«Основания метафизики нравов» Иммануила Канта, краткое содержание читать ~11 мин.
Книга «Основания метафизики нравов» была написана в 1785 году, через четыре года после того, как Кант написал свой великий труд «Критика чистого разума». Кант стремится расширить выводы, сделанные в «Критике». Если в «Критике» Кант исследовал человеческий разум и спрашивал, на какое знание мы можем законно претендовать, то в «Основаниях» он переходит в область моральной философии – спрашивает, какого рода обязанности и обязательства мы имеем.
Подобно тому, как «Критика» должна была очиститься от претензий предыдущих философий, чтобы оценить, что мы можем законно знать и как мы можем это знать, целью «Оснований» было прояснить основные понятия морали и показать, какое отношение мораль имеет к человеку. Книга послужила основой для его более поздней, расширенной работы «Критика чистого разума», которую Кант опубликовал в 1788 году.
Обычно «Основания» понимаются как ответ на моральные теории шотландского Просвещения, особенно Дэвида Юма, чей скептицизм Кант использовал в критике, а также экономиста Адама Смита. Поскольку оба философа считали, что все знания происходят из чувственного опыта, они полагали, что то же самое относится и к моральным суждениям.
Согласно шотландским мыслителям, чьи идеи известны как теория моральных чувств, мы считаем хорошим то, что доставляет нам удовольствие; это удовольствие происходит от одобрения, которое мы получаем за то, что делаем. Кроме того, мы делаем добро для того, чтобы избежать неприятных ощущений, которые мы могли бы получить от плохого поступка. Например, если мы видим, что кто-то страдает, мы будем чувствовать себя плохо, если ничего не сделаем, и желание избежать этого плохого чувства побуждает нас делать «добро». Поэтому, говорят Юм и Смит, мораль не имеет объективной основы. Кант возражал против этого: он хотел доказать, что объективные, универсальные моральные суждения возможны, и что они коренятся не в чувствах, а скорее в форме самих суждений, которая, по мнению Канта, универсальна и неизменна.
По этой причине «Основания» также обычно противопоставляется утилитаристской философской школе, в частности Джереми Бентаму и Джону Стюарту Миллю, которые появились после Канта. Утилитаристы утверждали, что добро состоит в том, чтобы сделать наибольшее благо для наибольшего числа людей. Универсалистский – или, как его иногда называют, деонтологический – взгляд Канта на мораль отверг утилитаристский взгляд по той же причине, по которой он отверг теорию моральных чувств. Кант утверждает, что делать добро в надежде на хороший результат – это, по сути, действовать в надежде на вознаграждение, а значит, не быть ни свободным, ни истинно нравственным.
Наиболее известной идеей «Оснований» является категорический императив – аргумент о том, что только те действия являются истинно нравственными, которые могут быть положены в основу возможного закона. Категорический императив, по сути, является философским обоснованием «золотого правила»: вы должны совершать только те поступки, которые, по вашему мнению, являются универсально оправданными.
Эта концепция привлекает огромное внимание философов с момента её опубликования и до сегодняшнего дня. Последователи Канта считали, что он успешно заложил основу для универсальной морали, даже если он не смог успешно показать, что необходимо поступать морально. Такие известные читатели, как поэт Фридрих Шиллер, а также философы Г.В.Ф. Гегель и Фридрих Ницше, утверждали, что категорический императив холоден и основан на ошибочном универсализме, отрицающем индивидуальный опыт.
Другие аспекты текста просто стали частью нашей моральной культуры. Представление о том, что достойное отношение к другим неотделимо от осознания своего достоинства как человека, а также идея о том, что человеческое достоинство неприкосновенно, были заложены в многочисленных конституциях.
Вера Канта в общее человечество перекликается с идеалами Просвещения восемнадцатого и девятнадцатого веков. И, возможно, более тонко, отголоски того, что одна мораль может быть применима не только ко всем людям, но и ко всем частям жизни человека, без различия класса, пола, расы или социального положения, можно найти в современных дебатах о политике в СМИ или сексуальных домогательствах на рабочем месте.
