«Говори, память» Владимира Набокова, краткое содержание читать ~10 мин.
«Говори, память» – это автобиографические мемуары русского писателя Владимира Набокова. Книга не была опубликована в определённый год, а вышла в виде коротких отрывков рассказов, опубликованных с 1936 по 1951 год.
В книге в основном рассказывается о жизни Набокова до его приезда в Америку, которая приходится на период с 1899 по 1940 год. Это действительно удивительный сборник мемуаров, в котором собраны уникальные истории из страны, к которой мы относились по-разному на протяжении многих лет.
Владимир Набоков родился в 1899 году, это русский писатель и оратор, который приехал в США для продолжения своей карьеры в 1940 году. Большинство его произведений были восприняты как шедевры, и он стал довольно успешным благодаря своей писательской деятельности. Набоков также проявлял интерес к зоологии и насекомым, вдохновлённый несколькими книгами, которые были у него в детстве.
Мы впервые встречаем Владимира в его естественной среде обитания: сидя в загородном поместье его семьи и смотря старые семейные фильмы, большинство из которых были сняты ещё до его рождения. Именно так он начинает понимать течение времени; увидеть на плёнке своих родителей как отдельных людей, которые вполне успешно существовали без него до его рождения, – это шокирующий опыт для него, но это также и мощный урок. Он также начинает замечать мир вокруг себя и понимать, что он – маленький винтик в огромном колесе, когда речь идёт о его месте в мире.
Набоков рассказывает нам, что даже в детстве он был склонен к галлюцинациям. Он также страдает синестезией, то есть ощущением того, что определённые буквы алфавита выделяются в его мозгу определённым цветом. Это состояние передаётся по наследству, и это ещё одна вещь, которая сближает молодого человека и его мать. Он говорит о ней с любовью, и очевидно, что они были очень близки.
По мере взросления за Набоковым ухаживают несколько нянек, гувернанток и гувернёров, некоторые из них ему нравятся, другие ему безразличны. Он – русский ребёнок, но легко изучает языки, а когда выучил английский, стал с жадностью читать английские книги. Позже он изучает французский язык у частной учительницы, которую сначала недолюбливает, но потом начинает очень ценить и использует её в качестве основы для многих персонажей своих романов.
Набоков начинает проявлять признаки обсессивно-компульсивного расстройства в возрасте семи лет. Его первая навязчивая идея – бабочки, за которыми он охотится в лесу и ловит, а затем собирает их в коллекцию после того, как его мать убивает их и сохраняет. Он становится все более и более одержимым, и его редко можно увидеть без сачка для ловли бабочек.
В 1909 году Владимиру исполняется десять лет, и он вместе с семьёй отправляется в Биарриц. Биарриц, расположенный на юге Франции, является местом отдыха для обеспеченных семей, и именно здесь он встречает писательницу Колетт, в которую влюбляется и решает, что единственное разумное решение – это сбежать с ней. Поскольку им по десять лет, романтическое представление не оформилось, и хотя пара смело держится за руки во время просмотра фильма, на этом их роман не заканчивается.
По окончании каникул оба возвращаются домой и больше никогда не встречаются. Однако Владимир забирает с собой кое-что из отпуска: его завораживает контраст между темнотой кинотеатра и ярким, живым солнечным светом. Это приводит его к другой навязчивой идее – волшебным фонарям, которые показывают серию фотографических слайдов, запечатлевающих моменты времени. Эта навязчивая идея никогда по-настоящему не покидает его, и на протяжении всей жизни он видит временные ассоциации с людьми, которых больше никогда не видит, как сцены из волшебного фонаря.
Одной из самых важных связей в жизни Набокова является его дружба с двоюродным братом Юрием. Семья Юрия не такая обеспеченная, как у Владимира, и он немного грубоват, но у них много совместных мальчишеских приключений, которые обычно вдохновлены тем, о чем читал книжный червь Владимир.
