«Голодарь» Франца Кафки, краткое содержание читать ~4 мин.
«Голодарь» («Голодный артист») – это сборник рассказов выдающегося писателя-модерниста Франца Кафки. Впервые опубликованный посмертно через несколько месяцев после смерти автора в 1924 году, первый перевод появился много лет спустя, в 1940-х годах. Четыре рассказа, вошедшие в этот сборник, изобилуют фирменным стилем Кафки: изолированные герои, мрачная и обескураживающая обстановка и сильное течение экзистенциального абсурда.
В заглавном рассказе повествуется о переживаниях голодаря – человека, который публично голодает для развлечения других. Эти артисты гастролируют по Европе и в какой-то момент становятся очень популярными. События, описанные в этом рассказе, происходят в тот момент, когда популярность голодающих артистов резко падает, а затем они полностью исчезают с культурного радара.
Безымянный голодающий артист морит себя голодом в течение невероятных сорока дней. В период своего расцвета он привлекает огромные толпы людей, которые приходят посмотреть, как он день и ночь сидит в своей клетке и не ест. Затем, по истечении положенного времени, зрители стекаются посмотреть, как он выходит из клетки и ест свою первую пищу после голодания.
В конце концов, голодающий артист и ему подобные больше не могут привлекать зрителей, которые когда-то платили за это зрелище. Его импресарио (менеджер) отправляет его в турне по Европе в надежде вызвать новый интерес, но никто не хочет приходить смотреть, как он морит себя голодом. Он увольняет своего менеджера и устраивается на работу в цирк.
Однако жизнь в цирке значительно отличается от жизни добросовестного голодающего артиста. Исчезли гламур, слава, тайна, смелость. Теперь он не более чем участник фрик-шоу. Владельцы цирка выставили его клетку между основными шатрами и зоопарком, и хотя толпы людей должны проходить мимо его клетки, никто не обращает на него внимания.
Без зрителей, которые могли бы восхищаться им, и без менеджера, который следил бы за ним, голодание артиста растягивается намного дольше обычных сорока дней. Затем его клетка оказывается пустой, что привлекает внимание управляющего цирком. Когда управляющий цирком входит в клетку, он обнаруживает, что артист закопан в грязную солому и находится на грани смерти.
Артист зовёт управляющего цирком подойти поближе и шепчет свои последние слова: Он просит прощения, говоря, что никто не должен восхищаться им, потому что единственная причина, по которой он не ест, заключается в том, что он не может найти еду, которая ему нравится. Голодный артист умирает. Директор цирка накрывает его тело соломой и сажает в ту же клетку пантеру. Посетители цирка толпами приходят посмотреть на пантеру, которая всегда получает понравившуюся еду.
В рассказе «Первая печаль» Кафка вновь обращается к цирковой обстановке. Артист на трапеции, который всегда является самым почитаемым и знаменитым членом любой цирковой труппы, просит менеджера цирка добавить ещё одну трапецию к его номеру. Он объясняет менеджеру, что это просто вопрос безопасности – имея ещё один элемент оборудования в воздухе, артист на трапеции имеет ещё один способ безопасно спуститься на землю. Менеджер соглашается, но позже замечает, что на лбу трапецианта появилась борозда. Кажется, что для артиста трапеции эта просьба ставит под сомнение его веру в своё искусство и в свои силы. С этой простой просьбой для артиста трапеции все изменилось.
В рассказе «Маленькая женщина» речь идёт о взволнованной молодой женщине, которая поначалу кажется не в ладах с рассказчиком. По крайней мере, так думает рассказчик, который считает себя источником разочарования молодой женщины. Он задаётся вопросом, что поможет унять её тревогу, предполагая, что даже если он покончит с собой, молодая женщина не успокоится. По мере развития сюжета надёжность рассказчика становится все более туманной, и неясно, действительно ли он является причиной беспокойства девушки.
Последний рассказ, «Жозефина-певица, или мышиный народ», последний из известных рассказов Кафки, – это чистый Кафка, насквозь. Рассказанная глубокомысленной и философствующей мышью, эта история исследует влияние поющей мыши по имени Жозефина на весь мышиный народ.
У Жозефины необыкновенно красивый голос и хотя рассказчик не отрицает её популярности среди мышей и способности держать целые аудитории, как заворожённые, на ладони, рассказчик считает, что Жозефина выглядит талантливой только в сравнении.
В конце концов, много ли мышей поют? Кроме того, она ленива в работе, а её пение привлекает внимание опасных сил – хотя, благодаря её знаменитому статусу, её всегда спешат спасти первой. Рассказчик размышляет о природе славы, понимая, что, даже если он увидит Жозефину такой, какая она есть на самом деле, это никак не повлияет на её знаменитость.
Во всех этих рассказах Кафка исследует человеческую психику через ряд персонажей с совершенно уникальным опытом и взглядами на жизнь. По мере того, как они борются с вечными противоречиями и извечными вопросами, которые с самого начала поглощали человечество, эти персонажи раскрываются как отдельные литературные творения и воплощения чего-то большего, чего-то более универсального, чего-то, что не боится задавать вопросы, представлять идеи и задаваться осмыслением того, что все это, в конечном счёте, означает.
- «Испытание» Франца Кафки, краткое содержание
- «Метаморфозы» Франца Кафки, краткое содержание
- «Замок» Франца Кафки, краткое содержание
- «Кафка на берегу» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Америка» Франца Кафки, краткое содержание
- «Отчёт в академии» Франца Кафки, краткое содержание
- Победа, которая откроет доступ к неизвестным сочинениям Кафки
- Самый мистический роман 20-го века «Замок» на сцене театра «У моста»
Комментирование недоступно Почему?