Хуан Мартинес Монтаньес:
испанский скульптор в стиле барокко, резчик по дереву читать ~5 мин.
Один из величайших мастеров испанского барокко, скульптор Хуан Мартинес Монтаньес (исп. Juan Martínez Montañés), был известен как «el dios de la madera» — «Бог дерева». Он достиг непревзойдённого мастерства в резьбе по дереву, создавая преимущественно распятия и другие религиозные образы. Будучи одним из ведущих скульпторов барокко в Испании XVII века, он провёл почти всю свою творческую жизнь в Севилье. Его роль в этом городе была сопоставима со значением Грегорио Фернандеса для Вальядолида, однако стиль Монтаньеса отличался большей аристократичностью и классической сдержанностью, смягчавшей драматизм барокко.
Среди его самых известных произведений христианского искусства — «Христос Милосердия» (Cristo de la Clemencia, 1603, Севильский собор) и главный алтарь монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо, известный как «Алтарь Сантипонсе» (1609–1613). Творчество Монтаньеса ставят в один ряд с работами таких выдающихся испанских скульпторов, как Алонсо Берругете (1486–1561) и Хуан де Хуни (1507–1577). Он оказал огромное влияние на целое поколение испанских художников, включая Веласкеса, Сурбарана и своего ученика Алонсо Кано. Работы мастера и сегодня можно увидеть в церквях Севильи и некоторых лучших художественных музеях Европы.
Ранние годы и ученичество
Монтаньес родился в 1568 году в Алькала-ла-Реаль (провинция Хаэн, Андалусия). В юности он переехал в Гранаду, чтобы обучаться скульптуре в мастерской Пабло де Рохаса. Рохас, один из последних скульпторов Ренессанса, был важной фигурой в художественном мире Испании. Его стиль, ставший переходным от маньеризма к натурализму, проложил путь для развития андалусской школы барокко. Завершив обучение, Монтаньес переехал в Севилью, где и работал до конца своей жизни, за исключением краткого визита в Мадрид.
Ранние деревянные скульптуры
В 1603 году Монтаньес создал один из своих главных шедевров искусства барокко — «Христа Милосердия» для Севильского собора. Это полихромная деревянная скульптура, изображающая распятого Христа. Сохранился контракт между скульптором и заказчиками, в котором были прописаны точные иконографические требования. Согласно документу, Христос должен был быть пригвождён к кресту четырьмя гвоздями (что было отсылкой к раннехристианской традиции) и изображён «ещё живым, на пороге смерти, со склонённой направо головой, взирающим на любого, кто молится у его ног».
В 1610 году Монтаньес получил заказ на статую святого Игнатия Лойолы, основателя Ордена иезуитов, для церкви Благовещения при Севильском университете. Скульптура была создана на основе посмертной маски святого, что обеспечило ей поразительный реализм. Роспись выполнил известный севильский художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко. При этом Монтаньес всегда настаивал на том, чтобы роспись его произведений проходила под его личным наблюдением. Этот портрет — великолепный пример стиля мастера, в котором натурализм сочетается с изысканностью и безупречным вкусом.
Сотрудничество с художниками, такими как Франсиско Пачеко, было ключевым элементом творчества Монтаньеса. В испанской скульптуре того времени существовало чёткое разделение труда между скульптором (imaginero), создававшим форму, и художником (pintor de imaginería), отвечавшим за роспись. Монтаньес придавал полихромии огромное значение и лично контролировал работу живописцев, чтобы цвет не скрывал, а подчёркивал утончённость резьбы. Для достижения максимального реализма использовались сложные техники: encarnación для придания коже живого, тёплого оттенка, и estofado — техника позолоты и росписи по ней, имитирующая узоры дорогих тканей.
Стиль барокко
Считается, что наиболее гармоничные и классически выверенные работы Монтаньеса относятся к раннему периоду его творчества. По мере роста его славы и увеличения мастерской к работе всё чаще привлекались помощники, что позволяло выполнять крупные заказы. В его искусстве постепенно нарастали черты зрелого барокко, что лучше всего видно в грандиозном алтаре для монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо в Сантипонсе (1609–1613). Центральной фигурой этого алтаря является знаменитая статуя коленопреклонённого Святого Иеронима. Алтарь включает как скульптуры, так и рельефы со сценами из Евангелия, а его композиция сочетает классическую ясность с барочным драматизмом и глубоким реализмом.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как испанский скульптор барокко Хуан Мартинес Монтаньес, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ см.: Как ценить современную скульптуру.
В 1614 году он создал знаменитое распятие для картезианского монастыря Санта-Мария-де-лас-Куэвас, а около 1620 года — фигуры святого Иоанна Крестителя и святого Бруно, которые ныне хранятся в Музее изящных искусств Севильи. В 1635 году Монтаньес провёл несколько месяцев в Мадриде, где создал глиняный бюст короля Филиппа IV. Этот портрет был отправлен во Флоренцию скульптору Пьетро Такке в качестве модели для создания бронзовой конной статуи. Во время пребывания мастера в столице знаменитый художник Диего Веласкес написал его портрет (ныне в Музее Прадо, Мадрид).
Наследие Монтаньеса огромно. Он по праву считается главой севильской школы скульптуры XVII века, которая на долгие годы определила художественные стандарты не только в Андалусии, но и во всей Испании и её заморских колониях в Латинской Америке. Его стиль, сочетавший классическую сдержанность с барочным реализмом, стал эталоном для последующих поколений. Мастерская Монтаньеса была центром притяжения для многих талантливых художников и скульпторов, которые, усвоив его уроки, разнесли его влияние далеко за пределы Севильи.
Монтаньес умер в 1649 году в Севилье во время страшной эпидемии чумы, оставив после себя жену и большую семью. Несколько его сыновей также стали художниками и скульпторами. Его процветающая мастерская продолжала работать в созданном им реалистическом и одухотворённом стиле, сохраняя и развивая его художественные принципы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?