Поль Дельво (1897-1994). Увлекательное и волнующее путешествие в лабиринты подсознания читать ~2 мин.
Поль Дельво (Paul Delvaux) – уроженец небольшого бельгийского городка Антейт, талантливейший живописец сюрреалист прошлого века, окончил Брюссельскую Королевскую академию изящных искусств. В 1920 годы Дельво увлекался постимпрессионизмом, позднее подвергся серьёзному влиянию экспрессионистической живописи. Художник познакомился с творчеством сюрреалистов в 1936 году, когда ему было уже около сорока: его пленили обманчивая простота предметных конкретных образов Магритта и метафизическая отстранённость полотен Де Кирико.
Одна из первых сюрреалистических картин Дельво, «Ночные красотки» (1936), несёт на себе отпечаток архаичности, почти детской заботы о правдоподобии художественного изображения, что проявляется в тщательно прорисованных деталях на всех планах картины. Герои Дельво, как и персонажи Де Кирико, обитают в умозрительном, тщательно выстроенном и выписанном сюрреалистическом пространстве. В его живописных полотнах женщины всегда обнажены, а мужчины – одеты в строгие костюмы.
Действо произведений Дельво развивается неспешно, ритмы плавны: всё напоминает плавный, причудливый сон. Нередко в его картинах появляется человеческий скелет, своего рода «memento mori» – сюрреалистический символ бренности бытия и тщеты человеческих желаний, жестокая антитеза женской красоте, что ещё больше усугубляет мрачную, тревожную атмосферу его художественных произведений.
1940-1950-е годы – вершина творческой деятельности Дельво. В это время художник написал полотна, принесшие ему славу: «Красный город», «Общественное мнение» (1948), «Ночной поезд» (1947), «Спящая Венера» (1944). Ретроспективная выставка произведений мастера, открытая во Дворце изящных искусств в Брюсселе, прошла с ошеломляющим успехом.
В 1950 году Брюссельская Национальная школа архитектуры и искусства пригласила Дельво преподавать монументальную живопись: художник оставался на этом посту до 1962 года. Официально Дельво никогда не являлся членом ни одной сюрреалистической группы ни в Бельгии, ни в Париже. Он являлся гением одиночкой, и, Возможно, такая автономность дала ему шансы сохранить и приумножить свою самобытную индивидуальность.
Однако нельзя игнорировать тот факт, что Андре Бретон, непререкаемый авторитет сюрреализма, неоднократно отзывался о его творчестве и таланте художника в самых восторженных выражениях. Картины Дельво – увлекательное и волнующее путешествие в лабиринты подсознания. Художник прожил долгую жизнь, лишённую житейских потрясений. В отличие от многих сюрреалистов, он не участвовал в скандалах и громких акциях, а вёл тихую жизнь провинциала и затворника, предпочитая декларациям и броским заявлениям занятия живописью.
Андрей Николаевич Малев