«Политика и английский язык» Джорджа Оруэлла, краткое содержание читать ~7 мин.
Эссе Джорджа Оруэлла «Политика и английский язык» точно соответствует своему названию. Эссе посвящено связи между политикой и плохим использованием языка. В нём приводится аргумент в пользу ясного, простого, незамысловатого языка, который пытается передать свой смысл – отсюда и недвусмысленное название.
Эссе не является, как это может показаться на первый взгляд, защитой архаичного или традиционно «правильного» использования английского языка. Напротив, Оруэлл считает, что от старых, мёртвых слов следует отказаться, поскольку он выступает за оригинальное и независимое мышление, которое возникает благодаря утверждению самостоятельности в языке – в частности, в политической речи. Один из его главных аргументов заключается в том, что повторения происходят от неоригинального мышления, а неоригинальное мышление приводит к повторениям. Он описывает форму индоктринации, которая происходит, когда люди используют знакомые обороты речи в политической речи. Вместо того чтобы думать самостоятельно, люди пантомимой повторяют линию партии.
Наряду с заезженными фразами и бессмысленными излишествами, абстрактный или возвышенный политический язык является одной из его главных мишеней. Он наглядно демонстрирует, как абстрактный язык является формой лжи: а именно, когда язык, используемый для описания политической программы партии, далёк от насилия, за которое она извиняется.
Тезис эссе является развивающимся, в конечном итоге он направлен на развенчание идеи о том, что нет никакой надежды противостоять интеллектуально разъедающему воздействию политической речи и лжи, порождаемой высоко абстрактным языком в политических целях. Он предлагает полезный набор инструментов для политического писателя, чтобы противостоять индоктринации языком.
Содержание
Эссе Джорджа Оруэлла «Политика и английский язык» начинается с опровержения распространённых предположений о том, что упадок английского языка является отражением состояния общества и политики, что это вырождение неизбежно и что противостоять ему безнадёжно. По его словам, эта бессильная идея проистекает из понимания языка как «естественного роста», а не как «инструмента, который мы формируем для своих целей». Как инструментом, языком можно манипулировать в различных целях. Как покажет Оруэлл, язык может манипулировать и теми, кто использует его бессознательно.
Он приводит список вредных привычек, которые заставляют писателей плохо думать и, соответственно, плохо писать. В этот список входят неоригинальные или смешанные метафоры, претенциозная дикция, абстрактный или бессмысленный язык. Когда человек становится ленивым, он позволяет своему языку думать за него. Таким образом, политические писатели в конечном итоге следуют линии партии. Используя установленные фразы, они пантомимируют идеологию, не думая о ней. Независимое мышление необходимо для здоровой политической жизни.
Поскольку испорченный язык душит независимое, оригинальное мышление, он служит политическим целям. Оруэлл демонстрирует обманчивый эффект различных политических терминов, показывая, как возвышенный, сложный и абстрактный язык активно маскирует уродливые и жестокие конкретные реалии. Таким образом, абстрактный язык становится для политических писателей средством «оправдания неоправданного». Он представляет список инструментов, которые можно использовать для противостояния нечестному языку.
Оруэлл рассматривает использование честного языка как политический акт сам по себе, как форму сопротивления коварным и широко распространённым манипуляциям риторическими структурами. Он говорит, что в атмосфере «ужасной политики» (такой, как период, в который он пишет) испорченный язык почти неизбежен. Но это не делает сопротивление против него бесполезным. Он возвращается к утверждению, с которого начал: язык – это инструмент, а не естественный эволюционный рост. Следовательно, этим инструментом можно манипулировать. Однако это требует усердных, сознательных усилий со стороны политического писателя или оратора. Оруэлл считает, что бездумный и активно обманывающий язык можно выявить и противостоять ему с помощью насмешек и, прежде всего, с помощью усердного стремления к честному представлению.
Темы
Политическая предвзятость
Это одна из главных тем в эссе Оруэлла. Хотя это знакомая тема, Оруэлл рассматривает её под новым углом. Вместо того чтобы обсуждать способы формирования политической предвзятости в идеологическом, эмоциональном или концептуальном смысле, он показывает, как она проявляется лингвистически.
