«Счастливый принц и другие сказки» Оскара Уайльда читать ~27 мин.
«Счастливый принц и другие сказки» – сборник сказок, состоящий из «Эгоистичного великана», «Преданного друга», «Молодого короля», «Соловья и розы», «Рыбака и его души», «Звёздного ребёнка», «Замечательной ракеты» и «Дня рождения инфанты», был написан Оскаром Уайльдом и впервые опубликован в 1888 году. Уайльд был печально известен тем, что пропагандировал «искусство ради искусства», но решил написать эти сказки в дидактической форме сказки. Эта форма позволила Уайльду исследовать такие важные для него темы, как гомосексуальность, мораль, эстетизм, английские социально-экономические реалии и многое другое.
Сказки, похоже, были созданы по образцу сказок Ганса Христиана Андерсена; например, «Счастливый принц» явно отдаёт дань «Маленькой спичечной девочке». Сказки Андерсена жестоки, и герои должны много страдать, чтобы заслужить свою добродетель; Уайльд, возможно, пишет причудливо, но страдания его героев часто оказываются напрасными. Соловей жертвует собой напрасно, Ракета взрывается без зрителей, а статуя милосердного Счастливого принца оказывается выброшенной. Сказки Уайльда прекрасно написаны, но, несомненно, меланхоличны.
Сказки оказались очень популярными среди читателей и части критической аудитории. Йитс нашёл их «очаровательными и забавными», а Ауден позже сказал, что это произведения, которые следует читать «с большим удовольствием». Однако многие критики того времени отнеслись к сказкам враждебно. Один из рецензентов заявил: “Дети не любят сатиру, а доминирующий дух этих сказок – сатира, горькая сатира, сильно отличающаяся от сатиры Ганса Андерсона, о котором нам постоянно напоминает литературная манера мистера Уайльда”.
Уайльд знаменито ответил на подобную критику словами: “(У меня) было примерно такое же намерение угодить британскому ребёнку, как у меня было намерение угодить британской публике”. Уайльд заявил, что эти сказки “написаны не для детей, а для ребячливых людей от восемнадцати до восьмидесяти!”. Исключение детей из предполагаемой аудитории, возможно, было для Уайльда способом оградить себя от некоторых критиков, поскольку ни одна из сказок не заканчивается традиционным «и жили они долго и счастливо». Он был прав, сделав оговорку, но это не остановило некоторых его критиков, которые посчитали сказки морально порочными.
Многие из сказок были адаптированы для радиопередач, песен, балета, оперы, мюзикла, короткометражного кино и т.д.
Счастливый принц
Высоко над городом возвышается богато украшенная статуя Счастливого принца, недавно умершего. Он наблюдает за городом и скорбит о страданиях своего народа. Однажды ночью в город прилетает Ласточка, которая не улетела на зиму в Египет со своей стаей, потому что преследовала красавицу Тростник, и присаживается на статую Счастливого принца. Ласточка замечает, что принц плачет, и принц объясняет, что при жизни он жил во дворце, лишённом страданий, и поэтому никогда не испытывал печали.
Но теперь он видит страдания своего народа. Тогда он просит Ласточку раздать драгоценные камни и сусальное золото из его формы различным нуждающимся семьям. Ласточка любит принца и решает остаться. Однако к наступлению зимы Счастливый Принц лишается всей своей красоты, а Ласточка умирает от холода.
В результате свинцовое сердце Счастливого принца разбивается. Когда мэр находит статую в таком ветхом состоянии, он решает снять её, расплавить и сделать из неё свою богато украшенную статую. Свинцовое сердце и мёртвую ласточку выбрасывают как ничто, но когда Бог велит Ангелу принести ему две самые ценные вещи в городе, Ангел приносит ему мёртвую птицу и свинцовое сердце.
Эгоистичный великан
Когда Эгоистичный Великан возвращается после семилетнего визита к Корнуэльскому Людоеду, он приходит в ярость, увидев двенадцать детей, играющих в его прекрасном саду. Разгневанный их присутствием, он строит стену и вывешивает объявление: «Прохожие будут преследоваться». Из-за этого на его участке наступает беспросветная зима, деревья не растут, весна и лето не наступают.