В возрасте пятнадцати лет у него начинает развиваться талант к написанию стихов. Его первая попытка – элегия природе, наполненная громоздкими традиционными русскими языковыми средствами. Он показывает его матери, но она занята, а отец находится в Петербурге и переживает, так как политические волнения нарастают и начинают подниматься из-под земли.
Когда начинается Первая мировая война, Набоков чувствует себя отстранённым от неё, в основном потому, что он снова влюблён. Девушку зовут Тамара, и они вместе прогуливают школу, чтобы продолжить свой роман. К сожалению, Набоков пишет томик стихов, наполненный подробностями их отношений, и они начинают отдаляться друг от друга – Тамара недовольна тем, что он поделился этими личными подробностями, и чувствует себя преданной.
Когда война становится все большей угрозой для русских дома, Набоковы переезжают в Ялту, а семья Тамары переезжает в Украину. Несмотря на письма друг другу, пара прекращает общение, когда семья Тамары вынуждена бежать из Украины.
Набоковы тоже переезжают, уезжая из Ялты в Грецию, а затем в Англию. Этот переезд не был удачным: Англия очень дорогая и крайне унылая страна. Владимир и его братья поступают в Кембриджский университет, но их родители уезжают в Берлин. Владимир одинок и ужасно скучает по своей семье. Он не хочет учиться в университете и вместо этого прячется в литературе, читая весь день и сочиняя по ночам. Он также не понимает, что университет – это защищённая среда; пока он студент, его никто не беспокоит.
После окончания университета его считают «чужаком» и, как к русскому эмигранту, относятся с подозрением и недоверием. Он ввергнут в нищету, ему не разрешают далеко уезжать, хотя ему удаётся попасть в Париж, затем в Берлин. Он преподаёт и продолжает писать, но никто в России не может читать его работы, потому что он эмигрант и его книги запрещены.
В конце 1930-х годов он женится и становится отцом сына, а в 1940 году уезжает с семьёй в Америку. Набоковы хотят воспитать сына так, как воспитывали их самих. Владимир хочет, чтобы у него было собственное творческое воображение, и по этой причине никогда не указывает на достопримечательности и интересные места; он хочет, чтобы сын увидел их сам.
Список персонажей
Владимир Нобоков
Поскольку жанр произведения – автобиография, Владимир предстаёт как главный герой собственной истории. В детстве Владимир был особенно чувствительным и мнительным, и уже в раннем возрасте у него начались воображаемые галлюцинации.
Мать Владимира
Из родителей Владимира именно его мать играла роль надёжного спутника и доверенного лица. Как личность, она, по-видимому, является генетическим источником странного «шестого чувства» Владимира. Например, она также наслаждается своей синестезией – состоянием, которое есть и у мальчика (синестезия – это когда сенсорные данные со временем смешиваются последовательным образом, что часто проявляется в восприятии языка и музыки).
Колетт
Влюблённость Владимира, ещё одна писательница в Биаррице, где отдыхает его семья. Они договариваются пожениться, но, увы, поскольку в то время им было всего по десять лет, брак не состоялся.
Юрий
Двоюродный брат Владимира. Эта ветвь семьи не достигла такого экономического успеха, как ветвь Владимира, и в рассказе описывается их дружба через эту статусную черту.
Тамара
Набоков, беспомощный любовник, каким он и является, снова влюбляется. На этот раз это происходит во время начала Первой мировой войны. Хотя оба чувствуют себя изолированными от войны, их любовь нарушается, когда Владимир делится их интимными секретами через свои опубликованные стихи.
Темы
Любовь сына к матери
Прежде всего, в повести говорится о любви и трепетном отношении Владимира к матери. Он очень любит её. Как и он, она видит мир через синестезию, как и он, она ценит чтение, искусство и чувствительность. Его любовь к матери изображена с искусным самообладанием и абсолютным благоговением.
