«Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, краткое содержание читать ~13 мин.
«Веер леди Уиндермир, пьеса о хорошей женщине» – это четырёхактная пьеса, написанная Оскаром Уайльдом. Как и другие пьесы Уайльда, «Веер леди Уиндермир» – это пьеса, в которой сатирически изображается британское общество.
«Пьеса была поставлена в 1892 году и опубликована годом позже по настоянию сэра Джорджа Александра, актёра-менеджера театра Сент-Джеймс. Веер леди Уиндермир» – пятая пьеса Оскара Уайльда, но если первые три были неудачными, а четвёртая подверглась цензуре, то «Веер леди Уиндермир» был очень успешным и принёс Оскару Уайльду славу и большую сумму денег. Пьеса «Веер леди Уиндермир» прославила Оскара Уайльда как драматурга, а приёмы, использованные им в пьесе, создали идеальный баланс между серьёзностью и комедией.
Пьеса изобилует темами, которые во времена Оскара Уайльда считались клише, но то, как они представлены и как написана пьеса, обеспечило ей успех.
Оскар Уайльд написал пьесу во время своего пребывания с друзьями в Северной Англии, и многие персонажи носят имена, напоминающие названия озёр и городов.
Уайльд нападает на двуличное аристократическое общество, одновременно воплощая в пьесе свои идеи об эстетизме. В пьесе представлено общество, которое в основном сосредоточено на том, что лежит под поверхностью, и игнорирует то, что действительно важно, то есть душу человека. Благодаря «Вееру леди Уиндермир» современный читатель может понять викторианское общество и социальную динамику того времени.
Сюжет
Леди Уиндермир и лорд Уиндермир – счастливая молодая пара – женаты чуть меньше двух лет, у них шестимесячный ребёнок. В день, когда леди Уиндермир устраивает одну из последних вечеринок в сезоне по случаю своего дня рождения, к ней заходят два друга, лорд Дарлингтон и герцогиня Бервик, и сообщают, что её муж изменяет ей с женщиной по имени миссис Эрлинн.
Этот слух распространился в обществе, потому что он якобы давал ей большие суммы денег. Когда леди Уиндермир проверяет книги своего мужа, она обнаруживает, что это правда. Леди и лорд Уиндермир спорят об этом, когда он возвращается домой, и лорд Уиндермир просит леди Уиндермир пригласить миссис Эрлинн на её день рождения. Леди Уиндермир отказывается, поэтому лорд приглашает её сам.
Когда наступает вечер, на вечеринке присутствует много гостей. Появляется миссис Эрлинн и вызывает большой переполох: все решили, что её пригласила леди Уиндермир. На вечеринке, когда леди Уиндермир пытается обратиться за поддержкой к лорду Дарлингтону, он признается ей в любви и предлагает ей сбежать с ним. Когда она не соглашается, чувствуя себя смущённой и растерянной от всех открытий этого дня, лорд Дарлингтон говорит ей, что завтра он уедет и больше никогда её не увидит.
Пока миссис Эрлинн знакомится с новыми людьми на вечеринке и даже публично требует от лорда Уиндермира больше денег, леди Уиндермир удаляется в свою комнату. В разговорах и монологах миссис Эрлинн и лорда Уиндермира выясняется, что миссис Эрлинн – мать леди Уиндермир, которая бросила её в детстве.
Леди Уиндермир решает, что сбежит с лордом Дарлингтоном, и перед бегством с вечеринки оставляет мужу записку. Миссис Эрлинн находит записку и, понимая, что её дочь собирается совершить ту же ошибку, что и она в юности, берет записку с собой и отправляется на поиски дочери.
Она находит леди Уиндермир в доме лорда Дарлингтона и убеждает её не убегать от мужа и, что ещё важнее, от ребёнка. Однако затем в доме лорда появляются несколько мужчин вместе с лордом Уиндермиром, и женщинам приходится прятаться. Лорд Уиндермир видит веер своей супруги в комнате, где она прячется, и миссис Эрлинн должна выйти из укрытия и сказать, что она взяла веер, что позволяет леди Уиндермир скрыться незамеченной.