Однажды его разбудил птичий крик. Он выглядывает в окно и видит, что дети нашли дорогу обратно, в результате чего в сад возвращается весна. Это зрелище вдохновляет великана разрушить стену, но как только он выходит, все дети, кроме одного, в испуге убегают. Он помогает маленькому плачущему мальчику забраться на дерево и приглашает остальных детей вернуться, объявив, что сад теперь принадлежит и им.
Проходят годы, дети продолжают приходить играть с Великаном, но мальчик, которому он помог, не возвращается, что разбивает ему сердце. Однажды зимним утром старый и немощный Великан видит мальчика, которому он когда-то помог, стоящим под величественным деревом. У мальчика стигматы, что означает, что он Иисус Христос, и он пришёл, чтобы забрать Великана в рай. Позже другие дети находят под деревом труп Великана, покрытый белыми цветами.
Соловей и роза
Соловей подслушивает сетования студента. Тот расстроен тем, что дочь его профессора отказалась танцевать с ним, если он не подарит ей красную розу. Соловей, веря в истинность своей любви, посещает все розовые деревья, но, поскольку сейчас зима, ни одного не находит. В конце концов, одно из деревьев признается, что есть один способ получить красную розу, но для этого птица должна всю ночь петь свою самую сладкую песню, прижимая сердце к шипу.
Поверив в правдивость слез студента, соловей приносит себя в жертву, медленно пронзая себя, отчего его кровь окрашивает розу. Студент приносит розу дочери профессора, но она снова отвергает его: роза не сочетается с её платьем, а другой мужчина предложил ей драгоценности. Расстроенный, студент выбрасывает розу и возвращается к изучению философии и метафизики, отказываясь больше верить в любовь.
Преданный друг
Сказка начинается с того, что Водяная Крыса отчитывает Утку за то, что она позволяет своим детям плохо себя вести, хотя затем признается, что у него нет своей семьи. Он не верит в любовь, но считает, что «нет ничего благороднее и реже, чем преданная дружба». Когда сидящий неподалёку Линнет просит его рассказать об этом, Водяной Крыс отвечает, что он ожидает, что друг будет предан ему. Услышав ошибочную логику, Линнет начинает рассказывать ему историю о маленьком Гансе и мельнике.
Маленький Ганс, кроткий человек, зарабатывающий на жизнь продажей фруктов и цветов, которые он выращивает в своём саду, каждую зиму с трудом сводит концы с концами. Его «преданный» друг, богатый Мельник, приходит к нему в тёплые месяцы и всегда угощается фруктами и цветами. Он никогда не навещает Ганса зимой, утверждая, что не хочет беспокоить его в это тяжёлое время года. Сын мельника думает, не пригласить ли Ганса в дом, чтобы он мог поделиться с ним едой, но мельник и его жена считают это абсурдным.
После особенно трудной зимы Мельник навещает своего друга и узнаёт, что тот был вынужден продать все своё имущество, включая тачку, чтобы выжить. Мельник предлагает свою старую повреждённую тачку, и Ганс радостно заявляет, что у него как раз есть дерево, чтобы починить её. Однако Мельник упоминает, что это дерево идеально подходит для того, чтобы заделать дыру в крыше его сарая. Затем он просит корзину цветов, добавляя, что со стороны Ганса было бы недружелюбно отказаться, поскольку он дарит ему тачку. Ганс огорчается, так как планировал продать цветы, но соглашается.
Начинается цикл, когда каждый день Мельник просит Ганса помочь ему с различными делами, и в результате Ганс больше не может ухаживать за своим садом. Мельник давит на своего друга, постоянно напоминая ему, что он обещал предложить свою тачку, и при этом не заботится о том, что мешает своему другу зарабатывать на жизнь.
