«Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание читать ~4 мин.
«Месяц в деревне» – художественный роман, опубликованный в 1980 году британским автором Дж. Л. Карром, школьным учителем на пенсии и издателем. Роман повествует об обманчиво простой истории Томаса Биркина, ветерана Первой мировой войны, который, только что вернувшись из-за границы, соглашается на летнюю работу по восстановлению фрески.
Фреска, возраст которой насчитывает почти пять веков, украшает стену старой сельской церкви на севере Англии. В течение нескольких недель, пока он кропотливо восстанавливает фреску, небрежно покрытую слоями побелки, Биркин приходит к пониманию того, что фреска, на которой изображён Страшный суд, гораздо ценнее, чем думает нанявший его церковный пастор.
В счастливом уединении отдалённой сельской общины Биркин находит возможность оправиться от тяжёлых эмоциональных переживаний, связанных с его адским военным опытом и крахом его брака.
Роман был удостоен премии «Гардиан», ежегодно присуждаемой с 1965 по 1999 год редакцией лондонской газеты «Гардиан» самому выдающемуся произведению художественной литературы, опубликованному в Великобритании. Кроме того, роман был включён в шорт-лист Букеровской премии (Man Booker Prize) – ежегодной британской премии, присуждаемой за лучший роман, опубликованный на английском языке, и как тогда, так и сейчас считающейся самой престижной литературной наградой в Великобритании. В 1987 году по роману был снят ограниченный художественный фильм с будущим обладателем премии «Оскар» Колином Фертом в роли Биркин.
Повествование «Месяца в деревне» ведётся от первого лица Томаса Биркина, двадцатилетнего ветерана Первой мировой войны, страдающего от боевой усталости и эмоциональных переживаний, вызванных крахом его брака; его лицо неконтролируемо дёргается, а временами он заикается.
Биркин, получивший степень бакалавра в области архитектуры до призыва в армию, был нанят небольшим приходом в отдалённом северном йоркширском городке Оксгодби для реставрации массивной фрески на главной стене церкви. Фреска датируется Средними веками и была небрежно покрыта почти пятью столетиями побелки – раствора извести и воды, используемого для дезинфекции грубых поверхностей.
Биркин согласился на работу как на способ уехать из Лондона – он никого не знает в Оксгодби – и как на шанс, возможно, перезагрузить свою жизнь. Его нервы расшатаны после войны, и он считает месяц в деревне терапевтическим средством.
Хотя приходской пастор возражает, Биркин будет жить на колокольне церкви, пока работает над фреской. В первый же день работы он знакомится с Чарльзом Муном, весёлым ветераном, которого церковь наняла для поиска костей предка одного из самых эксцентричных и богатых прихожан церкви, недавно умершей Аделаиды Хеброн. В качестве условия получения церковью её пожертвования, в её завещании указано, что, во-первых, фреска должна быть восстановлена, а во-вторых, необходимо приложить добросовестные усилия, чтобы найти кости её предка, захороненные, как она уверена, где-то в окрестностях церкви.
Биркин все больше увлекается своей работой; на фреске изображён Страшный суд, и он старательно, кропотливо работает над тем, чтобы раскрыть каждую из фигур: ангелов, дьяволов, святых и грешников. Он приходит к убеждению, что фреска является шедевром средневекового церковного искусства. Он также чувствует родство с забытым безымянным художником.
Пока он работает, молодая девушка Кэти Эллербек приходит к Биркину в церковь, чтобы составить ему компанию. Элис Кич, красивая жена пастора, также навещает его. Биркин слишком быстро попадает под её чары и фантазирует о романе. Однако в конечном итоге он не действует в соответствии со своими чувствами.
Пока Биркин работает над фреской, он общается с жителями Оксгодби. Он посещает церковные службы, хотя является атеистом; принимает приглашения на ужин от Эллербеков; помогает в воскресной школе; добровольно читает воскресную проповедь в соседней церкви; знакомится с умирающей от чахотки подругой Кэти; помогает церкви заменить старинный насосный орган.
Однажды Элис невинно спрашивает Биркина, рассматривая появившуюся фреску, каким, по его мнению, должен быть ад. Только тогда Биркин позволяет себе задуматься о своём военном опыте, полученном во время жестокой и хаотичной осады Пашендейла в Бельгии, в которой погибло более полумиллиона солдат.
Когда лето подходит к концу, Биркин узнает о позорном увольнении Муна со службы и его коротком тюремном заключении из-за его сексуальной ориентации. Это только сближает его с новым другом. Вместе в последние дни лета друзья раскапывают древний гроб предка Хеврона. Биркин начинает верить, что изгой, похороненный так далеко от священной земли, на самом деле был художником, создавшим потрясающую церковную фреску.
Биркину пора покинуть Оксгодби: письмо от его разлучённой жены просит его вернуться домой, чтобы попытаться снова наладить их брак. У него даже нет возможности попрощаться с Алисой. Вместо этого он отправляется на вокзал, его работа завершена. В заключительном абзаце Биркин сообщает, что пишет эти мемуары спустя годы после того, как покинул Оксгодби, и что город теперь существует исключительно как нетронутое воспоминание.
- «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, краткое содержание
- Анна Кожина. Месяц в деревне
- Месяц в деревне. Комедия в двух действиях. Иван Тургенев (16+)
- В Курском драмтеатре прошла генеральная репетиция спектакля «Месяц в деревне»
- «Возвращение в Оксфорд» Дороти Ли Сэйерс, краткое содержание
- «Из крови и пепла» Дженнифер Л. Арментроут, краткое содержание
- «Flygirl» Шерри Смит, краткое содержание
- «Если бы мы были злодеями» М. Л. Рио, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?