Венера из Монруза (Невшатель, Швейцария) читать ~4 мин.
Одна из наиболее поздних и миниатюрных фигурок венер эпохи палеолита, «Венера из Монруза» (фр. *Vénus de Monruz*; также известна как «Венера из Невшателя» или «Венера из Невшателя-Монруза») — это подвеска из чёрного гагата в виде стилизованного женского тела. Она была обнаружена в 1990 году в Монрузе (Швейцария) и относится к числу древнейших образцов ювелирного искусства в мире. Артефакт является примером доисторической скульптуры, созданной на заключительном этапе мадленской культуры (около 10 000–8 000 лет до н.э.).
«Венера из Монруза» имеет большое сходство с «Венерой Энгенской» («Frauenidol von Engen») — одной из нескольких каменных подвесок, найденных в могильнике Петерсфельс (Баден-Вюртемберг, Германия). Фигурка из Энгена датируется примерно 13 000 годом до н.э. Другим схожим по стилю артефактом является «Венера из Пекарны», датируемая 12 500 годом до н.э.
Мадленский период был одним из самых продуктивных в истории доисторического искусства, особенно в области наскальной живописи. В это время были созданы и исключительные скульптуры, такие как «Венера Елисеевичская». Об эволюции и хронологии искусства каменного века в Швейцарии и Центральной Европе можно прочитать в статье: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).

Обнаружение и контекст
Подвеска была найдена в июле 1990 года при строительстве автомагистрали A5 в Монрузе (Ла-Кудр), в коммуне Невшатель, Швейцария. Артефакт находился на глубине около 5 метров среди остатков лагеря мадленских охотников, датируемого 13 000 годом до н.э. Вместе с ним были обнаружены кремнёвые орудия, кости животных, следы очагов и красной охры. Кроме венеры, исследователи нашли три небольшие серьги из гагата (разновидности бурого угля). Следов пещерного искусства в этом месте не было. Сегодня фигурка хранится в парке-музее Laténium.
Характеристики
«Венера из Монруза» высотой 18 мм вырезана из гагата — твёрдой разновидности ископаемого угля, который легко поддаётся обработке и полировке. Фигурка была предназначена для ношения на шее, возможно, вместе с найденными рядом серьгами или ожерельем из зубов животных. Она чрезвычайно стилизована и представляет собой лишь изогнутые контуры коленопреклонённой или сидящей женщины. Её принято относить к стилю «Лалинде-Гоннерсдорф», который иногда называют «femmes sans tête» (женщины без головы). Полуабстрактная форма артефакта напоминает абстрактные скульптуры Константина Бранкузи (1876–1957) и Жана Арпа (1886–1966).
Датировка «Венеры из Монруза» относится к позднему мадленскому периоду, примерно к 13 000 году до н.э. Вместе с тремя найденными серьгами она составляет один из старейших известных комплексов ювелирных изделий на территории Швейцарии.
К известным образцам мобильного искусства, относящимся приблизительно к тому же периоду, принадлежат: «Плывущие олени» (около 11 000 лет до н.э.) — скульптура из бивня мамонта, найденная во Франции; «Влюблённые из Айн-Сахри» (около 9000 лет до н.э.) — полуабстрактная каменная скульптура из пещер близ Вифлеема; и «Шигирский идол» (около 10 000 лет до н.э., Свердловский областной краеведческий музей) — древнейшая в мире известная резьба по дереву.
Женские фигурки
Наиболее ранние произведения этого жанра были созданы в период ориньякской культуры (около 40 000–25 000 гг. до н.э.). Примерами служат «Венера из Холе-Фельс» (38 000–33 000 лет до н.э.) из Германии и «Венера из Гальгенберга» (около 30 000 лет до н.э.) из Австрии. Однако широкое распространение они получили в эпоху граветтской культуры (около 25 000–20 000 гг. до н.э.). Эти женские фигурки, вырезанные из бивня мамонта, мягкого камня или обожжённой глины («Венера из Дольни-Вестонице», 26 000 лет до н.э.), выполнялись в разных стилях — от реалистичного («Венера из Костёнок») до полуабстрактного («Венера из Леспуги»). Антропологи до сих пор обсуждают их назначение, но большинство сходится во мнении, что это были символы плодородия.
Знаменитые венеры
К известным венерам палеолита, не перечисленным выше, относятся:
«Венера из Монпазье» (25 000 лет до н.э.) — лимонитовая фигурка, найденная в Дордони, Франция.
«Венера Виллендорфская» (25 000 лет до н.э.) — известняковая статуэтка, найденная в Австрии.
«Венера из Савиньяно» (24 000 лет до н.э.) — стеатитовая статуэтка из окрестностей Модены, Италия.
«Венера из Брассемпуи» (23 000 лет до н.э.) — фрагмент (голова) фигурки из Франции.
«Венера из Гагарино» (20 000 лет до н.э.) — статуэтка из вулканической породы с юга России.
«Авдеевские венеры» (20 000 лет до н.э.) — типичные «тонкие» русские венеры.
«Мальтинские венеры» (20 000 лет до н.э.) — ещё одна разновидность «утончённых» сибирских фигур.
Подробнее о наиболее ранних образцах скульптуры каменного века см. в статье: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Мобильное искусство
- Венера Гальгенбергская
- Фигурки Венеры, доисторические времена
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?