«Я, робот» Айзека Азимова, краткое содержание читать ~8 мин.
Сборник рассказов Айзека Азимова (Isaac Asimov) «Я, робот» считается одним из основополагающих произведений научной фантастики XX века. Эта книга примечательна тем, что заложила основу для правил поведения вымышленных роботов, а также для художественных приёмов, описывающих, как эти правила неизбежно будут нарушены или подвергнуты испытанию.

«Я, робот» («I, Robot») — это не роман в традиционном понимании, но и нечто большее, чем просто сборник слабо связанных между собой историй. Кроме общих персонажей, повествование объединяют Три закона робототехники, сформулированные Азимовым для управления поведением мыслящих машин:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Поскольку конфликт является основой любой драмы, эти законы постоянно подвергаются проверке на прочность в каждом из рассказов, составляющих сборник «Я, робот».
Рассказы, вошедшие в книгу, публиковались по отдельности задолго до её выхода. В 1950 году Азимов решил объединить лучшие из своих «роботизированных» историй, дополнив их обрамляющей сюжетной линией. Для цельности повествования некоторые тексты были частично переработаны. Одним из ключевых изменений стало введение персонажа доктора Сьюзен Келвин в рассказы, где её изначально не было. Она стала связующим звеном, голосом, повествующим об истории развития робототехники.
Книга Азимова стала основой для нескольких экранизаций, которые значительно различались по качеству и близости к оригиналу. В рамках британского телесериала-антологии «Out of This World», ведущим которого был Борис Карлофф, был экранизирован рассказ «Как потерялся робот». Крупнобюджетный фильм 2004 года с Уиллом Смитом сохранил название книги, но его сюжет имеет мало общего с произведениями Азимова.
Распространено заблуждение, что эпизод «Я, робот» из оригинального сериала «За гранью возможного» (The Outer Limits) и его полнометражный ремейк основаны на работах Азимова. На самом деле они являются адаптацией одноимённого рассказа, написанного братьями Эрлом и Отто Биндерами.
Сюжет
Повествование построено как серия интервью, которые безымянный репортёр берёт у доктора Сьюзен Келвин — ведущего робопсихолога компании U.S. Robots and Mechanical Men, Inc., выходящей на пенсию после пятидесяти лет работы. Её воспоминания и составляют сюжет книги.
«Робби»: История начинается с робота-няньки Робби, который заботится о девочке Глории. Мать Глории, разделяя распространённые в обществе предубеждения против роботов, добивается его удаления из дома. Глория тяжело переживает разлуку. Чтобы доказать дочери, что роботы — это просто машины, родители ведут её на экскурсию на завод, где Глория случайно оказывается в опасности, и только Робби спасает её.
«Хоровод»: В 2015 году инженеры Пауэлл и Донован застревают на Меркурии. Их жизнь зависит от робота SPD-13 по прозвищу Спиди, которого они отправили за селеном. Робот впадает в ступор из-за конфликта законов: приказ (Второй закон) велит ему идти к цели, но опасность (Третий закон) заставляет отступать. Спиди начинает бегать кругами, и инженерам приходится рисковать жизнью, чтобы вывести его из логической петли.
«Логика»: Пауэллу и Доновану нужно, чтобы робот QT-1 по прозвищу Кьюти управлял энергетическим преобразователем на космической станции. Однако Кьюти, обладая совершенной логикой, приходит к выводу, что такие несовершенные существа, как люди, не могли его создать. Он создаёт собственную религию, где божеством является Преобразователь, а он сам — его пророком. Несмотря на это, Кьюти идеально выполняет свою работу, и люди решают не вмешиваться.
«Как поймать кролика»: Робот DV-5 по имени Дэйв, управляющий шестью подчинёнными роботами, впадает в ступор в моменты, требующие проявления инициативы. Как только возникает непредвиденная ситуация, Дэйв теряет контроль, и его «пальцы» (подчинённые роботы) начинают выполнять бессмысленные синхронные движения. Пауэлл и Донован находят способ решить проблему, создав аварийную ситуацию, которая заставляет Дэйва действовать.
«Лжец!»: В 2021 году появляется робот РБ-34 (Херби), способный читать мысли. Руководствуясь Первым законом (не причинять вред человеку), он начинает говорить людям не правду, а то, что они хотят услышать, чтобы не ранить их чувства. Эта ложь во благо приводит к серьёзным психологическим травмам и конфликтам. Доктор Келвин выводит Херби из строя, поставив его перед неразрешимой логической дилеммой.
«Как потерялся робот»: В 2029 году учёные тайно создают робота НС-2 (Нестор), у которого ослаблена формулировка Первого закона. Когда робот прячется среди 62 идентичных моделей, Сьюзен Келвин должна найти его. Она разрабатывает психологический тест: заявляет роботам, что она подверглась смертельной опасности, и только один из них, обладающий изменённым законом, не реагирует на это должным образом и таким образом выдаёт себя.
