«Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание читать ~16 мин.
«Доктор Фаустус» – роман Томаса Манна. Он был начат в 1943 году и опубликован 4 года спустя под названием: «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная другом».
«Доктор Фаустус» – самое значительное и масштабное произведение Томаса Манна. Это классическая история о гении, который продал свою душу злу. И эта история вошла в историю Германии в переломный момент эпохи в первой четверти прошлого века.
В истории культуры XX века «Доктор Фаустус» занимает место в середине, на грани между модернизмом и постмодернизмом. Эта грань была преодолена Второй мировой войной. Как ни парадоксально, но довоенный и средневоенный модернизм был действительно трагичен. Постмодернизм был достаточно ироничным. «Доктор Фаустус» можно считать последним великим произведением европейского модернизма, несмотря на то, что он был написан в Америке, и первым литературным произведением постмодернизма.
Этот роман сочетает в себе и необычную трагедию по содержанию, и холодную отстранённость по форме. Трагическая жизнь немецкого гения, наверняка вымышленного (одним из главных прототипов Леверкюна был Фридрих Ницше), рассказана по материалам документов из его послужного списка и личных воспоминаний его друга, профессора классической философии Серенуса Цейтблома. Хотя Серенус был сведущ в музыке и весьма утончён, но вряд ли он смог оценить трагедию своего великого друга в полной мере, так, как её прочувствовал сам автор.
Книга на редкость глубока по своему содержанию, где подробно описан процесс творчества главного героя, который имеет нечто общее с писательским творчеством автора, гениального Томаса Манна. В книге есть узкое описание музыкального новаторства современника Томаса Манна, гениального композитора Шёнберга. Этот факт делает произведение Томаса Манна оригинальной хроникой того времени, щедрой на гениев.
Сюжет
О жизни немецкого композитора Адриана Леверкюна рассказывает его друг – доктор философии Серенус Цайтблом. Родившись в 1883 году, он окончил гимназию в городке Кайзерсашерна, затем университет, стал преподавателем классических языков и обзавёлся семьёй.
Адриан Леверкюн на два года младше. Раннее детство он провёл в имении своего отца, недалеко от Кайзерсашерна. Весь образ жизни семьи, в которой ещё двое детей, олицетворяет честность и твёрдую приверженность традициям.
В Адриане проснулись явные способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живёт в доме своего дяди, который держит музыкальный магазин. Несмотря на блестящие успехи в школе, мальчик отличается лёгким высокомерием и скрытным характером и любит уединение.
В четырнадцать лет Адриан интересуется музыкой и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделла Кретцшмара, который, несмотря на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает юноше тонкий музыкальный вкус.
После окончания средней школы Адриан изучает теологию в университете города Галле, куда перевёлся и Цайтблом. Там преподаватель психологии религии Шлепфус обучает своих студентов теории настоящей магии и демонического присутствия в жизни человека. Наблюдая за Адрианом в обществе родившегося в том же году Цейтблома, он все больше убеждается в его необычной природе.
Леверкюн продолжает поддерживать контакт с Кретцшмаром и, когда последнего приглашают в консерваторию в Лейпциге, тоже едет туда. Он разочаровался в теологии и теперь изучает философию, но все больше и больше тяготеет к музыке. Однако Кретцшмар считает, что атмосфера такого учреждения, как консерватория, может оказаться губительной для его таланта.
В день приезда в Лейпциг Адриана вместо постоялого двора приводят в какой-то бордель. Девушка с миндалевидными глазами подходит к юноше и пытается погладить его по щеке, но он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, но он ждёт целый год, прежде чем решает найти её. Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но когда Адриан наконец находит девушку, она предупреждает, что больна сифилисом; но он настаивает на близости.
Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре вынужден обратиться за медицинской помощью. Не дождавшись конца лечения, врач внезапно умирает. Попытки найти другого врача также заканчиваются безуспешно, врач был арестован. Молодой человек решает не лечиться.
Он начинает увлечённо работать. Самое значительное из его произведений того периода – песенный цикл на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн знакомится с поэтом и переводчиком Шилдкнаппом, который уговаривает его сделать оперное либретто к пьесе Шекспира «Тщетные усилия любви».
В 1910 году Кретцшмар получает должность главного дирижёра в Любекском театре, а Леверкюн переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родди и двух её взрослых дочерей – Инессы и Клариссы. В доме регулярно устраиваются вечеринки, появляется много новых друзей из артистической публики, особенно талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтвехер. Он постоянно ищет дружбы с Адрианом и даже просит его написать скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнапп.