Однажды бурной ночью он приходит в дом Ганса и просит его позвать врача, потому что его сын ранен, а он не хочет выходить на мороз. Ганс соглашается и просит одолжить фонарь Мельника. Тот отказывается, потому что он новый, и снова напоминает своему другу, что было бы недружелюбно отказать ему, потому что он предлагает ему тачку. После того как Ганс привёл доктора, он теряется, когда идёт за ним обратно к дому Мельника. Из-за отсутствия фонаря он заблудился и упал в бассейн, где утонул.
На его похоронах присутствует много народу, и Мельник оплакивает его громче всех. Мельник сожалеет о том, что тачка предназначалась Гансу, но она в таком плачевном состоянии, что он не может её продать; он приходит к выводу, что «человек всегда страдает от щедрости».
Линнет заканчивает свой рассказ, а водяная крыса сочувствует Мельнику. Когда Линнет отвечает, что не понял морали истории, водяная крыса сердито убегает обратно в свою нору.
Замечательная ракета
К свадьбе принца и принцессы готовится грандиозная церемония, наполненная фейерверками. Пока эти фейерверки разговаривают между собой, претенциозная Ракета громко хвастается своим превосходством. Когда его окликают, он разражается слезами, чтобы показать, что он сочувствует. Из-за этих слез он становится слишком сырым, чтобы зажечь его на свадьбе, и его выбрасывают, и он попадает в болото.
Ничему не научившись, он возвращается к своему напыщенному поведению, пренебрежительно обращаясь с лягушкой, стрекозой и уткой. Затем его находят два мальчика, которые принимают его за хворост и бросают в костёр. В конце концов, Ракета высыхает и наконец-то может загореться. К сожалению, Ракета взрывается посреди дня, и никто не видит, как это происходит.
День рождения инфанты
Юная испанская инфанта празднует день рождения, полный чудесных представлений, танцев и игр для неё и её юных спутников. Главным событием дня становится карлик египетских цыган, которого они выводят танцевать для неё. Это гротескное, деформированное маленькое чудовище, которое, кажется, не осознает, как оно выглядит. Когда он танцует, инфанта игриво и насмешливо бросает ему белую розу. Он очарован ею и мечтает стать её ближайшим товарищем по играм. После танца дети расходятся ужинать, а Карлик ждёт в саду возможности снова танцевать для Инфанты после ужина. Однако ему становится неспокойно, и он пробирается во дворец.
Он бродит из одной роскошной, тихой комнаты в другую, пока не попадает в одну из них, где находится отвратительное существо. Существо насмехается над каждым жестом гнома. Вдруг карлик понимает, что смотрит в зеркало и что это он сам такой гротескный. Он падает на пол, понимая, что инфанта насмехается над ним. Он умирает от разрыва сердца, когда входят Инфанта и её друзья и требуют, чтобы он станцевал для них.
Звёздный ребёнок
Однажды вечером два дровосека находят в ветреном лесу ребёнка, завёрнутого в золотой плащ. Один из них берёт его домой, чтобы вырастить. С каждым днём ребёнок становится все красивее, в нём развивается острое чувство гордости, жестокости и презрения к слабости. Его сердце ожесточается, и однажды, увидев уродливую нищенку, он бросает в неё камни.
Даже когда выясняется, что это его давно потерянная мать, он все равно ненавидит её за уродство. Однако после того, как он приказал ей уйти, он понимает, что теперь он сам уродлив, и клянётся найти свою мать и попросить у неё прощения.
Три года он скитается в её поисках, постоянно страдая. Он приходит к городским воротам, но его не пускают. Злой маг видит его и покупает в рабство. Маг говорит мальчику, что он должен пойти в лес и найти кусок белого золота, жёлтого золота и красного золота, иначе маг побьёт его.
Мальчик отправляется в лес на следующий день, не зная, что делать. Но когда он спасает Зайца, попавшего в лесную ловушку, Заяц приводит его к нужному куску золота. На обратном пути в город прокажённый у ворот просит денег. Ребёнок знает, что его побьют, если он не принесёт золото, но видит, что нужда прокажённого выше его собственной. Эта схема повторяется и для других кусков золота.