Содержание
В «Основаниях» Кант стремится использовать то, что Кант называет «чистой философией», или только разум, для разработки моральной философии. То, что является этичным, должно быть сделано ради закона, и по этой причине наш опыт не может служить надёжной основой для прочной моральной философии. Написав «Основания», Кант надеется установить возможность моральной философии и прояснить её основные понятия, прежде чем переходить к разъяснению самой философии.
Кант открывает «Основание», атакуя теорию моральных чувств, которую разработали шотландские философы эпохи Просвещения, такие как Адам Смит и Дэвид Юм, и которая была очень влиятельной. Мораль, утверждает Кант, не может быть основана на склонностях или чувствах, как утверждали Юм и Смит. Поступать нравственно означает действовать в соответствии с моральным законом, а склонности и чувства делают это лишь случайно.
Наши чувства могут направить нас к тому, что хорошо; но в следующий момент они могут так же легко направить нас к тому, что плохо. В любом случае, они не дают нам твёрдого критерия для различения одного и другого. Единственное твёрдое основание для того, чтобы убедиться, что действие соответствует моральному закону, – это совершать его потому, что оно соответствует закону, независимо от того, что человек при этом чувствует.
Из этого принципа Кант может вывести принцип формулирования моральных действий: всегда поступай так, чтобы твой поступок мог стать основой всеобщего закона. Кант называет это категорическим императивом. Только категорический императив представляет действия как универсально необходимые, исходя только из формы их суждения; все другие основания для принятия решения о моральном действии обязательно зависят от чувства удовольствия или неудовольствия, а значит, ситуативны и не являются истинно моральными. Категорический императив также настаивает на том, чтобы мы относились к другим людям как к «целям» самим по себе. Он запрещает нам использовать других людей в качестве «средства» для достижения той или иной цели, поскольку только достоинство человечества является действительно общепризнанной целью.
В той мере, в какой мы используем разум, мы являемся одновременно и законодателями, и субъектами закона. Когда мы используем категорический императив для формулирования моральных суждений, мы представляем себя принадлежащими к сообществу, в котором каждый человек является и законодателем, и субъектом. Кант называет это царством целей.
Кант завершает «Основания» признанием того, что, хотя категорический императив является единственной законной формулировкой морального действия, он не может доказать, что мы должны быть моральными.
Люди живут в двух мирах: мире разума и мире явлений. Чтобы быть свободным и, следовательно, моральным, действие должно быть самопричинным. Именно поэтому моральное действие является моральным: благодаря форме, в которой мы его мыслим. Но чтобы действовать в мире, оно должно присоединиться к цепи бесконечной причинности, которая составляет природу. Следовательно, оно уже не будет свободным. Поэтому моральный закон – это нечто принципиально непостижимое для нас, чем мы, тем не менее, должны восхищаться.
Темы
Закон
Кант считает, что для того, чтобы моральные суждения были действительными, они должны основываться на законе и быть сформулированы в виде закона. Закон – важнейшее понятие во всех работах Канта, и он часто использует образы и язык, связанные с законом, особенно с суждением.
Привлекательность закона для Канта заключается в его способности быть универсальным, а значит, вывести нас из проблемы солипсизма и релятивизма – то есть убеждения, что наши моральные суждения актуальны только для нас и что мы не имеем права требовать от других соблюдения тех же стандартов. Для Канта закон – это средство, с помощью которого человеческие умы связывают себя друг с другом, воспринимая себя как часть сообщества рационально мыслящих людей.
Долг
Для Канта долг – это противоположность склонности. Долг – это то, что мы чувствуем, что должны сделать – часто несмотря на то, что мы не хотим этого делать. Способность чувствовать тягу к долгу, законность которого мы признаем – даже если мы склонны поступать иначе – является для Канта основным фактом нашего опыта, позволяющим вообще существовать моральной философии.
«Основания метафизики нравов» работает в обратном направлении, отталкиваясь от этого факта нашего опыта, чтобы определить, по какому «праву» мы ощущаем эти обязанности и решаем им следовать. Эта концепция имеет явно христианский оттенок – в качестве архетипической обязанности Кант упоминает заповедь Христа о любви к врагам.
