Гелий Михайлович Коржев Korzhev, Gelij
1925,2012Гелий Коржев выделялся среди своих современников. Сегодняшнему зрителю это трудно понять, но он сознательно нарушал многие каноны советского искусства. Именно он был одним из зачинателей «сурового стиля» хрущёвских времён. На его картинах – всё та же пресловутая советская тема (солдаты, крестьянки), но все они правдивы, в их образах совершенно отсутствует пафос. И, напротив, на их лицах видна вся тяжесть их труда и горестей. Это шло вразрез с официальной линией «партии – правительства», которая требовала изображения действительности, практически как созданного человеком рая. И если у персонажей Коржева такое настоящее, невольно возникает мысль: «А каким будет их будущее?».
Самые значимые картины Гелия Коржева
После выпуска из института, Коржев не сразу достиг своей славы. Награды буквально посыпались на него лишь спустя десятилетие, в начале 1960-х. И началом его славы был триптих «коммунисты». В центре этой композиции – сцена революции. Рабочий поднимает красное знамя из рук погибшего товарища. И тут интересный момент. В советских учебниках с упоением рассказывали о глубоких коммунистических идеях, заложенных в композицию полотно. Цвет знамени для критиков имел даже важное символическое значение, символизируя кровь бойцов, павших за власть Советов. Но парадокс в том, что по признанию Коржева, знамя на его картине могло быть знаменем любой страны, потому что его интересовал сам подвиг, сама борьба за свои убеждения. А не конкретная ситуация 1918-го года. Эту способность показывать вечные сюжеты и высказывать общечеловеческие идеи художник пронесёт сквозь всё своё творчество.
Не менее интересна его картина «Егорка – летун». В тяжёлые послевоенные времена в СССР началась борьба с космополитизмом. Классические коммунисты 1920-30- х годов никогда не задумывались о патриотизме, поскольку их задачей представлялось счастье для всего человечества, а рабочие из других стран представлялись друзьями и соратниками. Однако Великая Отечественная поспособствовала взлёту патриотических настроений. Кроме преследований, кампания привела к тому, что в советской прессе стали множиться мифы о том, что русские люди изобрели всё на свете, в том числе и летательные аппараты. В газетах поздней сталинской эпохи рассказывалось о многочисленных экспериментах русских крестьян по созданию механических крыльев. Подобные сюжеты можно встретить не у одного Коржева. Так, достаточно вспомнить картину Глазунова «Русский Икар». На картине Коржева изображён момент падения, и, возможно, смерти молодого красивого юноши. Вокруг него на земле разбросаны обломки деревянной конструкции. Несмотря на ужасный сюжет, лицо человека не выражает боли. Кажется, что он просто спит, но скоро проснётся, а обычный среднерусский пейзаж, окружающий изобретатели – совершенно безмятежен.
Особую роль в жизни Коржева сыграла Война. В институте юного художника учил бывший солдат – танкист с обгоревшим лицом и одним глазом. Именно он стал главной и самой яркой фигурой в серии «Опалённые огнём войны». Картиной восхищались, но чаще всего – ненавидели. При мысли об этом полотне невольно вспоминается пример из прошлого. На картине Рембранта «Заговор Юлия Цивилиса» главный герой также лишён одного глаза. Но люди не любят, когда героический образ подаётся через физическую немощь. Так и инвалида Коржева критика отвергла. Однако один из знаменитых людей его эпохи заметил, что, хотя у танкиста и нет глаза, но второй светится неистовой, мощной, пробивной силой.
Голос художника в несвободном обществе
Коржев практически никогда не выполнял госзаказы. Но самую неоднозначную свою картину он написал для правительственного здания. На ней – слепой старик разговаривает с самим Лениным. Но возникает вопрос: «А почему именно слепой?» Что это? Слепота народа, который идёт за лидерами в пекло революции? Возможна и такая трактовка.
В последние годы жизни Коржев создал серию картин, смотреть на которые без глубоко проникающего в сердце ужаса невозможно. Речь идёт о «Тюрликах». Картины цикла наполнены чудовищами с коровьими ногами, птичьими и крысиными головами, рогами. И всё это напоминает пугающие образы Босха. Таким образом Коржев передавал свои ощущения от ужасов перестроечного времени, его подлостей и интриг. По сути, эти мутанты – не что иное, как образы переродившихся людей. И, хотя по стилю это скорее сюрреализм, правды в этих картинах не меньше, чем в ранних еалистических полотнах автора.
Ещё одна серия, загадка которой не раскрыта – библейский цикл работ Коржева. Старый коммунист рисует религиозные картины? Сам факт этого поражал критиков. Но ведь Коржев не состоял в партии, и к тому же, библейская серия – логическое продолжение его творчества. Его библейские персонажи – от Адама и Евы до Иуды и Христа – удивительно современны. И снова – вечные проблемы, и снова – всегда свой взгляд человека, умеющего мыслить самостоятельно, и не нуждающегося в опеке идеологов.
Коржев оставался верен себе до конца, излагая правду жизни и дорожа творческой свободой в условиях, когда самовыражение художника казалось невозможным. Да, он был реалистом. Но реализм его был настолько индивидуален, что его не любили, как не любили и не понимали многих достойных и гениальных творцов всех времён и эпох…
Гелий Коржев выделялся среди своих современников. Сегодняшнему зрителю это трудно понять, но он сознательно нарушал многие каноны советского искусства. Именно он был одним из зачинателей «сурового стиля» хрущёвских времён. На его картинах – всё та же пресловутая советская тема (солдаты, крестьянки), но все они правдивы, в их образах совершенно отсутствует пафос. И, напротив, на их лицах видна вся тяжесть их труда и горестей. Это шло вразрез с официальной линией «партии – правительства», которая требовала изображения действительности, практически как созданного человеком рая. И если у персонажей Коржева такое настоящее, невольно возникает мысль: «А каким будет их будущее?».