Наконец, когда Ребёнок снова входит в ворота с пустыми руками, воины склоняются перед ним, а высокопоставленные чиновники и священники бросаются к нему и объявляют, что он и есть тот правитель, о котором было предсказано. Он потрясён, но говорит, что должен найти свою мать и не достоин править королевством. Он замечает нищенку, сидящую рядом с прокажённым, и бросается к ней, извиняясь за своё ужасное поведение. Нищенка и прокажённая представляются королём и королевой и обнимают своего сына.
Звёздный ребёнок коронуется и правит три года, пока не умирает. После его безвременной кончины к власти приходит злой правитель.
Молодой король
Однажды молодая принцесса тайно выходит замуж за человека ниже её по положению, рожает ребёнка, и его забирают на воспитание козлы. Принцесса умирает, а ребёнок растёт, не зная о своей истинной сущности. Однако старый король испытывает угрызения совести и решает принять юношу обратно и назначить его наследником престола.
Молодой король очарован всем прекрасным и не может перестать думать о своей коронационной мантии, короне и скипетре. Однако в ночь перед коронацией он видит три сна. В первом он видит ткачей, работающих в жалких условиях, и узнает, что они делают его мантию. Во втором он видит корабль, полный рабов, и одного раба, который позже умирает, сбрасывают в океан, чтобы он нырял за жемчугом для скипетра.
В третьем сне он видит сотни мужчин, копающих в высохшем русле реки. Смерть просит у Авариче третью часть мужчин, но она отказывается, и тогда он посылает Агу и Чуму. Все мужчины умирают, а молодой король узнает, что они искали драгоценные камни для его короны.
Проснувшись от этих снов, молодой король облачается в простые одежды и корону из дикого бриара. Высшие чиновники и священники огорчены его появлением, но он не обращает на них внимания. Он идёт в часовню и преклоняет колени перед подобием Бога. Дворяне врываются, чтобы схватить его, убеждённые, что он разрушает престиж короны, но когда он поворачивается и встаёт перед ними, его окутывает ослепительный святой свет. Все падают перед ним на колени и видят, что он коронован Богом.
Рыбак и его душа
Молодой рыбак влюбляется в маленькую русалочку, но она говорит, что единственный способ быть вместе – это отдать свою душу, так как у морских жителей её нет. Он соглашается и обращается за помощью к колдунье. Она говорит ему, чтобы он пришёл танцевать с ней под полной луной, и она скажет ему, что делать. Взволнованный, рыбак приходит на танец и кружится вместе с колдуньей и её сородичами. К ним присоединяется странный бледный мужчина, и все ведьмы целуют ему руки. Рыбак смущён и делает крестное знамение. Это расстраивает ведьм, и они уходят, но рыбак держится за свою и умоляет, а затем угрожает ей сказать ему, как избавиться от его души. Она не хочет, но даёт ему маленький нож из зелёной гадюки и велит отрезать его тень. Рыбак делает это, и его Душа отделяется от него. Душа страдает и не хочет уходить, но Рыбак приказывает ей уйти и присоединиться к Русалке. Душа обещает возвращаться каждый год и рассказывать Рыбаку о своём опыте.
После первого и второго года Душа возвращается с увлекательными рассказами о том, что она делала и видела. Её силы в этом мире были почти божественными, и она просит Рыбака присоединиться к ней. Рыбак смеётся и говорит, что Любовь больше, чем Мудрость или Богатство.
На третий год Душа рассказывает Рыбаку о прекрасной танцующей девушке. Рыбаку очень хочется снова увидеть красивые танцующие ноги, ведь у его Русалки их нет, поэтому он сопровождает Душу. Душа присоединяется к Рыбаку, и они отправляются в город с танцовщицей. Однако в первом городе Душа заставляет рыбака украсть серебряный кубок. Во втором она заставляет его избить ребёнка. В третьем – заставляет его убить купца и забрать его золото. Поражённый рыбак ничего не понимает, и Душа говорит ему, что у неё нет сердца, поэтому она научилась только злу.
Рыбак заявляет, что больше не будет творить зло, связывает себе руки и затыкает губы. Он возвращается к Русалке, а Душа следует за ним. Сколько бы раз он ни взывал к Русалочке, она его не слушает. Проходит три года. Душа пытается соблазнить рыбака, но безуспешно. Наконец, она предлагает войти в сердце рыбака, но, хотя рыбак соглашается, сердце не открывается.
