (карбонат кальция) и карбоната натрия — эта смесь известна как натриево-кальциево-силикатное стекло.
В Средневековье в расплавленную стекольную массу добавляли оксиды металлов, чтобы получить нужные цвета. Например, медь придавала стеклу синие и зелёные оттенки; кобальт — различные тона синего; хром — зелёный или жёлтый; марганец и никель — фиолетовый; свинец — бледно-жёлтый. Получить красный цвет было сложнее всего — для этого, как правило, использовали золото.
Тональные вариации создавались за счёт изменения пропорций в основной смеси и комбинаций красителей. Затем расплавленную массу обрабатывали с использованием «цилиндрического метода»: её сначала выдували в большую цилиндрическую форму, а затем разрезали и распрямляли в листы. Эти листы резали на мелкие кусочки, из которых художник, подобно мозаичисту, собирал композицию, скрепляя элементы свинцовыми перемычками. Дополнительные детали и художественные эффекты создавались росписью по внутренней поверхности готового окна.
Для улучшения цвета использовались красители, такие как нитрат серебра и «кузеновская роза», а позже — различные виды эмали. Детали лиц и фигур прорисовывали специальной краской — шварцлотом, которая состояла из порошка стекла и оксидов меди или железа, смешанных со связующим веществом (например, гуммиарабиком) и жидкостью (вином, уксусом или мочой). После установки окно укрепляли железными прутьями и рамами, известными как феррамента.
Художники по витражу
Художник (а на практике — целая мастерская) не только следил за процессом производства стекла, но и отвечал за дизайн, композицию и общее художественное решение витража. Работа обычно начиналась с серии набросков углём или эскизов (рисунков). На их основе создавался картон — полноразмерный эскиз, который наносили на рабочую поверхность для резки и сборки витража. Особое внимание уделялось деталям и цветовой гамме живописного повествования. Сюжеты могли иллюстрировать библейские эпизоды из Ветхого или Нового Завета, события из жизни Христа или святых.
Часто в композицию включались символы или гербы, указывающие на донатора (заказчика) или гильдию, оплативших создание окна. Всё это требовало тщательного планирования ещё до начала производственного процесса.
Кроме того, для достижения оптимального цветового эффекта художник должен был учитывать угол, количество и интенсивность света, проходящего через окно. Яркий солнечный свет, например, требовал более насыщенных и тёмных тонов. Необходимо было соблюсти баланс между цветовым контрастом и общим уровнем освещённости, который менялся в зависимости от времени суток и времени года. В итоге искусство витража объединяло в себе архитектурный дизайн, стеклоделие, химию, перегородчатую технику и множество других ремёсел.
История витражного искусства
Витраж был важным элементом позднесредневекового искусства (около 1000–1400 гг.). Он зародился в эпоху романского искусства (около 1000–1200 гг.), а своего расцвета достиг как неотъемлемая часть «парящей» готической архитектуры (1150–1375 гг.). Архитектурные достижения того времени позволили создавать огромные оконные проёмы со сложной структурой. Этот процесс достиг апогея в стиле пламенеющей готики в континентальной Европе и в перпендикулярном стиле в Англии. Одновременно усложнялся дизайн витражей, а усовершенствование техники серебряного травления позволило художникам более реалистично изображать светлые волосы и золотые одежды.
Золотой век готического витража
Как уникальный вид религиозного искусства, витраж достиг своего пика в эпоху готики в XII – XIII веках. Это стало возможным благодаря инженерным новшествам, таким как нервюрный свод и система контрфорсов. Эти конструкции позволили перенести нагрузку с несущих стен на внешний каркас. Освободившись от функции опоры, стены превратились в огромные проёмы для окон.
В южной Европе, где архитекторы стремились защитить интерьеры от палящего солнца, такое решение было бы невостребованным. На севере же, наоборот, требовалось как можно больше света. Так окно стало для готического зодчего тем, чем была стена для византийского мозаичиста, — идеальной поверхностью для введения цвета. Мастера-витражисты столкнулись с задачей, схожей с той, что стояла перед создателями мозаик: им приходилось работать в рамках строгих законов материала.