Самые значимые картины Гелия Коржева
После выпуска из института, Коржев не сразу достиг своей славы. Награды буквально посыпались на него лишь спустя десятилетие, в начале 1960-х. И началом его славы был триптих «коммунисты». В центре этой композиции – сцена революции. Рабочий поднимает красное знамя из рук погибшего товарища. И тут интересный момент. В советских учебниках с упоением рассказывали о глубоких коммунистических идеях, заложенных в композицию полотно. Цвет знамени для критиков имел даже важное символическое значение, символизируя кровь бойцов, павших за власть Советов. Но парадокс в том, что по признанию Коржева, знамя на его картине могло быть знаменем любой страны, потому что его интересовал сам подвиг, сама борьба за свои убеждения. А не конкретная ситуация 1918-го года. Эту способность показывать вечные сюжеты и высказывать общечеловеческие идеи художник пронесёт сквозь всё своё творчество.
Не менее интересна его картина «Егорка – летун». В тяжёлые послевоенные времена в СССР началась борьба с космополитизмом. Классические коммунисты 1920-30- х годов никогда не задумывались о патриотизме, поскольку их задачей представлялось счастье для всего человечества, а рабочие из других стран представлялись друзьями и соратниками. Однако Великая Отечественная поспособствовала взлёту патриотических настроений. Кроме преследований, кампания привела к тому, что в советской прессе стали множиться мифы о том, что русские люди изобрели всё на свете, в том числе и летательные аппараты. В газетах поздней сталинской эпохи рассказывалось о многочисленных экспериментах русских крестьян по созданию механических крыльев. Подобные сюжеты можно встретить не у одного Коржева. Так, достаточно вспомнить картину Глазунова «Русский Икар». На картине Коржева изображён момент падения, и, возможно, смерти молодого красивого юноши. Вокруг него на земле разбросаны обломки деревянной конструкции. Несмотря на ужасный сюжет, лицо человека не выражает боли. Кажется, что он просто спит, но скоро проснётся, а обычный среднерусский пейзаж, окружающий изобретатели – совершенно безмятежен.
Особую роль в жизни Коржева сыграла Война. В институте юного художника учил бывший солдат – танкист с обгоревшим лицом и одним глазом. Именно он стал главной и самой яркой фигурой в серии «Опалённые огнём войны». Картиной восхищались, но чаще всего – ненавидели. При мысли об этом полотне невольно вспоминается пример из прошлого. На картине Рембранта «Заговор Юлия Цивилиса» главный герой также лишён одного глаза. Но люди не любят, когда героический образ подаётся через физическую немощь. Так и инвалида Коржева критика отвергла. Однако один из знаменитых людей его эпохи заметил, что, хотя у танкиста и нет глаза, но второй светится неистовой, мощной, пробивной силой.
Голос художника в несвободном обществе
Коржев практически никогда не выполнял госзаказы. Но самую неоднозначную свою картину он написал для правительственного здания. На ней – слепой старик разговаривает с самим Лениным. Но возникает вопрос: «А почему именно слепой?» Что это? Слепота народа, который идёт за лидерами в пекло революции? Возможна и такая трактовка.
В последние годы жизни Коржев создал серию картин, смотреть на которые без глубоко проникающего в сердце ужаса невозможно. Речь идёт о «Тюрликах». Картины цикла наполнены чудовищами с коровьими ногами, птичьими и крысиными головами, рогами. И всё это напоминает пугающие образы Босха. Таким образом Коржев передавал свои ощущения от ужасов перестроечного времени, его подлостей и интриг. По сути, эти мутанты – не что иное, как образы переродившихся людей. И, хотя по стилю это скорее сюрреализм, правды в этих картинах не меньше, чем в ранних еалистических полотнах автора.
Ещё одна серия, загадка которой не раскрыта – библейский цикл работ Коржева. Старый коммунист рисует религиозные картины? Сам факт этого поражал критиков. Но ведь Коржев не состоял в партии, и к тому же, библейская серия – логическое продолжение его творчества. Его библейские персонажи – от Адама и Евы до Иуды и Христа – удивительно современны. И снова – вечные проблемы, и снова – всегда свой взгляд человека, умеющего мыслить самостоятельно, и не нуждающегося в опеке идеологов.
Коржев оставался верен себе до конца, излагая правду жизни и дорожа творческой свободой в условиях, когда самовыражение художника казалось невозможным. Да, он был реалистом. Но реализм его был настолько индивидуален, что его не любили, как не любили и не понимали многих достойных и гениальных творцов всех времён и эпох…
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Неоправданно мало в этой рубрике примеров одного из последних НАСТОЯЩИХ художников.
Можно часами вглядываться в хаос линий, клякс, геометрических фигур от коммерчески успешных (правда, после их смерти) Сами-Знаете-Кого, выискивая в их никчемном содержании многостраничный философский трактат.
Герои картин Гелия Коржева не требуют особенной расшифровки, но это нисколько не умаляет способности художника. Его картины навсегда останутся с нами со своими болью, страданиями, памятью о прожитой жизни, в которой было так мало радости.
И еще жаль, что нет никакой возможности собрать вместе все основные работы великого современного художника.
Комментирование недоступно Почему?