Однажды в море начинается траур, и на берег выносит мёртвое тело Русалочки. Рыбак в смятении падает ей на грудь. Он рассказывает ей о своих плохих поступках и говорит, что теперь он может быть спокоен и умрёт вместе с ней. Когда он умирает, его сердце открывается, и Душа проскальзывает внутрь.
Деревенский священник, который ранее осуждал стремление рыбака избавиться от своей души, находит тела и отказывается благословить море, потому что морские жители дикие и проклятые. Однако когда он видит на алтаре белые цветы с того участка поля, где были похоронены влюблённые, и чувствует, как в нём зашевелились слова Любви, он осознает свою ошибку и благословляет море и всех существ мира.
Список персонажей
Счастливый принц («Счастливый принц»)
Счастливый принц – это статуя умершего принца, который прожил всю свою жизнь, не зная горя. Вычурная статуя поражает воображение, она инкрустирована сапфирами, рубином и сусальным золотом. Умирая, счастливый принц отчаялся в страданиях своего народа, что заставило его попросить Ласточку пожертвовать все драгоценные камни, которыми он обладает. В конце концов, он остаётся совершенно голым, и мэр приказывает снести его, но он и Ласточка соединяются на небесах с Богом.
Ласточка («Счастливый принц»)
Ласточка останавливается отдохнуть на статуе Счастливого принца по пути в Египет и поначалу ведёт себя грубо и отчуждённо по отношению к принцу, когда её просят помочь горожанам. Однако Ласточка раскрывает свой характер и оказывается щедрым, сострадательным и дружелюбным существом. Она начинает любить Принца и остаётся с ним до самой смерти.
Великан («Эгоистичный великан»)
Поначалу Великан – эгоистичное существо, его раздражают дети, которые играют в его саду, когда его нет. Однако со временем его сердце оттаивает, когда он видит, что Весна и Лето избегают его сада. Когда он снова впускает детей, он особенно сострадает маленькому мальчику, пытающемуся взобраться на дерево. Мальчик возвращается через много лет, и Великан понимает, что это Христос.
Плачущий ребёнок / Иисус («Эгоистичный великан»)
Плачущий мальчик – единственный ребёнок, который не убежал от Великана, так как в это время он пытался взобраться на дерево. Его невинность согревает сердце Великана, в результате чего он разрушает стены, окружающие его владения. Ребёнок возвращается в сад лишь много лет спустя. Он по-прежнему остаётся ребёнком, хотя Великан уже очень стар, и на нём появляются стигматы, показывающие, что он – Иисус. Он возвращается только для того, чтобы забрать своего друга Великана на небеса.
Соловей («Соловей и роза»)
Она – романтическая птица, которая верит в беду студента, ищущего красную розу, чтобы преподнести её своей возлюбленной. В конце концов ей приходится пожертвовать своей жизнью, исполняя песню и одновременно вонзая шип в своё сердце. Когда она умирает, принеся эту красную розу, студент относит её любимой женщине, но получает отказ.
Студент («Соловей и роза»)
Он – студент, ослеплённый любовью, и он опустошён, когда женщина, которую он любит, говорит, что может быть с ним, только если он найдёт ей красную розу. К сожалению, поскольку сейчас зима, розы не цветут. Его беда западает в сердце соловья, и она отдаёт свою жизнь, чтобы добыть для него красную розу. Когда он, наконец, может пойти к даме с красной розой, она снова отказывает ему, потому что получила драгоценности от другого жениха. В результате студент отвергает саму идею любви.
Розовое дерево («Соловей и роза»)
Розовое дерево сообщает Соловью, что нужно сделать, чтобы вырастить красную розу для студента.
Ракета («Замечательная ракета»)
Ракета – чрезвычайно эгоцентричный персонаж. Он самодоволен и самовлюблен, считая, что фейерверк важнее свадьбы, которую он празднует. Он пребывает в иллюзорной уверенности в своём превосходстве, даже когда взрывается без зрителей.
