Соткано читать ~4 мин.
с 15 Марта
по 12 МаяФонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
ул. Кузнецкий мост 21/5, подъезд 8
Москва
В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» 15 марта 2024 года откроется выставка «Соткано». В экспозиции представлено более 90 произведений, представляющих, какой разнообразной может быть практика работы с текстилем.
Куратор: Татьяна Рыкова, главный хранитель Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»
В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» 15 марта 2024 года откроется выставка «Соткано». В экспозиции представлено более 90 произведений, представляющих, какой разнообразной может быть практика работы с текстилем.
Сплетённая нить — один из самых ранних и узнаваемых мифологических образов. Слово ткань имеет множество значений: это и основа художественного произведения, и анатомическая структура, и, конечно, материя. Применявшийся первоначально для создания одежды и предметов быта, с течением времени текстиль развился в самостоятельное направление в искусстве, а художники, работающие с ним, стали использовать все пластические возможности этого невероятно разнообразного материала.
В последние десятилетия художественный текстиль вышел за рамки декоративного искусства и успешно существует в поле искусства актуального, в том числе благодаря тому, что перестал быть лишь средством выразительности, превращаясь подчас в объект исследования, в само художественное высказывание. Традиционные техники ткачества, вышивки и коллажа в работах авторов органично соединяются с технологическими экспериментами, являя новые смыслы для знакомых художественных образов.
На выставке в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» мы предлагаем посмотреть на художественный текстиль в довольно широком контексте, обращаясь к работам конца XX — начала ХХI века, с несколькими более ранними примерами. Четыре раздела выставки выделяют различные формы использования текстиля.
Мягкость и лёгкость материи, колышущейся от движения воздуха, часто привлекают художников, которые используют полотно в качестве своеобразного холста. В работах Марии Арендт, Лизы Ольшанской и Аси Маракулиной лёгкое текстильное полотно сочетается с подчёркнуто графичной монохромной вышивкой, благодаря которой ещё лучше проявляется структура ткани.
Другие художники обращаются к уникальному свойству текстиля — возможности взаимодействовать с собой. В данном разделе выставки основное место отведено текстильному коллажу: сшивая вместе разные по фактуре и цвету лоскуты, художники выстраивают необходимые композиции, создавая неожиданные коннотации. В экспозиции представлена знаковая работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки», в чьём творчестве важное место занимали использование тканевых фрагментов и коллажный принцип работы. В текстильных работах Виталия Тюрлика большое место отведено импровизации и случайности. Насыщенные по композиции работы сшиты из множества небольших фрагментов вышедшей из употребления ткани, которая получает таким образом вторую жизнь. Вдохновением для работ Ани Гросицкой послужили оптические иллюзии — парейдолии. Вырезанные художницей из ткани формы были найдены в тающем снеге, деревьях, трещинах и спутанных проводах. Сшитые вместе, они превратились в большой сад, в котором не существует «изнанки».
Один из самых разнообразных разделов экспозиции посвящён произведениям, в которых традиционные технологии и текстильные принципы работы соединяются с новаторским подходом к самому материалу. Из грубой металлической сетки соткана кружевная скульптура Нади Зубаревой. Уязвимость конструкции, и вместе с тем, монументальность самой работы рождают удивительно точный и парадоксальный образ.
Другие авторы обращаются к традиционным формам работы с текстилем, перенося на них яркие и подчас ироничные художественные образы. Так, орнамент на ковре «Ти Ви Гудбай», выполненном по дизайну Юлии Маркос, представляет собой заставку, которая появлялась в каждом советском телевизоре после окончания программы передач. Евгения Эварт в работе «Под водой» обращается к актуальной экологической повестке: сотканная из льна и хлопка рыба, окружённая волнами из полиэтилена и другими пластиковыми рыбами, становится символом хрупкости экосистемы. В работах художницы Милы Введенской особую роль играет структура ткани: мерцающая и парящая, она является тонким пространством, в котором форма неотделима от содержания.
Ещё один раздел объединяет работы, которые являются примером синтеза разных медиа, тем самым представляя ещё больший потенциал текстиля в поле современного искусства. Важное место среди этих работ занимают сайт-специфик объекты. На выставке представлен объект Александры Островской «Точка опоры», первоначально подготовленный для павильона Миловида в Царицыно.
Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно позволяет провести неожиданные параллели между работами и взглянуть на них по-новому. А само пространство выставки оказывается, по сути, тоже соткано — из работ, представленных в экспозиции.
В рамках проекта запланированы кураторские экскурсии, пройдут мастер-классы и встречи с художниками.
- Библейские сюжеты Гелия Коржева на выставке, посвященной памяти мастера
- «Лихие 90-е. Свобода без границ»
- Организация африканских независимых церквей
- «Место, в котором стоит остаться» Джимми Сантьяго Бака, краткое содержание