Не находя успокоения, Леверкюн вместе с Шилдкнаппом отправляется в Италию. Жаркое лето они провели в горной деревушке Палестрина. Там его посещают мужчина и женщина Цейтблом. Адриан усердно работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку чрезвычайно странной и новаторской.
Здесь с Леверкюном происходит эпизод, подробности которого Серенус Цейтблом раскроет много позже в своей нотной тетради. Сам дьявол посещает его и рассказывает о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе. Сатана обещает Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль глашатая новой эпохи, которую он называет «современной эпохой варварства». Дьявол говорит, что когда Адриан сознательно заразил себя этой уродливой болезнью, он заключил сделку с силами зла, с тех пор наступает срок и через двадцать четыре года Сатана призовёт его. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от любви.
Осенью 1912 года друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в особняке под Мюнхеном, который он приметил раньше, во время своих загородных прогулок. Это место напоминает ему ферму его родителей. Сюда начинают приезжать его друзья и знакомые из Мюнхена.
После окончания оперы Леверкюн снова с удовольствием пишет вокальные произведения. Из-за своего новаторства они не приветствуются широкой публикой, но исполняются во многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 году он пишет симфонию «Чудеса Вселенной». Начавшаяся мировая война не затрагивает Леверкюна, и он продолжает жить в особняке и по-прежнему много работает.
Тем временем Инесса Родди выходит замуж за профессора по имени Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви к Швердтвегеру, в чем она признается самому автору. Вскоре она вступает в связь со скрипачом, страдая, однако, от осознанной неизбежности разлуки. Ее сестра Кларисса также покидает родной город, чтобы посвятить себя сцене, а миссис Родди переезжает и поселяется у Леверкюна, который в это время начинает работать над ораторией «Апокалипсис». Своей демонической музыкой он хочет показать человечеству ту черту, к которой оно приближается.
Весной 1922 года Кларисса Родди возвращается к матери. Пережив творческий крах и катастрофу надежд на личное счастье, она кончает жизнь самоубийством, выпив яд.
Леверкюн наконец прислушивается к Швердтвегеру и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное его выступление проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной художницей Мари Ротси. Через несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, и уже через несколько дней скрипач просит Леверкюна сделать возможным их брак. Тот неохотно соглашается и признается, что и сам немного влюблён. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа и Марии.
Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт. Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от рук Инессы Родди, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае.
Через год после трагедии «Апокалипсис» наконец-то исполняется. Концерт проходит с сенсационным успехом, но в силу глубокой искренней депрессии автор на нём не присутствует. Композитор продолжает писать большие камерные произведения, одновременно созревая замысел кантаты «Плач доктора Фаустуса».
Летом 1928 года в Леверкюн приезжает погостить его младший пятилетний племянник. Адриан всей душой привязывается к очаровательному и нежному ребёнку. Но через два месяца мальчик заболевает менингитом и через несколько дней умирает. Врачи ничего не могут сделать.
Следующие два года становятся для Леверкюна годами интенсивной творческой деятельности: он пишет свою кантату. В мае 1930 года он приглашает друзей и знакомых послушать своё новое произведение. Приходит около тридцати гостей, и тогда он признается, что все созданное им за последние двадцать четыре года – дело рук сатаны. Его спонтанные попытки нарушить запрет на любовь (дружба с молодой скрипачкой, намерение жениться или даже любовь к невинному ребёнку) приводят к гибели всех их, поэтому он считает себя не только грешником, но и убийцей. Большинство гостей уходят.
Леверкюн начинает играть на пианино, но затем падает на пол, а когда приходит в себя, проявляются признаки сумасшествия. После трёх месяцев лечения в клинике мать забирает его домой и ухаживает за ним, как за маленьким ребёнком. Когда в 1935 году Цейтблом приходит поздравить друга с пятидесятилетием, тот не узнает его, а через пять лет гениальный композитор умирает.
Повествование чередуется с авторскими заметками о современной Германии, драматическими рассуждениями о трагической судьбе «страны-монстра», о неизбежном крахе наций, решивших поставить себя выше всего мира; автор проклинает державу, уничтожившую собственный народ под лозунгами своего процветания.
Список персонажей
Адриан Леверкюн
Этот персонаж – страдающий от боли философ. Его молодая жизнь сформирована интенсивностью, скрытностью и любопытством. Получив образование, Адриан общается с важными людьми, которые определяют течение его жизни. Он влюбляется в гуманитарные науки, становится музыкантом и философом.