Маленький Ганс («Преданный друг»)
Это бескорыстный садовник, который наивно делает одолжения своему другу Мельнику, казалось бы, не замечая, что его используют в своих интересах. Однако доброта и щедрость Ганса в конце концов не вознаграждаются, и он погибает, выполняя поручение доктора для сына Мельника во время страшной бури.
Мельник («Преданный друг»)
Мельник – комически преувеличенный эгоист. Он считает себя верховным, преданным другом Ганса, но никогда так не поступает. Он манипулирует и самодоволен.
Водяная крыса («Преданный друг»)
Грубое и эгоистичное существо, водяная крыса не имеет семьи и считает, что дружба важнее всего на свете. Он считает себя преданным другом, но когда его спрашивают, что это значит, отвечает, что его друзья преданы ему, и это все, что имеет значение.
Линнет («Преданный друг»)
Рассказывая сказку о «преданном друге», Линнет надеется показать Водяной Крысе, что его представление о преданной дружбе ошибочно, поделившись этой историей и её моралью.
Жена мельника («Преданный друг»)
Как и Мельник, она скуповата и корыстна. Она восхваляет идею своего мужа о дружбе.
Сын мельника («Преданный друг»)
Сын мельника – единственный в семье, кто проявляет хоть какое-то сострадание к Гансу, предлагая пригласить его к себе и разделить с ним еду.
Молодой король («Молодой король»)
Воспитанный козопасом и его семьёй, молодой король не знает, что он член королевской семьи, пока не становится юношей. Он готовится к своей коронации, мечтая о том, что больше всего его прельщает – о красоте.
Однако в ночь перед важным событием ему снится ряд снов, в которых рассказывается о страданиях тех бедных людей, которым поручено шить его мантию и искать жемчуг и драгоценные камни для его короны и скипетра. Смирившись, он решает отказаться от пышного одеяния и облачается в простую одежду.
Инфанта («День рождения инфанты»).
Она изящная и снобистская маленькая дочь испанского короля. У неё день рождения, и она посещает представления самых разных людей, наслаждаясь их корридой, танцами и игрой. Карлик кажется ей отвратительно уродливым, но уморительно забавным, и она бросает ему розу в насмешливом жесте. Позже, когда она находит бедное мёртвое существо, она говорит, что больше не должно быть артистов с сердцем.
Карлик («День рождения инфанты»)
Сморщенная и чудовищная фигура, танцующая с цыганами для Инфанты, поначалу не знает, как выглядит на самом деле. Он очаровывается Инфантой и мечтает остаться рядом с ней. Однако, разыскивая её во дворце, он попадает в зеркальную комнату и обнаруживает, что он гротескен, а инфанта лишь насмехалась над ним. Он падает духом и умирает от разрыва сердца.
Дон Педро («День рождения инфанты»)
Это злой и жестокий дядя Инфанты и брат короля. Указывается, что он желает заполучить трон для себя.
Великий инквизитор («День рождения инфанты»)
Исповедник короля и человек, узнавший, что карлик умер от разрыва сердца.
Король («День рождения инфанты»)
Король – человек с разбитым сердцем, потому что его любимая жена умерла вскоре после рождения инфанты. Раз в месяц он навещает её изысканно забальзамированный труп и рыдает перед ним; его отчаяние не позволяет ему присутствовать ни на одном празднике в честь дня рождения дочери. Он хочет покинуть свой пост, но не хочет оставлять дочь своему злобному брату, дону Педро.
Звезда-ребёнок («Звезда-ребёнок»)
Ребёнка-звезду украли у матери, когда он был ещё младенцем, и воспитали Дровосек и его жена. Поскольку он стройный и красивый, им восхищаются, но он вырастает гордым и жестоким. Он не понимает ошибки своего пути, пока не прогоняет свою мать, которая теперь вернулась старой нищенкой, и сам становится уродливым. Он отправляется на её поиски и узнает, что красота находится внутри, а человек должен быть щедрым к своим ближним. В конце он принимает облик принца.