Мелкие кусочки цветного стекла, соединённые свинцовыми перемычками, служили прекрасной основой для декора, но не позволяли достичь реализма. Иконография, безусловно, соблюдалась по требованию Церкви, но главной задачей мастеров XIII века было не столько повествование, сколько создание цветовых и световых симфоний. Поэтому готические витражи, в отличие от мозаик собора Сан-Марко в Венеции, сложно воспринимать как иллюстрированную Библию. В Шартре цвет слишком глубок, а узор слишком монументален. Их главная задача — создавать особую духовную атмосферу. К тому времени, когда художники научились относиться к окну как к поверхности для живописи, дух готики уже угас.
Витражи украшали великие готические соборы Франции, Бельгии, Англии и Германии, включая аббатство Сен-Дени, часовню Сент-Шапель (1241–1248), соборы в Бурже, Эврё, Париже (Нотр-Дам-де-Пари), Амьене, Реймсе, Пуатье, Страсбурге, Генте, Кентербери, а также Йоркский и Аугсбургский соборы. Кёльнский собор, к примеру, имеет площадь остекления около 10 000 квадратных метров — это почти в три раза больше, чем в Шартрском соборе. Подробнее о стилях готического дизайна во Франции см. в статьях Лучистая готика (ок. 1200–1350) и её преемница пламенеющая готика (1375–1500).
Знаменитые готические витражи
Эти полупрозрачные жемчужины христианского искусства были призваны не только просвещать неграмотных прихожан, но и наполнять светом ранее тусклые храмы, укрепляя авторитет Церкви. К известным произведениям библейского искусства в витраже относятся «Окно-роза» и «Древо Иессеево» в Шартрском соборе, северная роза в соборе Парижской Богоматери, «Окно Распятия» в соборе Пуатье, «Окно Вознесения» в соборе Ле-Мана, «Окно с пророком Даниилом» в Аугсбургском соборе, а также витражи с изображением истории волхвов в Кентерберийском соборе и «Большое восточное окно» в Йоркском соборе.
Примечание: название «окно-роза» происходит не от цвета стекла, а от его формы, напоминающей цветок розы с расходящимися от центра лепестками.
Витражи эпохи Ренессанса
В период Реформации в Англии было утрачено множество средневековых витражей. Однако во Франции (в Лиможе) и Италии (на Мурано) их производство продолжалось, но уже в классическом стиле эпохи Ренессанса. Свидетельством тому служат витражи Флорентийского собора XV века, созданные по эскизам Паоло Уччелло, Донателло и Лоренцо Гиберти. В период Высокого Возрождения художественная ценность витража как мозаики из цветного стекла снизилась. Мастера всё чаще использовали роспись эмалевыми красками по большим листам бесцветного стекла, превращая окно в подобие картины. Возрождение интереса к готике в XIX веке, особенно в Англии, привело к новому всплеску спроса на витражи. Учёные заново открыли средневековые техники, а ведущими дизайнерами того времени стали Уильям Моррис, идеолог Движения искусств и ремёсел (ок. 1862–1914), и Эдвард Бёрн-Джонс.
Современное искусство стекла
Современное искусство художественного стекла, включая витражи и скульптуру, получило мощный импульс к развитию в Америке в конце XIX века, а затем распространилось и в Европе. Одну из первых витражных студий в США основали братья Болтон из Англии. Среди других успешных американских новаторов были Джон Ла Фарж и Луи Комфорт Тиффани. В Европе школа Баухаус включила дизайн из стекла в свою программу, а в США архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959) создал ряд выдающихся проектов окон. В Ирландии витражное искусство возродил Гарри Кларк (1889–1931), чьи работы включают «Канун Святой Агнессы» (ок. 1923). В 1950-х годах в Америке началось возрождение студийных ремёсел, а Харви Литтлтон положил начало движению студийного стекла. В 1962 году он совместно с Домиником Лабино провёл знаменитый семинар по художественному стеклу в Музее искусств Толидо. В XX веке искусство художественного стекла получило широкое распространение по всему миру, включая Россию.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат о движениях, школах и стилях от каменного века до XX века — см.: Хронология истории искусства.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Руководство по эстетическим и классификационным вопросам — см.: Определение и значение искусства.
Как делают витражи?
См. также: Витражи: материалы и методы.
- Витражи: техника и материалы
- Искусство художественного витража
- Витраж Пикассо, найденный в Индиане, оценили в 35 миллионов долларов
- Технологии изготовления витражей
- Готическое витражное искусство: свет и цвет в соборах
- Современные технологии солнечных батарей: Эффективность и инновации
- Выставка художников Анатолия Денисова и Сергея Кремнева
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?