Вернувшись домой, лорд и леди Уиндермир примиряются и решают провести отпуск вдали от общества. Леди не хочет уезжать, не повидавшись с миссис Эрлинн, чтобы поблагодарить её, но лорд не хочет их встречи, так как боится, что миссис Эрлинн раскроет его жене свои отношения.
Миссис Эрлинн приезжает в дом и разговаривает с лордом и леди Уиндермир, прося леди взять её фотографию, поскольку она уезжает. Она намекает на связь, отмечая, что у них одинаковое христианское имя, когда спрашивает, не отдаст ли леди Уиндермир ей веер, который недавно подарил ей лорд Уиндермир. Однако не сообщает, что является её матерью. Она уходит с лордом Огастусом, который возвращается и объявляет, что они собираются пожениться.
Список персонажей
Лорд Уиндермир
Лорд Уиндермир играет важную роль в пьесе. Общество видит в нём идеального мужчину и прекрасного мужа. Он находится в центре конфликта, потому что о нём ходят слухи. По слухам, он спит с миссис Эрлинн. Всю пьесу читатель гадает, правда это или нет.
Леди Уиндермир
Она – жена лорда Уиндермира и мать его ребёнка. Она склонна забывать о своих материнских обязанностях и начинает подумывать о том, чтобы уйти от мужа из-за слухов, ходящих по городу. Она является дочерью миссис Эрлинн, но сама никогда об этом не узнает. Действие пьесы происходит во время празднования её двадцать первого дня рождения.
Лорд Дарлингтон
Он является хорошим другом лорда и леди Уиндермир. Он – очаровательный холостяк в обществе. У него есть чувства к леди Уиндермир. Он идёт на поводу у слухов, чтобы заставить леди Уиндермир уехать с ним.
Лорд Огастус Лортон
Это милый пожилой мужчина. Он влюблён в миссис Эрлинн. Он позволяет ей указывать ему, что делать, и ничуть не возражает против этого. Он просто хочет иметь женщину рядом с собой и провести с ней остаток жизни.
Мистер Дамби
Это второстепенный персонаж. Он типичный англичанин из высшего общества.
Мистер Сесил Грэм
Персонаж второго плана. Он очень эксцентричен. Он принадлежит к высшему обществу, но не похож на других мужчин. У него остроумное чувство юмора.
Мистер Хоппер Паркер
Австралийский бизнесмен, принадлежащий к высшему обществу. Он влюблён в дочь герцогини Бервикской леди Агату. Он – аутсайдер в лондонском высшем обществе, потому что он австралиец.
Герцогиня Бервикская
В высшем обществе её считают аристократкой. Она болтлива и очень заинтересована в скандалах и драмах.
Леди Агата Карлайл
Дочь герцогини Бервикской, которая на протяжении всей пьесы произносит только два слова: “Да, мама”. Она влюблена в мистера Хоппера.
Леди Плимдейл
Типичная лондонская женщина из высшего общества. Она высокого мнения о себе и ведёт себя соответственно.
Леди Статфилд
Второстепенный персонаж, который произносит несколько фраз. Она типичный представитель женщины из высшего общества.
Леди Джедбург
Второстепенный персонаж из высшего общества, произносящий несколько остроумных реплик. Она всегда находится на заднем плане сцен во время вечеринки, беспрестанно разговаривая.
Миссис Каупер-Каупер
Она порхает по сцене во время пьесы. Она мало что говорит, являясь очень незначительным персонажем. Она делает то, что ей нужно делать, чтобы оставаться частью высшего общества.
Миссис Эрлинн Розали
Женщина лет сорока, которая много лет назад ушла от мужа. В городе её знают как распутную женщину. Все её осуждают и клеймят как женщину, которая спит с женатыми мужчинами.