Политическая предвзятость, как он показывает, может быть чем-то, что приобретается в результате повторения определённых терминов. Политическая предвзятость формируется именно при использовании языка без участия человека, при повторении знакомых оборотов речи, не задумываясь об их значении. Критика «партийной линии» – или ортодоксальной политической речи – проходит через все эссе, при этом Оруэлл не нападает на неё в прямой или грубой форме.
Эта косвенная критика может показаться тактикой тонкости, но на самом деле она может быть следствием непривычного подхода к критике. Как утверждает Оруэлл в эссе, незнакомый или «новый» язык – это результат оригинального мышления. Несомненно, он сам приложил бы все усилия, чтобы мыслить независимо. Успешная критика «политической предвзятости» может поначалу вообще не казаться критикой. Мы можем распознать его критику только после того, как отойдём на шаг назад и рассмотрим более широкие последствия эссе.
Честность
По словам Оруэлла, честность требует усилий. В политическом письме она включает в себя строгую практику самокритики и утверждение авторской позиции. Самое главное, она подразумевает стремление как можно ближе представить тему, избегая абстракций, которые отдаляют язык от его смысла.
Лучшим примером этого в его эссе является анализ материального значения таких распространённых политических терминов, как умиротворение (колониального населения), перемещение населения, устранение ненадёжных элементов. Каждый из этих терминов обозначает уродливую, жестокую, физическую реальность, которую Оруэлл подробно описывает. Чтобы честно пропагандировать политическую концепцию или политику, писатель должен быть готов использовать конкретный, а не абстрактный язык для её описания.
Хотя Оруэлл признает, что представление никогда не будет точным, и что в своём эссе он тоже допускает недостатки, которые описывает, он описывает честность как процесс пристального внимания и постоянных усилий.
Обман
В работе «Политика и английский язык» Оруэлл представляет широкую критику способов, с помощью которых язык теряет смысл, и способов, с помощью которых писатели утрачивают свою власть из-за плохого использования языка. Повторение знакомых оборотов речи или использование «мёртвых», неоригинальных метафор создаёт разрыв между тем, что говорит писатель или оратор, и тем, что он имеет в виду (если он действительно знает, что имеет в виду). Таким образом, письмо может стать обманчивым.
Но активный обман, по мнению Оруэлла, происходит через использование абстрактного языка. Политический писатель или оратор, пропагандирующий империализм и оправдывающий колониальные проекты, обманывает свою аудиторию, когда использует абстрактные термины, такие как умиротворение, для описания колониального насилия. Чтобы избежать обмана, утверждает Оруэлл, человек, выступающий за умиротворение, должен говорить, что он поддерживает бомбардировки и сожжение деревень, пытки и тюремное заключение коренного населения ради колониального проекта.
Использование языка
Очевидной темой в «Политике и английском языке» является использование языка как такового. В эссе Оруэлл критикует различные способы манипулирования языком и представляет рудиментарный анализ плохого использования языка. Он устанавливает различные категории плохого использования языка и анализирует последствия различных видов использования. Он проводит связь между дегенеративным языком и глупым мышлением.
Хотя может показаться, что его общие рассуждения могут помешать политическому письму и дискуссии, его намерение состоит скорее в том, чтобы указать на список плохих привычек и представить рекомендации по различным способам использования языка, чтобы пишущий/говорящий мог честно и независимо представлять свой смысл. Смысл не в том, чтобы стремиться к совершенству в политической речи и письме; скорее, он предлагает руководство по отказу от привычек плохого использования языка и предоставляет набор инструментов для регенеративного языка.
Политика
В отличие от темы политической предвзятости, концепция политики в целом является центральной темой эссе. Как утверждает Оруэлл, “в наш век не существует такого понятия, как “держаться подальше от политики”. Все вопросы – это политические вопросы…”. С этой точки зрения, человек не может освободиться от политики. Таким образом, стремление к честному, независимому, оригинальному мышлению необходимо каждому.
Эссе также является косвенной критикой политики «эпохи Оруэлла», от извинений за советское насилие до консервативных оправданий колониального насилия. Но критика не ограничивается эпохой Оруэлла. Можно легко утверждать, что в любую эпоху нельзя оставаться в стороне от политики. Хотя эссе Оруэлла анализирует политический климат его времени, оно также может пролить свет на политику в настоящем.
- «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Держи аспидистру в полёте» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Фунты лиха в Париже и Лондоне» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Память о Каталонии» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Бирманские дни» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «О пользе и вреде истории для жизни» Фридриха Ницше, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?