Безрассудный эстетик
Эстетический гений Набокова не вызывает сомнений; его романы «Бледный огонь» и «Лолита» – два самых прекрасных романа, когда-либо созданных на любом языке. Мало кто из серьёзных критиков с этим не согласен. Поэтому в этой истории есть элемент служения, которым Набоков обязан публике: Он должен объяснить, каково это было – развить столь впечатляющее владение красотой, языком, жизнью и человеческим духом.
Ответ даётся через молодую жизнь Владимира, его странное чувство прекрасного (также синестезия) и его гений воображения (также фактическая галлюцинация). Все это, в сочетании с его меланхоличной, снисходительной личностью, очевидно, и дало нам такие романы, как «Лолита».
Беспомощный романтик
Часть истории Набокова связана с его абсолютной готовностью служить возлюбленной. Он хочет, чтобы его баловали в обществе женщин, даже с раннего возраста. Проза наводит на мысль о материнском комплексе. Возможно, его богоподобная привязанность проложила путь к переживанию эдиповой связи со вселенной, что может сделать его в душе «романтиком», даже если это означает, что в 30-40 лет он будет меланхоличным, отстранённым человеком.
Зрелый мужчина и отец
Набоков прослеживает свою жизнь вплоть до того момента, когда его жизнь перестала быть жизнью только для себя и начала становиться жизнью с женой и их маленьким сыном. Как последний человек в своём развитии, он осознает красоту жизни и относится к божественному воображению маленького мальчика с тем же благоговением, с каким он относится к своему собственному разуму, предпочитая воздерживаться от навязывания своего воображения мальчику. Он делает это, когда отказывается указывать юноше на «интересные моменты».
Как один из самых красноречивых авторов, когда-либо писавших на любом языке, решение Владимира Набокова поделиться с публикой своей интимной жизнью представляет собой своего рода «закулисье». Владение языком Набокова долгое время было предметом литературной критики, особенно в отношении романа «Лолита», который некоторые считают лучшим из когда-либо написанных человеком. В этой автобиографии Набоков объясняет механику этих способностей, исследуя свои воспоминания о юности.
Одним из компонентов его размышлений о юности является то, что он обращает внимание на самые интимные психологические детали своей психики, такие как его отношения с матерью, его первая девушка, его отстранённая фигура отца, его убежище в искусстве. Однако есть и дополнительные детали, которые либо означают его личную психическую энергию, либо какую-то биологически унаследованную психическую способность – способность к синестезии. Возможно, это часть того, почему его стиль как писателя настолько интуитивен и в то же время динамичен, потому что у него смешанное чувство эстетики.
Ещё одна важная деталь, требующая рассмотрения, – это леденящая душу серьёзность Набокова как автора. Например, «Лолита» рассказывает об одиноком педофиле и его попытках овладеть юной девушкой. А в романе «Говори, память» мы видим мальчика, узнающего о мировой войне на Западном фронте. Это означает, что Набоков рос в разделённой Европе, читая в новостях о первых настоящих промышленных военных действиях. Его детство было суровым и ужасным, потому что Европа находилась в спирали, которая не остановится до 1945 года, а для России – гораздо позже.
В каком-то смысле Набоков просит читателя провести психоанализ. Он просит читателя присмотреться к его меланхолии и снисходительности. В каком-то смысле роман – это похвала и защита самого себя, но также и острое, осознанное признание своей ничтожной человечности. Что отличает Набокова от всех нас, так это то, что он с самого раннего возраста был поражён жизнью с ненасытным любопытством, которое в частном порядке привело к рождению и росту настоящего художественного гения. Почему? Конечно же, потому что он любит свою мать.
- «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, краткое содержание
- «Об этом никто не говорит» Патриции Локвуд, краткое содержание
- «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер, краткое содержание
- «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Джеймса Болдуина, краткое содержание
- «Не говори никому» Харлана Кобена, краткое содержание
- «Король говорит» Марка Лога и Питера Конради, краткое содержание
- «Как научить камень говорить: Экспедиции и встречи» Энни Диллард, краткое содержание
- Киев заговорит с московским акцентом?
Комментирование недоступно Почему?