Конфликт пьесы заключается в том, что лорд Уиндермир расплачивается с ней, но с какой целью? Читатель не узнает до самого конца, что она – мать леди Уиндермир. Лорд расплачивается с ней, чтобы э не вышла с этой правдой в общество и не испортила репутацию леди Уиндермир. Она начинает пьесу как коварная женщина, но к концу искупает свою вину и помогает своей дочери.
Темы
Внешность
Главной заботой героев пьесы является поддержание видимости и создание иллюзии, что все в порядке. Для этого лорд Уиндермир готов лгать своей жене, позволяя ей поверить, что у него роман, в то время как на самом деле он пытается защитить свою и её репутацию.
Хотя можно подумать, что лорд Уиндермир поступает так из любви, в основе его действий лежит желание сохранить видимость в обществе, которое заботится только о том, что лежит на поверхности. Это тщеславие едва не стоит лорду Уиндермиру его семьи, так и не раскрыв правду о матери его жены.
Семья
Если поначалу миссис Эрлинн воспринимается как бессердечный человек, шантажирующий мужа своей дочери и угрожающий уничтожить репутацию дочери, то после того, как она находит письмо леди Уиндермир, в котором та рассказывает о своих планах бросить мужа ради другого мужчины, она резко меняется. Тогда миссис Эрлинн становится настоящей матерью, человеком, готовым на все ради своей дочери.
Миссис Эрлинн ставит на карту свою репутацию, чтобы спасти репутацию дочери, прекрасно понимая, что мужчина, за которого она хотела выйти замуж, может не захотеть жениться на ней, узнав о компрометирующей ситуации, в которой она оказалась.
В то же время миссис Эрлинн отказывается открыть правду своей дочери и сказать ей, что она её мать, зная, как это отразится на репутации леди Уиндермир. Всеми этими действиями миссис Эрлинн демонстрирует самоотверженное отношение и истинную любовь к своей дочери, защищая леди Уиндермир и не давая ей совершить ошибку, которая может разрушить её жизнь.
Цена против ценности
Самая часто повторяемая фраза из пьесы посвящена тому, что нельзя знать цену ничему, даже если знаешь цену всему. Большая часть разговоров в обществе высшего класса, изображённом здесь, сосредоточена на сделках.
Все эти разговоры о том, что было куплено или будет продано, имеют эффект мотива коммодификации людей, совершающих покупку и продажу. Примечательно, что лишь немногие из предметов, вовлечённых в этот дискурс, имеют реальное значение, но в то же время эти общественные деятели, кажется, придают ценность всему, что не может быть продано. Символизм тонко передан, но безошибочно циничен.
Дружба
Социальные отношения имели огромное значение в викторианском обществе, о чем свидетельствует второй акт «Веера леди Уиндермир», и все же Уайльд сатирически показывает отсутствие настоящей дружбы в этом обществе. Леди Уиндермир, главная героиня пьесы, устраивает вечеринку по случаю дня рождения, на которой она чувствует себя достаточно комфортно, чтобы откровенно поговорить с немногими из своих гостей – пожалуй, только с герцогиней Бервикской и лордом Дарлингтоном.
Отношения между ними сами по себе небезопасны, поскольку герцогиня Бервикская, кажется, мономаниакально стремится выдать свою дочь замуж, а лорд Дарлингтон прямо ставит под сомнение способность мужчин и женщин быть друзьями, а вскоре приводит доказательства своей правоты, признаваясь в любви леди Уиндермир. Эти проблемы дружбы создаются или усугубляются разделением полов в викторианском обществе и важностью внешнего вида в общественной сфере.
Добро
Одним из центральных вопросов пьесы является вопрос о моральном абсолютизме – можно ли отнести людей к категории хороших или плохих? Если да, то кто хороший, а кто плохой?
В начале первого акта лорд Дарлингтон устанавливает дихотомию не между хорошим и плохим, а между притворяющимся хорошим и плохим: “О, в наше время так много тщеславных людей ходит по обществу, притворяясь хорошими, что я думаю, что притворяться плохим – это скорее проявление милого и скромного нрава. Кроме того, следует сказать вот о чем. Если вы притворяетесь хорошим, мир воспринимает вас очень серьёзно. Если ты притворяешься плохим, он не принимает”.