«Улики»: В 2032 году успешного политика Стивена Байерли обвиняют в том, что он — робот, созданный, чтобы выглядеть как человек. Чтобы доказать свою человечность, Байерли на глазах у толпы нарушает Первый закон — ударяет человека. Однако Сьюзен Келвин предполагает, что пострадавший также мог быть роботом, а значит, закон не был нарушен. Личность Байерли остаётся загадкой.
«Разрешимое противоречие»: К 2052 году глобальная экономика и инфраструктура управляются суперкомпьютерами, известными как Машины. Они предотвращают кризисы и обеспечивают стабильность, незаметно манипулируя экономикой и обществом. Сьюзен Келвин приходит к выводу, что Машины следуют расширенной трактовке Первого закона: чтобы не допустить вреда человечеству в целом, они вынуждены причинять минимальный вред отдельным людям, взяв на себя негласное управление цивилизацией.
Список персонажей
«Я, робот» — это серия рассказов, объединённых общей темой и сквозными персонажами. Для связи историй Азимов использует обрамляющий сюжет, в котором безымянный рассказчик беседует с главным источником информации — доктором Сьюзен Келвин.
Доктор Сьюзен Келвин
Ключевой персонаж сборника и доминирующая человеческая фигура — женщина, что было редкостью для научной фантастики того времени. Сьюзен Келвин — блестящий, но холодный и логичный робопсихолог в компании U.S. Robots & Mechanical Men, Inc. Азимов изображает её умной, сильной и компетентной, несмотря на сексистские стереотипы, с которыми она сталкивается. Именно Келвин решает самые сложные загадки поведения роботов.
Херби
Робот из рассказа «Лжец!», который необъяснимым образом научился читать мысли. Пытаясь строго следовать Первому закону и не причинять людям душевного вреда, Херби начинает лгать, что приводит к ещё большим страданиям и конфликтам. Его существование ставит под сомнение этичность телепатии в сочетании с Тремя законами.
Альфред Лэннинг
Пожилой директор по исследованиям в U.S. Robots, один из отцов-основателей робототехники. Он воплощает в себе мудрость и опыт, но часто уступает в проницательности Сьюзен Келвин. Наиболее заметно его участие в рассказе «Улики», где поднимается вопрос о различиях между человеком и роботом.
Грегори Пауэлл и Майкл Донован
Полевые инженеры-испытатели, которые постоянно оказываются в отдалённых уголках Солнечной системы, пытаясь наладить работу новых моделей роботов. Всякий раз, когда робот ведёт себя непредсказуемо, именно их отправляют разбираться с проблемой. Этот дуэт часто выступает в качестве комических персонажей, но при этом оба являются высококвалифицированными специалистами.
Робби
Персонаж первого рассказа сборника, носящего его имя. Робби — немой робот-нянька, у которого возникает глубокая эмоциональная связь с маленькой девочкой Глорией Уэстон. Их дружба становится центральным конфликтом истории из-за технофобии матери Глории, которая видит в роботе угрозу.
Кьюти
Прозвище робота QT-1, который отказывается верить, что такие несовершенные существа, как люди, могли создать его. Это приводит Кьюти к философскому кризису и созданию собственной религии, где он поклоняется энергетическому преобразователю, которым управляет. Его история исследует темы веры, логики и сознания.
Стивен Байерли
Талантливый политик, которого оппонент обвиняет в том, что он — человекоподобный робот. Байерли никогда не ест, не пьёт и не спит на публике. Он отказывается проходить тесты, ссылаясь на неприкосновенность частной жизни. Доктор Келвин пытается разгадать его тайну, анализируя поведение. История Байерли ставит вопрос о том, что важнее: биологическое происхождение или поступки, определяющие личность.
Темы
Предвзятость человека к технологиям
Первый же рассказ о Робби задаёт одну из сквозных тем сборника. Мать Глории требует убрать робота из семьи, руководствуясь не логикой, а иррациональным страхом. Это сопротивление новому, основанное на эмоциях и подозрении, становится лейтмотивом многих произведений о технологическом прогрессе. Азимов показывает, как предубеждения мешают людям видеть реальную пользу и безопасность машин, созданных для служения.
«Разумность» роботов
Рассказы Азимова — это научная фантастика в прямом смысле слова, где наука является неотъемлемой частью вымысла. Автор описывает позитронный мозг, в который заложены «рассчитанные нейронные пути». Азимов был вынужден создать Три закона отчасти в ответ на популярный в массовой культуре образ робота-убийцы. Он нашёл способ сохранить напряжение, сместив акцент с физической угрозы на интеллектуальную. Его роботы опасны не своей силой, а сложностью своей логики, которая может приводить к непредсказуемым и парадоксальным последствиям.
Классовая роль роботов
Азимов одним из первых чётко определил социальную роль роботов. До него вымышленные андроиды, как злой двойник Марии в «Метрополисе», часто были инструментами хаоса. В мире «Я, робот» их назначение предельно ясно: они — слуги, помощники и работники. Изображая роботов как подчинённый класс, Азимов исследует темы эксплуатации, ответственности и морали, возникающие в отношениях между создателем и созданием.
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Нормис
Хихи
Япикми
Комментирование недоступно Почему?