Веронезе (Паоло Кальяри) Veronese (Paolo Cagliari) (1528-1588)
1528,1588Паоло Кальяри (Калиари) – итальянский автор времён Позднего Возрождения – известен в мире живописи как выдающийся венецианский художник. Пятый ребёнок скульптора Габриеля, он получил прозвище Веронезе благодаря месту своего рождения – городу Верона. Первое художественное обучение проходил как у отца, так и у своего дяди Антонио Бадиле – скромного веронского живописца.
Паоло Кальяри (Калиари) – итальянский автор времён Позднего Возрождения – известен в мире живописи как выдающийся венецианский художник. Пятый ребёнок скульптора Габриеля, он получил прозвище Веронезе благодаря месту своего рождения – городу Верона. Первое художественное обучение проходил как у отца, так и у своего дяди Антонио Бадиле – скромного веронского живописца. Сильное влияние на его творчество оказали как веронские авторы Паоло Фаринато и Доменико Брузазорчи, так и традиционный интерес художников школы Вероны к архитектурно-пространственным конфигурациям. Начиная с конца 1540-х автор работал самостоятельно.
Паоло Веронезе в Энциклопедии искусств
Начало творчества
Первое время Веронезе трудился над фресками и масляными композициями на терраферме. Блестящие способности колориста и талант декоратора проявились в работах на мифологическую тематику (начало 1550-х). Написанные на вилле Соранцо (недалеко от Кастельфранко) его юношеские произведения отличаются характерным веронской школе нежным сочетанием цветов, а также привнесённой автором праздничностью и жизнерадостностью. В них чувствуется свобода художественных образов, полученная благодаря влиянию школы Рафаэля, Пармиджанино, Микеланджело, Корреджо. Об одарённости живописца быстро узнали далеко за переделами родного города.
1553 год ознаменовался приездом Веронезе в Венецию с целью участия в работе по оформлению Дворца дожей. Он занимался декоративными панно и плафонами (творил на холсте в технике масляной живописи). Эти заказы были оценены не ниже произведений его известнейших современников – Тинторетто и Тициана. Они прославили его на весь мир.
Венеция в эти годы была развитым культурным центром Италии. Цвет был основным средством выражения у местных художников. У Веронезе, прирождённого декоратора, живопись также строилась на колорите. Чаще всего с целью оформления стен дворцов применяли станковые картины, архитектура и живопись зачастую не были внешним продолжением друг друга. Паоло Кальяри, расписывая стены дворцов, вилл и церквей, среди живописцев-современников стал, по сути, родоначальником декоративных ансамблей, включая свою живопись в архитектуру благодаря технике фрески.
Отличительной особенностью творчества Веронезе было использованием в росписях (преимущественно в плафонах) редких ракурсов, неожиданных пространственных поворотов, ориентированных на то, что человек смотрит на фигуру, отражённую на потолке, снизу вверх. Автор базировал колорит на последовательной смене ярких цветовых пятен и нежных тонов, отдавая предпочтение серебристой и холодной красочной гамме.
В достаточно молодом возрасте (около 30 лет) Паоло Кальяри призвали в Венецию для оформления церкви Святого Себастьяна (украшение ризницы). Он настолько хорошо выполнил порученную ему миссию, что потом вплоть до 1570 года постоянно возвращался к работе на благо этой церкви и монастыря при ней. Благодаря этому после смерти Веронезе был удостоен чести быть погребённым в её стенах.
Веронезе творил не только в Венеции, он ещё и выполнял заказы в Падуе, Виченце и Мантуе. Сформировавшаяся к середине 1550-х творческая манера художника вобрала в себя прекраснейшие черты венецианской школы: пластичность формы и невесомый рисунок в его произведениях сочетаются с изысканной цветовой гаммой, базирующейся на непростых смешениях чистых цветов, соединённых серебристым пронизанным светом тоном.
Период расцвета
Важным заказом Веронезе явилась работа в церкви Сан Себастьяно – роспись по библейским сюжетам истории Эсфири. В отражениях евангельских сцен с Христом художник свойственным ему образом объединил современное с библейским: в помещениях, оформленных в венецианском стиле, с задними планами эпохи Возрождения, пируют, одетые в итальянские костюмы, современники живописца. В произведениях Паоло Кальяри перед глазами зрителей оживает шик пиров того времени: сочетание любви к нарядам и роскоши с жаждой удовольствий, которыми славились венецианцы.
В религиозных и светских произведениях умелый и тонкий рисунок сочетается с богатством идеи и блеском тёплого колорита. В качестве портретиста Паоло Веронезе приближается к манере Тинторетто, оставаясь в тоже время оригинальным.
В 1560-х годах происходит расцвет его творчества, работы приобретают более светский характер. Автор изображает современную Венецию, эпизоды из жизни, архитектурные ансамбли города. Исполненные горделивого достоинства его персонажи шикарны в современных костюмах. Картины полны веселья и радости.
Благодаря Тициану Веронезе участвовал в оформлении плафонов библиотеки Сан Марко. С тех пор и до смерти Паоло Кальяри был одним из самых деятельных и блестящих мастеров монументально-декоративного искусства, работая как для церковных и городских властей, так и по заказам частных лиц.
Последние месяцы жизни автор посвятил восстановлению декораций интерьера Дворца дожей, пострадавшего в пожаре 1577 года. Его творчество – финал искусства позднего Возрождения.
Анна Жукова
КОММЕНТАРИИ: 21 Ответы
Комментирование недоступно Почему?