Рисунок: конструктивный анализ: Конструктивный анализ предметов в пространстве читать ~18 мин.
Конструктивный анализ предметов в пространстве
Итак, все предметы находятся в пространстве. Пространство и предметы трехмерны и объемны. Их можно обойти, рассмотреть с разных сторон, произвести конструктивный анализ и отразить, используя методы, в форме рисунка на плоскости графического листа.
Вопрос не в том, как отразить предметы в форме рисунка (потому что это дело техники и методов, что пока вторично), а в том, как увидеть эти предметы. Научиться видеть — задача номер один для любого овладевающего рисунком.
Так, собака слышит ультразвук, а человек нет. Художник видит объемно не от рождения, это приобретенное им качество. Рисовать и срисовывать — это полярные понятия. Рисуют головой, а точнее, сознанием, а срисовывают руками. Но сознание нужно научить видеть с помощью конструктивного рисунка. Да, конструктивный рисунок, на первый взгляд, выглядит несколько грубовато. Но это — фундамент, сложный математический расчет в столбик с числовыми памятками на полях (когда лишь учишься — особенно). И как только в нем появится легкость и уверенность, то это будет означать, что основной груз знаний достиг цели, то есть подсознания.
Даже имея небольшой опыт и неглубокие знания в теории рисунка, можно мысленно представить себе такую геометрическую фигуру, как куб. Закройте глаза и мысленно попробуйте, вращая эту форму, рассмотреть ее с разных сторон. У вас это получается, потому что вы осознаете всю целостность этой простой формы в пространстве. Также можно представить себе и пространство, делящееся на бесконечное количество кубиков. Но это не столь важно, так как эти кубики являются подобиями большого, а большое вы уже можете перемещать, вращать, трансформировать, «бродить» внутри в любых направлениях.
А теперь представьте себе форму черепа головы человека. Смутно? А должны иметь ясное представление об этой форме, уметь мысленно вращать ее в пространстве не хуже, чем кубик. Но почему происходит именно так? Просто вместо большой и цельной формы (куб), сложенной из определенного количества более мелких форм (кубиков), вы увидели россыпь какого-то мозаичного, плоского набора.
Работа над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел является первой ступенью в познании всего рисунка. На этой ступени идет формирование нового сознания для понимания объема и пространства. Через рисунок геометрических тел (примитивов) мы учимся видеть окружающий нас мир и понимать, что любой предмет окружающего нас мира сложен из простых геометрических тел и вписан в куб. На этой ступени познания лежит ключ ко всему рисунку.
Присмотритесь к предметам натюрморта, что напоминает вам их форма? Геометрические тела. Кувшин, кружка, стакан, чашка, фрукты состоят из суммы нескольких геометрических тел, таких как конус, цилиндр, шар. Стол и плоскость за ним напоминают плоскости куба, прямоугольной призмы. Драпировка, находящаяся на этих плоскостях, повторяет их направление, имеет толщину и рельеф, чем-то похожий на элементы таких геометрических фигур, как конус, цилиндр, шестигранная призма. И все это подчиняется единому пространству.
Как увидеть в предмете его простые составляющие? Этому надо учиться. У куба грани - не только конструктивные элементы, но и границы пространств. Обратите внимание на иллюстрацию с кувшинами, где определены эти границы пространств по контурной линии. Линия не может просто так менять свое положение в пространстве, это граница формы.
Точка, в которой происходит изменение положения, обязательно находится на границе изменения пластики формы или стыковки двух форм. Если в этой точке происходят изменения в двух измерениях, то есть вверх, вниз, вправо или влево, будет и третье, то есть на нас и от нас. Добавьте глубину в рисунок, и вы получите объем и положение форм, составляющих кувшин, в пространстве.
Непонимание этого приводит к следующему примеру (он заимствован из учебного пособия). В рисунке, дающем представление, как кажется, о конструкции носа человека, отсутствует понимание того, что форма носа трехмерна. Конструкция имеет высоту и ширину, но не имеет глубины. Во всяком случае, она отсутствует в местах, указанных стрелками.
Чтобы было совсем ясно, о чем идет речь, сравним это со следующим конструктивным рисунком. И еще один пример из того же учебного пособия, где показаны места расположения конструктивных осевых линий головы человека - и опять то же непонимание. Правда, у автора учебника есть существенный козырь: это рисунок Дюрера, где Дюрер рассуждает о конструкции головы человека и который нельзя принимать как догму. Но, увы, этот рисунок лег в основу конструктивного понимания головы человека целым поколением студентов художественно-графических факультетов.
Рассмотрите голову человека так, как только что мы рассматривали кувшин, и вы увидите, что некоторые конструктивные осевые линии изменят свое положение. Например, на заимствованном рисунке отсутствует осевая линия скул, а ведь она соответствует самой широкой части лица. На ней находятся две симметричные скуловые точки, которые лежат на границе четырех пространств. Это они будут нашими маяками при построении формы головы человека в пространстве. Отсутствует и подобная осевая линия, соответствующая самой широкой части черепной коробки и имеющая также две симметричные опорные точки.
В таком случае, не понятно, какой смысл вкладывается в конструктивные линии авторами этих изданий. Возможно, все проще. Можно очень много рассуждать о рисунке и не понимать, что есть конструкция предмета, и, в итоге, не понимать, что есть конструкция самого рисунка как предмета.