Адриан пытается найти место, которое можно назвать домом, и его жизнь превращается в длительное паломничество, которое приводит его к новым отношениям. Заразившись сифилисом, он не может найти лечение и медленно погружается в безумие, поскольку болезнь искажает его восприятие реальности.
Серенус Цейтблом
Это рассказчик романа. Его мнение полезно, потому что он часто перемежает его комментариями о молодом Адриане. Когда-то давно они встречались, но Леверкюн всегда был сегодня здесь, а завтра уходил, поэтому Цейтблом собрал историю из того, что смог узнать о молодом философе. Они вместе проводили время в школе. Кроме того, иногда рассказчик вставляет эссе о меняющейся нации Германии.
Венделл Кретцшмар
Этот учитель музыки оказывает глубокое влияние на молодого Адриана, подталкивая его к исполнительскому искусству прекрасными музыкальными выступлениями и лекциями. Лекции часто фрагментарны и трудны для понимания, потому что Кретцшмар борется с сильным дефектом речи. Его заикание и музыка объединяются, чтобы показать Адриану, что музыка – это вид общения, к которому можно прибегнуть, когда слов уже недостаточно. Адриан колеблется между музыкой и словами, пытаясь выразить свою точку зрения.
Профессор Шлепфус
Этот преподаватель религии и философии в душе мистик, но его наставления вызывают некоторые сомнения. Например, он учит, что на земле существует законная магия, о которой на протяжении всей истории писали алхимики, волшебники и мистики.
Он также объясняет, что секрет понимания магии заключается в понимании постоянного взаимодействия между духовной сферой и видимой реальностью, переживаемой бодрствующим сознанием. Он считает, что демоны постоянно влияют на восприятие человека.
Шилдкнапп
Шилдкнапп – поэт и переводчик. Он – близкий друг Адриана, сочувствующий его желанию запечатлеть язык и хорошо передать смысл. Вместе они совершают несколько путешествий – в Мюнхен, где снимают комнату, а затем в Палестрину. Их лето там насыщенно событиями, но трудно, так как Леверкюн пытается довести до совершенства свою оперу. Шилдкнапп – один из немногих, кто видит музыкальный гений Адриана и поощряет его к сочинительству.
Дьявол
В Лейпциге Адриан подозревает, что его ведут в гостиницу, но вместо этого его проводник приводит его в бордель. Там он встречает роковую женщину, очаровательную молодую проститутку, в которую Адриан сразу же влюбляется. Сначала он отвергает её, ошеломлённый таким стремительным поворотом событий, но вскоре поддаётся своему желанию. Она предупреждает его, что заразилась сифилисом, но он настаивает. Они занимаются любовью, а спустя несколько месяцев, не найдя лечения, молодой Адриан начинает писать в своём блокноте, что с ним связался Сатана, дьявол, который проинструктировал его, как он должен прожить оставшуюся жизнь. Сатана говорит юноше, что, приняв болезнь молодой проститутки, он продал свою душу аду и теперь будет жить для демонических целей, прежде чем со временем будет «призван домой».
Племянник Леверкюна
На короткий эпизод Адриан способен увидеть некоторую надежду в жизни. Во время его путешествия к нему обращается семья, которая объясняет, что его племянник попал в беду. Юноше нужен взрослый, который присмотрит за ним и составит ему компанию после того, как родителей мальчика постигла несчастливая судьба. Леверкюн соглашается и быстро понимает, что общение с ребёнком пробуждает в нём воспоминания о его собственной юной жизни. Их встреча проходит в глубокой любви и семейных отношениях, но вскоре мальчик умирает, и Леверкюн начинает свой путь к безумию и смерти.
Темы
Философия и реальность
Читатель должен подумать, что связывает воедино периодическое увлечение Леверкюна то музыкой, то философией. Иногда он занимается только религией и философией, отчаянно пытаясь найти какой-то язык. В другое время он решает, что философия не подходит для его интересов, потому что языку не хватает непосредственности смысла, которая есть в музыке. Тогда он обращается к сочинению музыкальных произведений.
В любом случае он стремится выразить свою точку зрения, то есть своё восприятие действительности. Будучи гением, молодой человек с юных лет уединён и скрытен, и вся его жизнь – это рассказ о передаче уникального смысла, которым он наслаждается в своём сознании.
Путь левши
Адриан не является тем, кого можно назвать »хорошим» человеком. Он не придерживается моральных норм какого-либо мировоззрения, но не потому, что он злой, а потому, что он настолько убеждён в своём желании выразить свою точку зрения, что любой опыт, который, как ему кажется, соответствует этим целям, считается у него этически стратегическим. Когда он понимает, что хочет влюбиться в ослепительную проститутку, он не позволяет религиозным убеждениям (или медицинским соображениям) остановить его.
