Франс Халс Hals, Frans (1582-1666)
1582,1666Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах.
Картины Франса Халса в других альбомах
Франс Халс в Энциклопедии искусств
Франс Халс - основоположник нидерландской художественной школы
Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах. Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.
Халс создает парадный портрет, который в то время имел популярность в европейских странах.
Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью. Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.
Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.
Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.
К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.
Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.
Это можно наблюдать в портретах из Гааги. Волевой Олейкан и его возможно больная супруга. Художник наслаждается своей наблюдательностью.
Резкий диссонанс к картинам 1625 г. мы находим в «Мужском портрете». Заказчик беден, у него нет средств, чтобы купить кружева на воротничок. Но было то, что обратило на себя внимание великого художника. Халс пишет несчастного человека. Мы видим неудачника, не смеющего претендовать на что-то в этой жизни. Он отчаянно и решительно старается быть хотя бы внешне достойным и «как и все». А художник превращает его небольшой портрет в значительное произведение, которое предвосхищает XIX в. Мастер, словно всем своим существом, переживает за судьбу своего «героя», возможно Франс Халс, уловил какое-то сходство между его и своей борьбой за существование, за покидающую его славу.
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Комментирование недоступно Почему?