Джованни Баттиста Тьеполо Tiepolo, Giovanni Battista (1696-1770)
1696,1770В залитой солнечным светом галерее, сквозь арки которой видны изящный дворец и сверкающая гладь вод, Меценат представляет искусство императору Августу. К подножию трона склонились три женщины. Одна из них держит палитру и кисти, вторая – мраморную маску, третья – угольник.
Фрески
Архиепископский дворец, Удине
Вилла Вальмарана, Виченца
Вюрцбургская резиденция
Подробнее – в энциклопедии искусства:
Фрески Вюрцбургской резиденции, Тьеполо: анализ
Палаццо Лабиа, Венеция
Королевский дворец, Мадрид
Картины Джованни Баттиста Тьеполо в других альбомах
Джованни Баттиста Тьеполо в Энциклопедии искусств
«Последний Венецианец» - Джованни Баттиста Тьеполо
В залитой солнечным светом галерее, сквозь арки которой видны изящный дворец и сверкающая гладь вод, Меценат представляет искусство императору Августу. К подножию трона склонились три женщины. Одна из них держит палитру и кисти, вторая – мраморную маску, третья – угольник. За ними, опираясь на посох, приближается к трону слепой старик. Почти все изображенные на этой картине итальянского художника Джованни Б. Тьеполо (1696-1770) – фигуры символические. Три женщины-богини – это три искусства: живопись, скульптура и архитектура, а древнегреческий поэт Гомер олицетворяет поэзию. Только двое в этой сцене исторические лица – император Август и Гай Цильний Меценат. Со временем имя Мецената стало нарицательным – так стали называть богатых людей, покровительствующих художникам, актерам и поэтам.
В начале XIX века слыл меценатом князь Н.Б. Юсупов, дипломат и коллекционер. В 1810 г. он стал владельцем усадьбы «Архангельское» По приглашению старого князя туда приезжал А. С. Пушкин. Красота и гармония этого уголка Подмосковья, вдохновили поэта, и в стихотворении «К вельможе».
Славилось имение не только удивительной стройностью и целостностью архитектуры дворцово-паркового ансамбля, но и коллекциями произведений искусства. Шедеврами картинной галереи по праву считались полотна Тьеполо. «Последний мастер итальянского барокко», «последний великий венецианец», «мастер лучезарных, заоблачных апофеозов» – так называли Тьеполо.
В юности Тьеполо учился у венецианского живописца Грегорио Ладзарини, но более сильное влияние на формирование его художественного стиля оказали Дж.Б.Пьяцетта и Себастьяно Риччи.
Особый интерес молодой живописец проявлял к произведениям Веронезе, мастера «золотого века» венецианского искусства. Тьеполо внимательно изучал декоративные циклы и картины Веронезе, творчески воспринял художественные приемы мастера и торжественно-приподнятую праздничную атмосферу его живописи.
Джованни Тьеполо известен как мастер грандиозных фресковых циклов. Но им было создано немало и станковых картин на религиозные и мифологические сюжеты, портретов, а также оригинальных по технике и тематике рисунков и офортов. Известность пришла к мастеру в 1720-е годы, когда он выполнил свои первые фресковые декоративные ансамбли. Среди них – десять картин для дворца видного венецианского семейства Дольфин в Венеции. В настоящее время произведения этого цикла хранятся в Вене, Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Четыре картины, находящиеся в Эрмитаже, – это драматические и героические сцены из римской истории, живописные диалоги, дискуссии о героизме Муция Сцеволы и Порсены, Кориолана и его матери.
Действие в них лаконично и показано в момент кульминации, подчеркнуто движением и колоритом, созвучием свежих и неповторимых красок.
Растет его слава мастера монументальной декорации. Тьеполо создает ансамбли во дворцах Венеции, Милана, Удины, Виченцы и за пределами Италии. В России, в которой он никогда не работал, уникален зал, украшенный таким ансамблем. В 1800 г. Юсупов вместе с серией картин приобрёл в Петербурге «картины Тьеполо для зала, 2 большие, 4 малые и плафон». Но ансамбль в своей целостности просуществовал недолго. В 1810 г. князь продал петербургский дворец и, купив Архангельское, перевез туда все коллекции. А плафон с композицией, изображающей богов Олимпа и аллегории стран света, остался на прежнем месте. Был он снят только в 1949 году а в 1962 передан в Екатерининский музей-дворец города Пушкина.