Свобода
Для Канта свобода и нравственность – понятия взаимно дополняющие друг друга. Мы свободны от тирании наших инстинктов и склонностей именно потому, что способны выносить моральные суждения. Свобода заключается в сопротивлении власти чего-либо, кроме нашего собственного разума – включая наше собственное тело и эмоции – устанавливать для нас законы. Поэтому разум является единственным возможным основанием для свободы и единственным возможным основанием для морали.
Это понятие свободы стало решающим для Просвещения – а именно, что свобода состоит не в том, чтобы быть свободным от закона, что было бы хаосом, а в том, чтобы иметь возможность устанавливать законы для себя.
Автономия
Центральным в антропологии Канта (его представлении о человеке) является представление о том, что свобода человека и его достоинство заключаются в его автономии – способности самому устанавливать законы. Учитывая кажущуюся холодность категорического императива и акцент Канта на долге, важно отметить, насколько революционным является этот тезис.
Только человек может быть надлежащим источником своего собственного морального авторитета и своей собственной свободы. Церковь, государство, семья – все это лишь формы гетерономии, внешней тирании, которые никогда не могут служить законным основанием для моральных суждений. Поэтому категорический императив Канта можно рассматривать как инструмент, позволяющий человеку отвоевать свою автономию у этих внешних сил. Только приняв эту автономию, человек становится человеком.
Цели
Большая часть аргументации во второй половине книги сосредоточена вокруг вопроса о средствах и целях. Кант считает, что человек обладает разумом, другими словами, находится в уникальном положении, позволяющем ему ставить собственные цели не только для себя как личности, но и для человечества как такового. В этом Кант перекликается с французским философом Жан-Жаком Руссо, который утверждает, что самосовершенствование является уникальным качеством, отличающим человека от животных.
Представление о том, что мораль заключается в отношении к человеку как к самоцели, идёт рука об руку с методологией Канта, а именно: мы используем свой разум для исследования собственного разума. Опираясь на Руссо, Кант рассматривает человека как единственное существо, целью которого может быть открытие самого себя и восстановление своего достоинства.
Категорический императив
Категорический императив – это, несомненно, концепция, которой Кант прославился больше всего. Принцип категорического императива заключается в том, что, желая совершить какое-либо действие, мы представляем себе, что наше желание является основанием для всеобщего закона. Можем ли мы представить себе этот закон как принцип, на основании которого должен действовать каждый человек? Если да, то тогда – и только тогда – мы можем считать его справедливым.
По сути, это своего рода мысленный эксперимент, призванный выявить влияние наших собственных склонностей и сохранить нашу автономию как единственную легитимную инстанцию, которая может издавать моральные законы, не впадая при этом в солипсизм, который сделал бы мораль совершенно невозможной.
Царство целей
Кант утверждает, что когда мы используем категорический императив для руководства нашими моральными действиями, мы представляем себя принадлежащими к сообществу единомышленников, которые принимают на себя роль законодателей, и понимаем себя как субъектов моральных законов других людей, легитимность которых мы признаем своим разумом.
Царство целей раскрывает демократическую и коммунитарную сторону мышления Канта, которая является оборотной стороной его акцента на автономии. Разум – это то, что позволяет нам признать достоинство других людей, поскольку разум по своей природе универсален; все люди, использующие разум, должны представлять свои суждения как легитимные для всех других разумных существ. Царство целей имеет ярко выраженный демократический характер, поскольку в нём каждый человек является и правителем, и подданным, но оно также подчёркивает, в какой степени Кант понимает процесс мышления и разума как социальный и политический, происходящий в обществе других людей и имеющий последствия и для них. Если бы у людей не было коллективной жизни, то не было бы ни основы для морали, ни необходимости в ней.
- «Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Критика чистого разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Кантхапура» Раджа Рао, краткое содержание
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, кратко
- «Основание метафизики нравов» Иммануила Канта, кратко
- Максим Кантор – итоги ХХ века, строгий суд живописи
Комментирование недоступно Почему?