Стихотворения Осипа Мандельштама читать ~7 мин.
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, когда она ещё была частью Российской империи, в 1891 году. Стремясь избежать разгула антисемитизма, Мандельштам переехал в Санкт-Петербург, и жизнь в сердце Российской империи привела его к контакту с движением русских символистов. Возможно, это была не совсем ненависть с первого взгляда, но реакция Мандельштама была достаточно сильной, что в конечном итоге привело к тому, что он стал одним из ведущих деятелей акмеистического движения в русской поэзии.
Конфликт между этими двумя школами сводится, по сути, к предпочтению использования непонятных символов перед относительно простыми образами и наоборот. Таким образом, положение Мандельштама в мире поэзии характеризуется тем, что он относится к тем поэтам, которые пишут стихи для тех, кто ненавидит поэзию. Доступность – вот что здесь главное, и если стихи Осипа Мандельштама кажутся вам слишком туманными и заумными, настоятельно советуем вам не читать произведения русских символистов.
Сборник «Камень», опубликованная в 1913 году, является откровением акмеистической эстетики: выражение эмоций и наблюдение за их влиянием на восприятие. К счастью для Мандельштама, стихи были приняты при том русском языке, в котором существовал Санкт-Петербург. К несчастью для Мандельштама, в конце концов он оказался в гораздо менее организованной, но гораздо более опасной школе: поэты, которые, как считалось, относились к Иосифу Сталину с явной желтизной.
«Египетская марка», «Стихи» и «О поэзии» нашли свою аудиторию, но судьба Мандельштама пошла по спирали вниз после обвинения в плагиате, несмотря на защиту, в которой участвовал один из любимцев Сталина – Бухарин. В 1933 году, опубликовав сатирическую шутку в шестнадцать строк, направленную против счастливо помешанного массового убийцы с «тараканьими» усами, Мандельштам обнаружил, что в России растёт нечто гораздо худшее, чем антисемитизм. Он озвучил эту язву, которая уносила жертвы внезапно и без угрызений совести, в одном из своих самых часто цитируемых наблюдений о жизни в России:
“Чего ты жалуешься, поэзию уважают только у нас — за неё убивают. Ведь больше нигде…”.
Осип Мандельштам умер от сердечного приступа во время следования в Сибирь на пятилетнюю каторгу в 1938 году.
«Ещё не умер. Все ещё одинок»
Человек, к которому обращено это стихотворение, хотя и должен умереть, не будет одинок, потому что с ним их бедный друг. Они вместе созерцают величие равнины, не обращая внимания на темноту, температуру и снежные бури.
Мандельштам советует читателю жить тихой и непритязательной жизнью, утешаясь даже в самых бедных условиях. Он отмечает, что каждый день и ночь в таких условиях – это благословение, а работа, выполняемая голосом, безупречна, без греха.
По его мнению, несчастны те, кто живёт как тень, боится даже лающей собаки и немощен перед ветром. Тот, кто сам живёт лишь наполовину, но при этом выпрашивает столь малые суммы, по его мнению, беден.
«Один я гляжу в белое лицо мороза»
Мандельштам отмечает, как он смотрит на мороз, белый по цвету. У него нет места назначения, как и у него самого нет определённого места. Все, что на нём надето, безупречно выглажено, без единой морщинки, демонстрируя каждый вздох под рубашкой.
Тем временем солнце светит на нищету внизу, спокойно, само по себе. Рядом с ним живёт лес, не беспокоясь о том, что его окружает нищета. Снег на земле невинно хрустит, когда по нему ступают.
Из книги «Камень»: 6
Описана берёза, полыхающая на фоне эмали бледно-голубого цвета – цвета, ассоциирующегося с каждым месяцем апреля. Вечер наступает робко. Создаётся узор, нежный и полностью законченный. По мере того как художник работает, демонстрируя своё мастерство, глазурь сохраняет нарисованный им образ, и в этот момент, когда его мастерство очевидно, он забывает о смерти.
Из книги «Камень»: 24
“Листья едва дышат под порывами тёмного ветра. Его цвет – чёрный. Ласточки круговыми движениями порхают в небе во время вечерних сумерек”. Мандельштам описывает состояние своего сердца. Это любящее сердце, но оно продолжает умирать. В нём сгущаются сумерки, последний проблеск света становится неодобрительным. Над лесом в этот вечер луна начинает подниматься на своё законное место. Мандельштам заканчивает стихотворение, задавая два взаимосвязанных вопроса: почему перестала играть музыка и почему существует только эта тишина.