Произведния Тьеполо в Архангельском разместили в отдельном зале. Но зимой 1820 года при пожаре многие из них сгорели или значительно пострадали. Зал Тьеполо после пожара был восстановлен, и в I пол. XIX в. опись картин открывали два полотна художника.
К историческим сюжетам Тьеполо обращался неоднократно. Он довольно часто варьировал два сюжета: пир, данный Клеопатрой в честь Антония, когда она растворила в бокале драгоценную жемчужину, и встреча Антония и Клеопатры. На холсте, хранящемся в Архангельском, изображен момент их встречи после успешного похода Антония в Армению, где полководец захватил в плен царя Артавазда и завладел его сокровищами.
Сюжеты римской истории постепенно из рисунков перешли в знаменитые росписи палаццо Лабиа в Венеции. Так моделло картин из Архангельского являются небольшие полотна «Пир Клеопатры», хранящиеся в Лондонской национальной галерее, и «Встреча Антония и Клеопатры» – в собрании Райтсмен в Нью-Йорке. Но вершиной разработки этой темы становится монументально-декоративный ансамбль. Это созданный живописцем преображенный мир фантастических образов.
Сцены картин многолюдны. Фигуры изображены в спокойных позах, но все пронизано внутренним движением. Жесты, позы героев и персонажей невольно заставляют наш взгляд переходить от свиты царственной египтянки к её образу, затем к статной фигуре Антония, к склоненному позади него Артавазду и, наконец, – к военным трофеям у края холста. Картины открыты в реальное пространство, на зрителя, как бы вовлекая каждого в свой праздничный строй. К нам сбегают ступеньки лестницы, на нас смотрит ландскнехт. Карлик, взбирающийся по парадным ступеням, также приглашает нас в условный, театрализованный мир, где герои античной истории чувствуют себя легко и непринужденно в костюмах разных эпох и народов, среди классической архитектуры, напоминающее театральную декорацию. Яркие всплески красного, ярко-желтого, жемчужно-голубого, холодного серебристого и тончайшие оттенки зеленого создают изящную и радостную цветовую гармонию, передающую ощущение света и воздуха.
Ещё с большей силой колористический дар Тьеполо проявлялся в небольших по размеру моделло. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина есть картина «Смерть Дидоны». Быстрая, свободная живопись, хранящая движение кисти художника, здесь особенно светоносна и неуловима в многообразии оттенков, сочетающихся с глубокими, насыщенными тонами.
Яркие цветовые акценты на картинах из Архангельского выделяют главных действующих лиц. В картине «Встреча Антония и Клеопатры» одетого в красные одежды римского полководца как бы обрамляют холодные тона царицы Египта и царя Артавазда. На холсте же «Пир Клеопатры» фоном для царицы, подобной жемчужине в её серебристо-голубом платье, становятся красно-желтые пятна одежд Антония, слуги и двух старцев.
Полотна, находящиеся в зале Тьеполо несколько десятилетий составляли изумительный неповторимый ансамбль в убранстве интерьеров. В сер. XIX в. потомки князя многое вывезли в свой петербургский дворец. С 1870 г. во дворце Юсуповых на Мойке находилось две картины Тьеполо. Вернулись они в Архангельское только в 1919 году, когда здесь был создан музей. В 1928 году по сохранившимся архивным данным и уникальным рисованным каталогам воссоздали и зал Тьеполо, таким, каким он был. Его по сей день украшают два шедевра Джованни Батисты Тьеполо – «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры».
Текст: Наталья Абдуллаева
КОММЕНТАРИИ: 13 Ответы
Огромное спасибо! Давно мечтал и наконец свершилось!
Великолепный живописец с богатым воображением!
Комментирование недоступно Почему?