Дровосек («Звёздный ребёнок»)
Дровосек и его жена принимают Звёздного ребёнка как своего собственного. В отличие от своего товарища дровосека, этот человек добрый и милосердный.
Нищенка («Звезда-ребёнок»)
Нищая женщина – родная мать Звёздного ребёнка, но когда она встречает своего сына, когда он ещё юноша, ей не везёт, она бедная, уродливая и измождённая. Он прогоняет её прочь и не встречается с ней до конца истории, когда приносит глубочайшие извинения за своё поведение. На самом деле она тоже королева и приветствует своего сына вместе со своим мужем королем.
Маг («Звёздный ребёнок»)
Маг родом из Ливии и является жестокой, манипулятивной фигурой. Он покупает Звёздного ребёнка в качестве раба и приказывает ему отправиться в лес за золотом, которое ему нужно. Он бьёт его, когда тот возвращается без золота.
Прокажённый («Звёздный ребёнок»)
Прокажённый – это переодетый король и отец Звёздного ребёнка, который проверяет мальчика, чтобы убедиться в его доброте и порядочности.
Молодой рыбак («Рыбак и его душа»)
Юный рыбак без памяти влюблён в Русалочку и решает избавиться от своей души, чтобы быть с ней. Несколько лет он счастлив, но когда он решает воссоединиться со своей Душой, он совершает ужасные поступки и желает только воссоединения со своей любовью. Русалочка не возвращается к нему, пока её не выбрасывает на берег мёртвой. Рыбак признается ей в своих грехах и соединяется с ней в смерти.
Русалочка («Рыбак и его душа»)
Это милое и весёлое создание, в которое влюбляется рыбак. Она не может быть с ним, когда у него есть Душа, поэтому он отдаёт её за нее.
Душа («Рыбак и его душа»)
Душа рыбака отчаянно пытается вернуться в своё тело, но её отбрасывают. Он проводит несколько лет, путешествуя по фантастическим местам и разыскивая экзотические предметы, всегда надеясь выманить Рыбака из города. Когда Душа, наконец, возвращается, она заявляет, что, поскольку у неё нет сердца, она научилась делать только зло, поэтому она заставляет Рыбака совершать ужасные поступки. В конце концов он решает поселиться в сердце рыбака, но может попасть туда только после смерти юноши.
Темы
Любовь – это боль
Любовь – постоянная тема в сказках Оскара Уайльда. Многие критики усмотрели гомосексуальный подтекст в некоторых из изображённых отношений, что объясняет, почему Уайльд счёл нужным отказаться от детской аудитории для этих сказок. Это не помешало критикам высказаться по поводу поцелуя между Ласточкой и Счастливым принцем или Великаном и Мальчиком, поскольку они посчитали их неуместными и извращёнными. Тем не менее, другие защищали Уайльда, считая, что он просто использовал поцелуй как символический жест платонической любви.
Сказки действительно изобилуют множеством аспектов любви. Будь то романтика, дружба или даже простое родство, Уайльд исследует тёмную сторону этих отношений, часто заставляя персонажа, проявляющего истинную любовь, безмерно страдать.
Тщетность благотворительности
В своём эссе «Душа человека при социализме» Оскар Уайльд заявил, что «благотворительность порождает множество грехов». Эта тема – одна из самых распространённых в сказках, и Уайльд ясно даёт понять, что он не верит в мнимые достоинства этой добродетели.
Благотворительность постоянно изображается эфемерной, потому что даже когда люди движимы состраданием, оно редко, если вообще когда-либо, решает основную проблему: человек эгоцентричен. Счастливый принц, возможно, был милосерден в смерти и помог многим семьям пережить суровую зиму, но настоящих социальных изменений не произошло. Ласточка становится побочным ущербом, поскольку умирает, помогая Счастливому принцу искупить свою вину за прошлое пренебрежение. Конечно, в итоге они проводят вечность вместе, но горожане, которым они помогли, скорее всего, продолжат жить в жалких условиях.
Уайльд говорит о том, что благотворительность эгоистична, так как она действительно помогает лишь благодетелю спать спокойно.
