«De Profundis» (Тюремная исповедь) Оскара Уайльда, краткое содержание читать ~8 мин.
Иконоборец своего времени и один из самых ярких писателей викторианской эпохи, Оскар Уайльд опубликовал множество своих произведений и был хорошо принят. К сожалению, он был заключён в тюрьму за «грубую непристойность» и вынужден был провести в ней часть своей жизни; тем не менее, в этот период были созданы некоторые из его важных произведений.
Одним из таких произведений было «De Profundis», письмо Оскара Уайльда к «Бози» (лорду Альфреду Дугласу). В этом письме Оскар Уайльд в основном рассказывает о том, какую жизнь они вели, что в конечном итоге преследовало его, и говорит о том, что в тюрьме ему было откровение, и он нашёл Иисуса Христа.
Уайльд передал это письмо Роберту Россу с верой в то, что тот со временем опубликует его. Росс так и сделал и дал письму название «De Profundis» – библейская аллюзия на 130-й псалом.
Содержание
Автор пишет письмо, адресованное кому-то лично. В начале письма он рассказывает о своих страданиях и боли, которую он испытывал, попав в тюрьму. Затем он начинает говорить о том, что осознал, что погубил себя своим безрассудным поведением и потаканием порочным удовольствиям жизни. Проведя некоторое время в тюрьме, он понимает, что ему необходимо смириться, принять участие в смирении.
Для того, чтобы переосмыслить себя, переосмыслить свою индивидуальность, ему необходимо принять свою печаль. Ни религия, ни мораль, ни разум не могут помочь ему, только его печаль. Затем писатель рассказывает о том, как люди советовали ему забыть о тюрьме, когда он выйдет, но теперь он понимает, что это было бы неправильно, потому что это означало бы, что его будет преследовать ощущение несправедливости того, что он вообще оказался в тюрьме. Он должен принять это как часть своей жизни, чтобы быть счастливым и свободным. В своём вновь обретённом духовном пробуждении писатель полон решимости увидеть красоту в своём опыте.
Затем писатель рассказывает о том, как он был зол, когда его впервые посадили в тюрьму. Он чувствовал ярость и уныние и тогда думал, что когда он выйдет на свободу, то будет ходить злой на весь мир и заставлять людей участвовать в его унынии. Теперь он стал другим; он хочет, чтобы люди, которые посещают его, уходили счастливыми, видя, что он здоров. Затем он размышляет о печали и о том, как она приводит к духовному пробуждению и полноте человека. Печаль приводит к совершенству искусства; это полный баланс души и тела, внешнее отражение внутреннего в человеке.
Далее писатель связывает скорбь и страдания с Богом. Печаль связана с любовью, и с помощью печали душа человека достигает совершенства. Он говорит о своих мыслях о Христе и о том, как Христос связан с искусством, с совершенством искусства. Писатель говорит о том, что Христос был самым высшим индивидуалистом и что большая часть романтического направления в искусстве основана на Христе.
Затем он говорит о том, что его попадание в тюрьму – это не ужасный конец, а прекрасное начало, и что если бы он вышел из тюрьмы раньше, полный ненависти, это оказало бы разрушительное влияние на его жизнь. Он вспоминает, как люди смеялись над ним, когда он был на улице в костюме каторжника, и как это событие долгое время преследовало его, но теперь он чувствует жалость к их отсутствию жалости, потому что только человек, лишённый души, будет издеваться над другой душой, испытывающей боль.
Писатель заканчивает своё письмо рассказом о том, что, когда он выйдет на свободу, первое, что он сделает, это насладится природой. Он отмечает, что слишком много людей говорят о красоте природы, но слишком мало тех, кто действительно выходит на улицу, чтобы почувствовать и насладиться ею. Природа исцелит и очистит его и сделает его снова целым.
Список персонажей
Оскар Уайльд
Главный герой этого письма – сам писатель, Оскар Уайльд. Он рассказывает о своих внутренних проблемах, которые возникли после того, как его посадили в тюрьму, и о своём духовном пробуждении во время пребывания там. Сначала его переполняли гнев и ярость, но со временем он стал спокойнее, и вместо того, чтобы смотреть на происходившие с ним события как на нечто ужасное и несправедливое, он начал видеть в них путь к самопознанию и совершенствованию индивидуализма. Он упоминает некоторые из своих знаменитых произведений и темы, которые были в них выгравированы. Он также говорит о Христе как о совершенном индивидуалисте и о том, как история Христа повлияла на искусство.
Христос
Уайльд говорит о том, что думал о Христе и жизни Христа, находясь в тюрьме. Он говорит о Христе в связи с искусством и о том, что Христос вёл настоящую жизнь художника. Он говорит о том, что те, кто живёт жизнью, похожей на жизнь Христа, являются полностью и абсолютно самими собой. Он видит Христа как законченного индивидуалиста, которому есть место среди поэтов, и что его интересует душа человека.