Однако позже он относится к этому вопросу более серьёзно, говоря леди Уиндермир: “Знаете, я боюсь, что хорошие люди приносят много вреда в этом мире. Конечно, самый большой вред от них в том, что они придают плохому такое исключительное значение. Абсурдно делить людей на хороших и плохих”. Таким образом, лорд Дарлингтон занимает позицию против морального абсолютизма.
Лорд и леди Уиндермир, однако, похоже, более спокойно относятся к идее, что некоторые люди хорошие, а некоторые плохие. Однако их мнения расходятся в том, относится ли миссис Эрлинн к первой или ко второй категории.
В первом акте лорд Уиндермир предполагает, что миссис Эрлинн – хорошая женщина, с которой обошлись несправедливо, в то время как леди Уиндермир сосредотачивается на дурных слухах, окружающих характер миссис Эрлинн. Однако к четвёртому акту они полностью меняются позициями: лорд Уиндермир говорит: “Она плохая – настолько плохая, насколько может быть плоха женщина”, а леди Уиндермир заканчивает весь спектакль замечанием лорду Огастусу: “Вы женитесь на очень хорошей женщине”.
Материнство
Центральное место в пьесе занимают три матери: леди Уиндермир, герцогиня Бервикская и миссис Эрлинн. Эти три женщины служат одновременно параллелями и противопоставлениями друг другу, чтобы создать нюансированную картину материнства в викторианской Англии и взглядов Уайльда на этот вопрос.
Леди Уиндермир – молодая мать, и мы никогда не видим, как она общается со своим ребёнком. Более того, она даже оставляет ребёнка, чтобы сбежать с лордом Дарлингтоном, пока миссис Эрлинн не останавливает её. Миссис Эрлинн отнюдь не показана идеальной матерью, поскольку она сама оставила леди Уиндермир в детстве и даже не раскрывает свою личность в течение пьесы. Однако она, кажется, исправляет ситуацию, спасая отношения между леди Уиндермир и её ребёнком.
Герцогиня Бервикская вместе со своей дочерью Агатой, кажется, играют в пьесе совершенно другую функцию, связанную с материнством. Через отношения между этой парой мать/дочь Уайльд сатирически изображает чрезмерное участие родителей, особенно матерей, в жизни своих детей, при этом они уделяют наибольшее внимание браку.
Таким образом, Уайльд сопоставляет Агату и леди Уиндермир, чтобы продемонстрировать результат такого материнского воспитания по сравнению с полным отсутствием матери; Агата оказалась почти полностью неспособной говорить за себя, в то время как леди Уиндермир – умный, независимый и сложный персонаж.
Возраст
Тема возраста возникает с самого начала первого акта, когда леди Уиндермир сообщает, что вечеринка, которая состоится, посвящена её дню рождения. На самом деле, это особенно важный день рождения, потому что она теперь «совершеннолетняя». Леди, хотя и довольно молода, уже вышла замуж и родила ребёнка, демонстрируя быстроту, с которой дети превращались во взрослых в викторианском обществе.
Тема возраста возвращается позже, когда миссис Эрлинн обсуждает свой возраст, говоря, что люди не поверят, что она – мать леди Уиндермир, поскольку, скорее всего, считают их ровесницами. Хотя она легкомысленно говорит об этом, ясно, что возраст очень важен для женщин, поскольку он так связан с внешностью, ведущей к замужеству и признанию.
Когда мужчины говорят о возрасте в пьесе, они в основном подшучивают друг над другом по поводу своего возраста, изменения внешности и количества разводов. Поскольку внешность и возраст не играли такой большой роли в способности мужчины преуспеть в финансовом или романтическом плане, тема возраста служит для привлечения внимания к разделению полов в викторианском обществе.
- «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда
- «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «De Profundis» (Тюремная исповедь) Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Счастливый принц и другие сказки» Оскара Уайльда
- «Баллада Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Женщина, не стоящая внимания» Оскара Уайльда, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?