«12 Стульев», очень краткое содержание читать ~2 мин.
Действие сатирического романа «Двенадцать стульев» разворачивается в 1927 году в Советском Союзе. Это эпоха новой экономической политики (НЭПа) — время временного компромисса между социалистическим укладом и элементами капитализма. Именно на противоречиях этого периода Илья Ильф и Евгений Петров строят свою масштабную комедию.
Сюжет начинается с того, что бывший предводитель дворянства, а ныне скромный делопроизводитель ЗАГСа Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи тайну. Перед революцией она спрятала свои бриллианты и жемчуг в обивке одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Сокровище, оценённое примерно в 150 000 рублей, сулит Воробьянинову шанс вернуться к праздной и обеспеченной жизни.

Однако задача оказывается непростой. Гарнитур был реквизирован и распродан по частям. Вдобавок тёща перед смертью исповедалась священнику — отцу Фёдору Вострикову, который также вступает в погоню за сокровищами, становясь главным конкурентом Воробьянинова. Вскоре у Ипполита Матвеевича появляется неожиданный партнёр — молодой и предприимчивый аферист Остап Бендер, который берёт на себя руководство поисками.
Остап Бендер, называющий себя великим комбинатором, — полная противоположность нерешительному и ностальгирующему по прошлому Воробьянинову. Бендер умён, энергичен и циничен; он является движущей силой их предприятия. Отец Фёдор, действуя в одиночку, быстро выбывает из гонки, скупая похожие стулья по всей стране и постепенно теряя рассудок.
Поиски превращаются в калейдоскоп авантюрных приключений. Компаньоны путешествуют по стране, сталкиваясь с яркими представителями советского общества. Они пытаются выкупить стулья на аукционе, но терпят неудачу из-за собственной расточительности. Для добычи средств Бендер организует тайный «Союз меча и орала», женитьбой завладевает стулом вдовы Грицацуевой и устраивает в городе Васюки грандиозный шахматный турнир.
Роман представляет собой едкую сатиру на советскую действительность 1920-х годов. Ильф и Петров создают целую галерею гротескных персонажей: от халтурщика-поэта Ляписа-Трубецкого, пишущего стихи про Гаврилу, до робкого воришки Альхена. Авторы высмеивают бюрократию, мещанство и попытки приспособиться к новой жизни, полной лозунгов и дефицита.
Несмотря на тяжёлые условия путешествий и быта, герои не теряют надежды на скорое обогащение. Тон повествования остаётся преимущественно лёгким и добродушным, что делает сатиру ещё более острой. Остап Бендер постоянно подбадривает своего компаньона знаменитой фразой: “Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!”.
Благодаря своей популярности Остап Бендер стал одним из самых узнаваемых архетипов в русской литературе, а многие фразы из книги превратились в крылатые выражения. Успех романа побудил авторов написать продолжение — «Золотой телёнок», в котором великий комбинатор продолжает свои приключения в погоне за богатством.
Финал романа оказывается неожиданно мрачным и ироничным. Последний стул находится в новом клубе железнодорожников. Заведующий клубом рассказывает Воробьянинову, что сокровища были случайно обнаружены несколько месяцев назад, а на вырученные деньги построено это самое здание — образец новой социалистической культуры. Потрясённый крахом всех надежд, Ипполит Матвеевич перерезает Остапу Бендеру горло бритвой.
Комментирование недоступно Почему?