Мученичество
В отличие от сказок Андерсена, сказки Уайльда не романтизируют трансцендентные силы мученичества. На самом деле, несмотря на восхищение Уайльда сказками Андерсена, он подражает их стилю только для того, чтобы извратить первоначальные идеи. В страдании нет спасения.
Когда Ганс слепо ставит нужды своего друга выше собственной жизни, это похвально, но в конечном итоге бессмысленно, поскольку его друг даже не признает принесённых жертв. Соловей отдаёт свою жизнь за неблагодарного студента. Ни одно из страданий персонажей не приводит к реальным изменениям для кого-либо.
Гомосексуализм
Большинство сказок в сборниках Уайльда в той или иной, пусть и сублимированной форме, содержат упоминания о гомосексуальной любви или недостаточности гетеросексуальной любви, основанной на воспроизводстве. Он никогда не указывает на свой интерес к этим вопросам прямо, но скорее подкрепляет ими свои, казалось бы, традиционные моральные сказки.
Женщины тщеславны, как Тростник в «Счастливом принце»; есть романтический поцелуй между самцом Ласточки и принцем, и ещё один – между Великаном и мальчиком; Соловей проникает в Розовое дерево, пол которого не указан; молодой король – денди с компанией красивых, женоподобных пажей; Звёздный ребёнок – молодой Адонис, одержимый собственной неземной красотой; Водяной Крыс доказывает, что дружба сильнее и чище романтической любви. Таким образом, через рамки сказки Уайльд может исследовать мир, частью которого он был в настоящее время в своей собственной жизни.
Искусство и красота
Неудивительно, что эстет Уайльд пронизывает свои сказки искусством и красотой. Красота искупает Великана; искусство человека заменяется искусством Бога, чтобы короновать молодого короля; Инфанту никогда не беспокоит уродство или боль в стенах её дворца; Звёздный ребёнок отказывается от красоты и искусства ради морали. Уайльд пишет о садах, цветах, богатых одеждах и драгоценных камнях, чувственно красивых юношах и многом другом.
Акцент на красоте помогает сделать некоторые из сказок более взрослыми, поскольку взрослый читатель воспринимает потерю красоты как отражение своей нынешней или будущей потери молодости. В конечном счёте, послание Уайльда о красоте и искусстве является сложным. Он ценит искусство ради искусства, считает, что сосредоточенность на чистой морали мертвит и уродлива, и верит, что искусство и красота могут искупить дегенератов; однако он также видит ограниченность искусства и красоты и критикует артистизм и двойственность викторианского общества.
Христианство
Христианская мораль присутствует во многих сказках, а христианские фигуры и библейская дикция – в нескольких. Уайльд считает чистую христианскую любовь – ту, которую в самом конце проявляет священник в «Рыбаке и его душе», а также фигура Христа в «Эгоистичном великане» и Звёздный ребёнок в одноимённом рассказе – достойной одобрения.
Христианство предлагает основные моральные рамки, которые могут управлять человеческими действиями и мыслями во взаимовыгодном ключе. Уайльда не волновали конкретные догмы или даже пропаганда большей религиозности; скорее, он использовал наиболее универсальные, узнаваемые принципы.
Мораль
По своей сути, многие сказки Уайльда пропагандируют классически нравственное поведение и осуждают безнравственное. Эгоизм, гордость, наивность, скупость и капризность осуждаются, а бескорыстие, доброта, сочувствие и щедрость восхваляются. Однако Уайльд стремится показать, что уклонение от первого и следование второму не гарантирует счастья, удовлетворения или даже продолжения жизни.
Многие герои, ведущие себя благородно, не получают вознаграждения; многие, ведущие себя плохо, так и не получают своего возмездия. Уайльд может облекать свои сказки в артистизм и красоту, но уродливая реальность того, что иногда хорошие люди страдают, а плохие процветают, вполне очевидна.
- «Баллада Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «De Profundis» (Тюремная исповедь) Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Женщина, не стоящая внимания» Оскара Уайльда, краткое содержание
- Дориан Грей в театре имени Ермоловой стал нашим современником
Комментирование недоступно Почему?