Аудитория Уайльда
Это письмо можно рассматривать как исповедь Уайльда перед своей аудиторией. Часто в своём письме он самозабвенно рассказывает о том, что жил только ради комфорта и удовольствий жизни, и даёт некоторое представление об основных мотивах и темах некоторых из своих знаменитых произведений.
В момент написания письма он – изменившийся человек, полностью осознавший себя и крепко держащий свою душу в руках. Аудитория Уайльда – это то, что сделало его знаменитым, но это также его аудитория, которая принесёт много трудностей, когда он выйдет из тюрьмы. Он сравнивает себя с неизвестным заключённым, размышляя о том, что неизвестный человек сможет освободиться от воспоминаний о тюрьме, но он не сможет, потому что у него есть слава и аудитория. Тем не менее, он верит в себя и в своё искусство, и в то, что благодаря своему искусству он сможет снова обратиться к своей аудитории.
Темы
Высший порок
На протяжении всего романа «De Profundis» Уайльд несколько раз упоминает о высшем пороке. Что же является пороком всех пороков для Оскара Уайльда? Как ни странно, учитывая критику, которой Уайльд часто подвергался во время своей карьеры, – а может, и не так уж странно, – высшим пороком является поверхностность.
Оскара Уайльда обвиняли в поверхностной карьере, в которой он уделял слишком много внимания внешности – как в манере поведения, так и в художественной литературе. Разумеется, объектом гнева Уайльда в отношении порока мелкости в «De Profundis» является его бывший любовник Альфред Дуглас, которого здесь (и в других местах) с большой любовью называют «Бози».
Долги и взыскания
Когда Уайльд не говорит о высшем пороке мелкости, он ведёт счёты. Всепроникающее тематическое покрывало озабоченности по поводу неоплаченных и подлежащих возврату долгов висит над всем текстом. Когда Оскар не даёт подробную детализацию уходящих денег, на которые не хватает средств, чтобы покрыть приходящие, он даёт Бози понять, какие последствия несёт для него неспособность покрыть этот долг.
Возможно, чувство вины – это проявление высшего порока, а может быть, просто Бози не совсем понимает. Нет, забудьте о первом, это явно второе, потому что, как сказал Уайльд
Стыд, стыд
Оскар не мог быть более откровенным с Бози: “Втайне вы должны думать о себе с большой долей стыда”. За исключением того, что в тематическом плане в этом предложении есть смысловое измерение, которое фактически подтверждает, что когда речь идёт о высшем пороке, Уайльда следует исключить.
Если и есть что-то, чем Оскар Уайльд не был и, возможно, никогда не мог быть, так это неглубокость. Добавив это маленькое «должен» к Бози, он расширил значение фразы в геометрической прогрессии. Является ли он риторическим или авторитетным? Это вопрос или приказ? Вся «De Profundis», кажется, подразумевает намерение Оскара… и то, и другое. С одной стороны, это пример использования силы языка для принуждения к позору. С другой стороны, это риторическое упражнение в ответе на вопрос, кто больше заслуживает чувства стыда: Уайльд или Бози?
Уайльд здесь говорит о своём отчаянии от пребывания в тюрьме и размышлениях о Христе. В своём письме, адресованном другу, или аудитории в целом, Уайльд признается в своей внутренней борьбе за принятие ужасной участи, с которой ему пришлось столкнуться, попав в тюрьму.
В первой части он говорит о своём образе жизни, который привёл его туда. Он с чувством самоанализа признает, что только он один виноват в том, что произошло. Сначала ему было трудно, но как художник, чьё предназначение – влиять на людей, трогать и исцелять их сердца, он должен сделать это для себя. Он анализирует себя, своё сердце и свой разум, и обнаруживает источник своего гнева, источник потери индивидуализма, потери собственной души, наконец. Он обнаруживает красоту и источник исцеления во Христе и жизни Христа.
Уайльд заканчивает письмо тем, что с нетерпением ждёт новых начинаний и признаёт, что ему нет места в обществе, только в природе.
На последних страницах письма Уайльд принимает свою судьбу не как конец, а как прекрасное новое начало. В своём горе он нашёл себя и обрёл свою душу; теперь он сам по себе и готов встретить все, что его ожидает. Он понимает, что такой человек, как он, всегда будет изгоем в обществе, но природа, как питательный источник исцеления, залечит его раны и очистит его разум и душу.
- «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- «Держи аспидистру в полёте» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «На краю империи» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Рассказы Владимира Набокова, кратко
- «Исповедь» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?