Выставка Александра Киряхно «Реликварий» читать ~2 мин.
с 29 Января
по 20 ФевраляАрт-пространство Cube
ул.Тверская, д.3
Москва
Галерея «Алиса» совместно с владивостокской галереей «Арка» открывает в большом зале культурного центра Cube. Moscow персональную выставку одного из самых загадочных художников Приморья – Александра Киряхно, создателя эклектичной, телесной и эротичной владивостокской эстетики. На выставке будут представлены предметы разных медиа и периодов работы, начиная с 1990-х годов: живопись, графика, коллаж, ассамбляж, а также ткани.
Александр Киряхно с первых дней начала карьеры «не вписался» в советскую систему искусства и никогда не старался соответствовать её критериям. Художник продолжает держаться обособленно и в постсоветское время: во Владивостоке его знают все, но выставки можно пересчитать по пальцам одной руки. Куратор и критик Андрей Ерофеев объясняет эту отстранённость позиционированием. Если во Владивостоке по упрощённому столичному сценарию консерваторы сталкивались с последователями авангарда, то Андрей, называя такое противостояние провинциальным, отмечает, что Киряхно вышел из этой борьбы. «Он — чужой, не вписывающийся в «русский стандарт», художник. А потому и не провинциал. Его высказывание не запаздывает по сравнению со стилем метрополии. […]. »
Создаваемый Киряхно образ Приморья лишён региональной и социальной портретизации, в нём нет ни городского ландшафта, ни описаний приморского быта и модернистской архитектуры, ни заключённых ГУЛАГа и никаких отсылок к советскому. Вместо этого Киряхно создаёт собственных мир, наполненный культовыми реликвиями, которые он достал из домашних алтарей, «молельных комнат буддистов, анимистов, православных, раскольников и хлыстов. Но также в укромных уголках спален, в детских «секретах», в дамских трюмо и тумбочках», увлечённый не содержанием культов, а «эстетикой интимного реликвария», теней, брошенных в портовом городе адептами разных религий и культур.
Анализируя работы Киряхно, критик сравнивает их с «занавесками» Тимура Новикова и «тряпками» Константина Звездочетова, обращеными к китчевым предметам будуаров, ассамбляжами Даниэля Споерри, «новыми реалистами», а также американским поп-артом варианта Раушенберга, пафосом такого сопоставления заставляя зрителя удивиться тому, как, несмотря отсутствие институциональной и кураторской поддержки и нехватку профессионального диалога, художнику удаётся создавать свой микрокосмос и развивать художественный язык, на котором он может говорить со всем миром и временем со своего одинокого острова.
*Здесь и далее цитаты из каталога к выставке «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960–2010-е», М. : Издательство «Майер», 2016, с. 105-107.
Киряхно Александр Иванович родился в 1950 году в п. Новобурейский, Амурская область. Окончил Владивостокское художественное училище (1978–1982). Живёт и работает во Владивостоке. Участвовал в выставках в Музее современного искусства г. Пусан (Корея), Центре современного искусства «Заря» (Владивосток, 2015), Московском музее современного искусства (Москва, 2017), а также в Нидерландах и США. Работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Музея Артэтаж (Владивосток), а также частных коллекциях в России и за рубежом.
- Выставка «AquaPaint». Ольга Каменская
- Выставка ставропольских художников «Дорогами пленэра»
- «Большие девочки» Анастасия Усенко