«Высокие окна» Филипа Ларкина читать ~4 мин.
Хотя стихотворение было написано в 1967 году, Филип Ларкин (1922-1985) опубликовал «Высокие окна» в одноимённом сборнике в 1974 году. «Высокие окна» были четвёртой и последней поэтической книгой Ларкина, а главное стихотворение демонстрирует работу поэта, находящегося в расцвете литературных сил. Хотя Ларкин часто ассоциируется с британским поэтическим движением, называемым просто «Движением», он – необычный автор, предпочитавший писать в уединении и без фанфар.
Стихотворение «Высокие окна» является примером ясности Ларкина, его сардонического и пессимистического тона, а также использования традиционных стихотворных форм. Стихотворение откликается на изменение культурных взглядов на секс в революционные 1960-е годы, используя эти события для более широких размышлений о природе общественных изменений.
Биография поэта
Филип Ларкин родился в 1922 году в семье английских родителей из среднего класса. В детстве Ларкин познакомился с творчеством Эзры Паунда, Т. С. Элиота, Джеймса Джойса и Пола Данбара Лоуренса. Родители поддерживали его интересы, поощряя его раннее увлечение джазовой музыкой.
После несколько трудного в академическом отношении детства Ларкин получил диплом с отличием первого класса по английскому языку в колледже Святого Иоанна, Оксфорд, в 1943 году.
После окончания колледжа Ларкин работал библиотекарем – профессии, которой он придерживался всю свою жизнь. Хотя в подростковом возрасте он оттачивал своё мастерство, сочиняя стихи и художественную литературу, Ларкин начал публиковаться только после того, как стал работать библиотекарем.
Его первый сборник, «Северный корабль», был опубликован в 1945 году. Ларкин продолжал писать и публиковаться всю свою жизнь, параллельно с поэзией создавая романы.
Литература Ларкина получила широкое признание. Ларкину предложили и «OBE» (посвящение в британский рыцарский орден), и должность британского поэта-лауреата. Предпочитая жить и писать в уединении, Ларкин отказался от обеих почестей. Когда он умер от рака в 1985 году, Ларкин оставил после себя заметно небольшое произведение – всего четыре небольшие книги стихов и несколько романов. Несмотря на это, отличительный стиль Ларкина, остроумие и формальная точность закрепили его место в литературном каноне.
Филип Ларкин открывает «Высокие окна» непринуждённой первой строфой. Говорящий, предположительно сам Ларкин, видит «пару детей». Первая строфа документирует это наблюдение и начинает переход стихотворения к размышлениям. Увидев молодую пару, говорящий «догадывается», что они спят вместе, используя противозачаточные средства. В отличие от более сексуально консервативного общества, в котором воспитывался Ларкин, говорящий «знает», что этот мир нынешней молодёжи «райский».
После длинного разрыва строфы в середине предложения, следующая строфа описывает этот рай как тот, о котором “все старики мечтали всю жизнь”. В этом месте строфы стихотворение вводит свой первый образ: сравнение “связей и жестов, отодвинутых в сторону” с отказом от устаревшего сельскохозяйственного оборудования (предположительно в пользу более современных сельскохозяйственных технологий). Стихотворение непосредственно переходит к следующему образу, описывая жизнь молодых как “все они спускаются по длинной горке”.
И снова Ларкин вставляет предложение между двумя строфами, сообщая читателю, что цель «длинной горки» – «К счастью, бесконечному». После этого предложения третья строфа стихотворения возвращает внимание к говорящему, который задаётся вопросом, смотрел ли «кто-нибудь на него», когда он был молод, так же, как он сейчас наблюдает за этой парой. Поскольку читатель может с уверенностью предположить, что «пара детей» находится в подростковом или двадцатилетнем возрасте, а говорящий задаётся вопросом, наблюдали ли за ним так же «сорок лет назад», говорящий идентифицирует себя как человека в возрасте 50-60 лет.
Вместо того чтобы наслаждаться новыми сексуальными свободами, молодость оратора, похоже, определялась культурной свободой от религии. Его воображаемый старец завидует тому, что для молодого Ларкина “больше нет Бога”. Отсутствие Бога также означает отсутствие беспокойства “Об аде и прочем”, и даже освобождает людей от “необходимости скрывать, что они думают о священнике”. Как говорящий представляет себе нынешнее поколение “спускающимся по длинной горке к счастью”, так и его воображаемый старец считает, что поколение говорящего “всё спустится по длинной горке как свободные чёртовы птицы”.
После этих размышлений о собственных мыслях оратора стихотворение «сразу же» переходит в другую тональность для своей заключительной строфы. Вместо простонародного диалога или простого уподобления в последней строфе развивается самосознательно прекрасный и сложный поэтический образ, пронизанный двусмысленностью.
«Вместо слов» мысли говорящего создают образ «высоких окон». Последние три строки стихотворения развивают этот образ, описывая «солнцепонимающее стекло» окон и «глубокий синий воздух» за ними.
- «Место, в котором стоит остаться» Джимми Сантьяго Бака, краткое содержание
- «Мальчики-призраки» Джуэлл Паркер Роудс, краткое содержание
- «Все, всегда: Становление любви в мире, полном неудач и трудных людей» Боба Гоффа, краткое содержание
- «Огни ночной пятницы: Город, команда и мечта» Базза Биссинджера, краткое содержание
- «Ядовитое дерево» Уильяма Блейка
- «Половина жёлтого солнца» Чимаманды Нгози Адичи, краткое содержание
- «Дыры» Луи Сачара, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?