Список персонажей
«Ты»
Один из очень важных персонажей, можно предположить, а может быть, просто проходной персонаж в поэзии Осипа – это «ты». Эта фигура скользит в развевающейся шали и является тем, кто, наряду с поэтической персоной, не взволновал ни одной души, никого не разбудил. Этот человек, также как и поэтическая персона, представляет собой самость.
Слуги
Слуги вместе представляют ещё один персонаж, коллективно символизирующий общество, поскольку они спят, пока двое людей пробираются наружу. Эти слуги, возможно, также представляют социальную иерархию, а также догмы. Они представляют все, что ограничивает двух влюбленных.
Дети
Интересно отметить, что в этой поэзии обычно присутствуют коллективные персонажи. Даже в этом случае дети рассматриваются как коллективная личность. Речь идёт именно о «детских» книгах. Упоминаются только «детские» мысли. Дети представляют собой исчезающее прошлое – все, что исчезло, что отступило.
Темы
Интроспекция
Мандельштам, кажется, предпочитает поэтическое в сочетании с уединением. Он предаётся интроспективным настроениям, размышляя о своей жизни и окружающем мире. В таких стихотворениях, как «Ещё не умер. Все ещё одинок» он размышляет о различиях, которые люди проводят между собой и другими. Исследуя собственное отношение к смерти и существованию, Мандельштам считает, что он постоянно соединяется с окружающими его людьми. Его внутренний опыт самости одновременно и информирует, и извлекает пользу из его опыта внешнего мира, так что его самовыражение становится методом, с помощью которого он обращается к другим людям, чтобы вовлечь их в отношения и созидание.
Медитация на сейчас
В своей поэзии Мандельштам – мастер наблюдения за настоящим моментом. Он не называет это медитацией, но в буддийской традиции совершенное наблюдение за течением времени является самой чистой формой медитации. Мандельштам пишет такие стихи, как «Что мне делать с этим телом, которое мне дали», как подробные наблюдения за отдельными моментами. Он отмечает, как приятно вдыхать и выдыхать. Он отмечает теплоту своего дыхания и закономерность своих физических процессов. Прислушиваясь к своему телу, он чувствует некий комфорт и близость ощущений, столь совершенно индивидуальных и личных.
Стремление к просветлению
Постоянно делая акцент на движении вверх, Мандельштам демонстрирует озабоченность поиском просветления, без лишних слов. Эта идея отражена в образах, устремлённых ввысь, в нескольких его стихотворениях. Например, «Один я гляжу в белое лицо мороза» описывает взгляд вверх на слепящее солнце, отражающееся и сверкающее на падающем снегу.
И снова в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугой холст» он смотрит на краны на промышленной площадке, размышляя об их сходстве с античными фигурами и грандиозными конфликтами. Наконец, луна задаёт тон в картине «Братья, восславим сумерки свободы», как в переносном, так и в буквальном смысле. Мандельштам часто изображает свой взгляд устремлённым вверх, направляя свои мысли и стремления на некий высший источник, который затмевает человеческий опыт и отождествление с эго.
Осип Мандельштам – поэт индивидуальности. Он превозносит социальные отношения, но одновременно пытается познать других людей через переживание себя. Его легко можно назвать интроспективным автором. Действительно, большая часть его стихов посвящена вопросам самоидентификации, переживания настоящего момента и взаимоотношений с другими людьми.
Хотя он часто обращается к понятиям одиночества и изоляции, Мандельштам довольно приятно отзывается об этих переживаниях. В стихотворении «Один я гляжу в белый лик мороза» речь идёт о снежной буре. В своём одиночестве, вызванном силой природы, рассказчик находит глубокое удовлетворение в наблюдении за естественной красотой окружающего мира. Одиночество позволяет ему почувствовать себя лично удостоенным зрелищ и ощущений бури, как будто они предназначены только для его глаз.
Даже рассуждая о смерти, Мандельштам не теряет уверенности в себе. Он не боится одиночества, потому что не чувствует себя по-настоящему одиноким. Глядя вверх, он видит человеческую связь в окружающих его людях, хотя может и не знать их лично. «Ещё не умер. И все равно одинок» – это довольно прямое утверждение взаимосвязанности человеческих существ. Мандельштам пишет о своеобразном самоиндуцированном страдании, которое заключается в самоизоляции, несмотря на жизненную силу и изобилие окружающего мира.
- Осип Мандельштам — чудо поэтической первозданности
- Об Иосифе Бродском без мифов, честно, с любовью
- Возвращение Осипа Мандельштама и его сохранённая речь в фильме Романа Либерова
- Театр «Малой» открыл сезон поэтическим спектаклем «Вдребезги»
- В столичном Сахаровском центре представили эскиз спектакля о Мандельштаме
- Гражданин России надругался над дорогостоящей картиной Марка Ротко
Комментирование недоступно Почему?