На протяжении всей своей борьбы с сифилисом он пишет в дневнике о своих встречах с Сатаной, преследовании демонами и шизофренических прозрениях. Заметьте также, что его первоначальный профессор религии учил его не порядку и традициям, а магии хаоса, истории алхимии и игре демонов в сознании человека.
Психическое здоровье и одиночество
Если отойти от очевидных характеристик Леверкюна, указывающих на его почти шизофренический (или, возможно, просто шизофренический) гений, в романе есть ещё один аспект его сознания, который имеет тематический вес.
Что заставляет Адриана так отчаянно и мучительно переживать на протяжении всей книги? Почему он стремится выразить свой непостижимый опыт интеллекта и проницательности? Да потому, что он по-прежнему остаётся человеком с теми же потребностями в обществе и понимании. Вновь и вновь он находит компанию только среди тех, кто очарован его способностями или его умом.
Его желание быть понятым ограничено интеллектуальными ограничениями нормальных сообществ, потому что у него есть своё мнение о том, что значит быть «любимым». Единственный человек, с которым Адриан испытывает чувство глубокой общности и любви, – это роковая женщина, которая заражает его болезнью, в итоге убивающей его. Тематическим является то, что он влюбляется в подательницу смерти.
Роман «Доктор Фаустус» был создан Томасом Манном в сложное время. Первые страницы произведения были написаны в 1943 году, когда даже для немцев стала ясна правда о крахе новой национальной идеи, выродившейся в фашизм. Опубликованный в 1947 году, роман стал художественным опровержением античеловеческого идеала, который Германия поставила перед собой в 30-40-х годах.
Рассказчик – друг главной героини, писал биографию Адрианы Леверкюн во время падения немецких городов под натиском русских войск. Пересказывая события, относящиеся к началу XX века, он периодически возвращает читателя в настоящее, проводя конкретную параллель между жизнью отдельного человека и всей страны.
Гениальный композитор Адриан Леверкюн – персонаж вымышленный. В его художественном образе гораздо больше от гётевского Фауста, чем от любого другого когда-либо существовавшего музыканта. Отдельные черты присутствуют в персонаже, но скорее на уровне музыкальной техники (параллель в главе XXII с современником Томаса Манна – композитором и теоретиком Арнольдом Шёнбергом), чем характера или особенностей жизни.
Созданные Адрианом Леверкюном песни являются не продолжением, а оппозицией классическим произведениям, претендуя на конструктивную основу творчества. Присутствующая в симфонии «Доктор Фаустус» дисгармония к концу жизни превращается в настоящий «Плач», который является антитезой Девятой симфонии Бетховена и выражением внутреннего распада личности композитора.
Доминирующая черта героя – гордыня, является основой и его безумного гения, и его духовного падения. Невероятный индивидуализм, присущий Адриану Леверкюну, делает его недоступным для обычных человеческих чувств, отвергая вначале любовь женщины, затем – друга, а в конце жизни – племянника. Свои неудачи Адриан объясняет сделкой с дьяволом, которая произошла из-за изначальной испорченности его души.
Дьяволу не нужно уговаривать героя на подписание договора: он приходит, чтобы разъяснить условия сотрудничества и объяснить, как все будет работать. Враг рода человеческого становится видимым только после появления венерического сифилиса – болезни, подхваченной им после первого опыта любви в объятиях проститутки. Падение героя объясняет его видение с духовной точки зрения, поражение мозга – с физиологической. Встретил ли Адриан Леверкюн дьявола на самом деле, или это всего лишь мысль – решать читателю. Автор-повествователь не решается делать какие-либо заявления.
«Доктор Фаустус» – интеллектуальный, философский и музыкальный роман. В нём много рассуждений о музыке – музыкальных инструментах, композиторах, древних и современных техниках создания музыки. Томас Манн раскрывает перед читателем историю музыки, природу творчества, проблему гения. Последнее можно рассматривать двояко – то, чем владеет Адриан Леверкюн, можно назвать безумным гением, безумием и гениальностью одновременно.
- «Будденброки» Томаса Манна, краткое содержание
- «Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание
- «Смерть в Венеции» Томаса Манна, краткое содержание
- «Тристан» Томаса Манна, краткое содержание
- «Волшебная гора» Томаса Манна, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- «Сломанные копья: Рассказ ацтеков о завоевании Мексики» Мигеля Леона-Портильи, краткое содержание
- Театр «На Басманной» вновь привёз во Владимир новые спектакли
Комментирование недоступно Почему?