Сюрреализм
Одно из направлений модернизма называется сюрреализмом (от французского surrealisme), а сложилось оно в двадцатых годах прошлого века во Франции. По мнению художников-сюрреалистов, энергия каждого творца начинается в самых глубинных сферах подсознания, проявляющихся во время болезненного бредового состояния, обычного сна, гипноза или внезапных творческих озарений.
Сюрреализм имел два направления развития. Последователи первого из них (Макс Эрнст, Миро, А. Масон) стремились ввести в процесс творчества бессознательное начало, в их картинах преобладали произвольные образы, часто переходящие в абстрактные формы. Второе направление базировалось на абсолютной точности изображения нереальных образов, возникающих в подсознании.
Возглавлял это направление Сальвадор Дали. Его картины академически правильны с точки зрения того, как нужно передавать перспективу и светотень, иллюзорные образы выписаны настолько тщательно, что зритель невольно поддаётся их убедительности, втягивается в сложный лабиринт загадок и обманов: казалось бы, совершенно несовместимые предметы выворачиваются и скручиваются, твёрдые растекаются, плотные становятся прозрачными, массивные – невесомыми.
Сюрреалистическая живопись – это абсурдная фантастика, алогизм ситуаций, невероятные сочетания разных форм и зрительная неустойчивость всех образов. Реальность, изображённая на полотнах художников-сюрреалистов, не отображает действительность. Иногда это доводилось до того, что вымышленные образы становились патологически отталкивающими, а стиль картин напоминал неразумную эклектику и даже китч. Были и интересные находки, например зрительные иллюзии, которые позволяли разглядеть на одной и той же картине два совершенно разных изображения в зависимости от угла зрения.