Приемы реализации методов конструктивного анализа в пространстве листа
Мы знаем, что окружающее нас пространство и предметы в нем трехмерны. Как мы уже говорили, формой рисунка является изображение на плоскости, а плоскость двухмерна. Она имеет высоту, ширину, но не имеет глубины. В рисунке существует прием передачи иллюзии глубины пространства, который называется «перспектива». Что это такое?
Перспектива (франц. perspective — проникать взором, видеть насквозь) — это способ построения пространства на плоскости листа. Любое изображение на плоскости можно рассматривать как проекцию реально существующего или воображаемого предмета на данную плоскость (это взгляд через прозрачную картинную плоскость на предмет).
Создание трехмерного изображения на плоскости осуществляется различными путями. Существует прямая и обратная перспектива. Законы прямой и обратной перспективы вытекают из объективно существующих особенностей зрительного восприятия. Они могут быть использованы художником для создания убедительного пространственного образа.
В чистом же виде прямая и обратная перспективы представляют собой лишь абстрактные геометрические схемы. Надо отметить, что если прямая перспектива еще имеет научное математическое обоснование и является одним из методов проекции реального пространства на плоскость, то обратная перспектива таким методом не является (то есть это диаметрально противоположная перспектива по отношению к прямой).
Мы пользуемся методом прямой перспективы. Он имеет две особенности: все параллельные линии, уходящие в глубину плоскости, сходятся в одну точку (которая находится на линии горизонта); все предметы по мере удаления в глубину уменьшаются в размере. Линия горизонта, независимо от того, сидите ли вы или стоите, всегда находится на уровне ваших глаз.
Этот метод имеет и другое название — линейная перспектива. Вот здесь самое время вспомнить о линии, ведь она является выразительным средством рисунка. А этих средств у рисунка не так много, всего два: точка и линия.
Линия — это абстрактное понятие, и в чистом виде ее в природе не существует. Существует форма в пространстве, которую мы отделяем от этого пространства при помощи линии. Рисуя предмет в пространстве листа линией, создавая третье измерение, мы должны учитывать, что сама линия тоже находится в этом пространстве.
По мере удаления от нас в глубину картинной плоскости — то есть плоскости листа — линия становится менее активной и более тонкой (это «эффект тумана»). Применив такой эффект к линии, мы получим стадию конструктивного рисунка с состоянием воздушной перспективы; линейный рисунок приобретет глубину. Так, линии первого плана, по мере приближения к вам, усиливаются карандашом, а линии второго плана, по мере удаления от вас, ослабляются резинкой.
Очень важно обратить внимание на характер линий в рисунке: существует два вида линий. Это контурная линия (абрис), которая замыкает форму или множество форм и отделяет их от пространства, и линия границ или граней формы, дающая понятие о положении сторон формы в пространстве. Линия граней формы имеет широкий графический диапазон.
Она может быть как очень мягкой, так и очень жесткой, как грань куба. Куб имеет резкую грань между сторонами и резкий контраст между светом и тенью, усиливая этот эффект светотенью (это граница света и тени). Которая, как мы сможем убедиться, совпадает с границей сторон.
Светотень — одно из самых важных понятий основ рисунка после понятия трехмерности пространства (это самые связанные между собой и самые загадочные термины). Как показывает педагогическая практика, чтобы освоить первое, студенту — в лучшем случае - требуется 1-2 года практических занятий. Мы уже говорили, что художник видит объемно не от рождения — это приобретенное умение. Без трехмерного видения светотень не видна.
В существующих учебных пособиях по рисунку термин «светотень» определяет освещение вообще, и эта неконкретность вызывает определенный хаос в понятии рисунка. Мы будем понимать это так: «свет» — это свет, «тень» — это тень, а «светотень» — это граница между светом и тенью. Таким образом, многое в рисунке становится простым и понятным: границы света и тени всегда темнее самой тени; на телах вращения светотень мягкая и размытая, на корпусных предметах — жесткая.
Посмотрите на рисунок. У куба (в верхнем ряду) мы скруглили грани. Вопрос о наличии вертикальных линий вместо отсутствующих граней вызывает панику у студентов, ведь ребер у куба нет! Но стороны куба продолжают находиться все в том же положении и по-прежнему имеют разную ориентацию в пространстве. Значит, между ними существуют пространственные границы. Приглядитесь к натуре, и вы их увидите: это блик или светотень, граница света и тени.
В конструктивном рисунке (то есть пока отсутствуют тоновые отношения) блики на границах перелома форм в пространстве также заменяют линией. Если вы не научитесь различать эти границы, вы не сможете нарисовать объем в пространстве — то есть просто его не увидите.
Впервые студент серьезно сталкивается с этим в заданиях, когда выполняет конструктивные рисунки головы человека и черепа головы человека. Форма головы человека находится в пространстве, имеет все его стороны. Эту форму можно сравнить с кубом в пространстве, но только у этого куба отсутствуют острые грани.
А ведь границы необходимы, что бы создать трехмерный объем. Где они? Как их увидеть? Вспомните конструктивный анализ кувшина: присмотритесь к форме головы, и вы увидите светотени. Увидеть светотени — это значит увидеть границы пространств.