«Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира, краткое содержание читать ~19 мин.
Шекспир жил в эпоху великих преобразований в Западной Европе. Новые достижения науки опрокидывали древние представления об астрономии и физике. Открытие Америки изменило представление европейцев о мире. Все более доступные переводы классических текстов оказывали сильное влияние на английскую литературу и искусство. Христианское и языческое мировоззрения взаимодействовали друг с другом богатыми и часто парадоксальными способами, и признаки этого сложного взаимодействия присутствуют во многих произведениях Шекспира. Англия, пережившая столетия гражданской войны, находилась в середине длительного периода стабильности и мира.
Не последнюю роль в великих переменах шекспировского времени сыграл драматический взлёт Англии к мировому могуществу. Когда королева Елизавета пришла к власти в 1558 году, за шесть лет до рождения Шекспира, Англия была слабой и нестабильной страной. Раздираемая внутренними противоречиями между католиками и протестантами, с разрушенной экономикой и нестабильным руководством, Англия была уязвима для вторжения её более сильных соперников на континенте.
К моменту смерти Елизаветы в 1603 году она превратила слабака Западной Европы в державу первого ранга, способную стать самой могущественной нацией в мире. Когда молодой Шекспир приехал в Лондон в поисках театральной жизни, столица Англии была важным центром торговли, обучения и искусства. За те несколько десятилетий, что он делал там свою карьеру, финансовое, интеллектуальное и художественное значение города ещё более возросло, поскольку Лондон продолжал превращаться из ничем не примечательного центра захолустного государства в один из самых интересных мегаполисов мира. Драматургия вступала в золотой век, и молодой Шекспир должен был стать величайшим писателем этой эпохи.
Пьеса «Антоний и Клеопатра» была написана в 1607 году, после невероятного периода, который подарил нам «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира» и «Макбета». Хотя пьесу иногда относят к трагедиям, она уникальна и трудно поддаётся классификации. Некоторые ставят её в один ряд с римскими пьесами «Юлий Цезарь» и «Кориолан»: все три пьесы используют в качестве первоисточника «Жизнеописания знатных греков и римлян» Плутарха, и во всех трёх пьесах затрагиваются исторические и политические вопросы. Во всех трёх пьесах Шекспир демонстрирует впечатляющую (хотя иногда и преувеличенную) способность усвоить классический мир на его собственных условиях.
Если Гамлет и Лир – это, по сути, персонажи эпохи Возрождения, далёкие от первоначальной обстановки тех источников, которые использовал Шекспир, то персонажи римских пьес – это в значительной степени римляне, живущие в римском мире. Отчасти это явление – дань силе и жизнеспособности писаний Плутарха. Хотя Шекспир свободно изменяет Плутарха в соответствии со своими драматическими целями, сила Плутарха говорить о своём времени и месте сияет сквозь шекспировские адаптации. И хотя Шекспир остаётся верен сути своего источника, он также углубляет то, что он там находит.
Исторически события «Антония и Клеопатры» происходят в конце I века до нашей эры. Юлий Цезарь заканчивается победой Октавия, Лепида и Антония, которые побеждают убийц Цезаря и делят мир между собой. История «Антония и Клеопатры» разворачивается много лет спустя. В ходе пьесы союз трёх членов, называемый триумвиратом, распадается. Требования истории и власти требуют, чтобы Римом правил один человек. Лепид, самый слабый из трёх генералов, не является серьёзным претендентом на верховную власть. Финальное состязание состоится между Антонием и Октавием.
Поскольку Шекспир не интересовался публикацией своих пьес, его драмы попадали в печать неопределёнными и ненадёжными путями. Некоторые пьесы не дошли до нас прямо из рукописей Шекспира, и в них часто встречаются испорченные тексты. К счастью, «Антоний и Клеопатра», похоже, свободен от этих трудностей. Пьеса была внесена в реестр канцелярии в 1607 году, что обычно предшествует публикации, но в данном случае пьеса оставалась неопубликованной до 1623 года. В этом году она была включена в число трагедий Первого фолио. Печатание пьесы в Первом фолио является основой для всех последующих изданий. Есть основания полагать, что это издание дошло до нас непосредственно из рукописи самого Шекспира.
Сюжет
Акт первый. Во дворце Клеопатры в Александрии, где собрались египтяне и римляне, Антоний и Клеопатра – знаменитая пара всего известного мира. Люди Антония с неодобрением наблюдают за тем, как, с их точки зрения, могущественный римский полководец превращается в дурочку-шлюху. Но сами Антоний и Клеопатра кажутся выше этой грубой оценки, и их любовная связь полна драматизма, экстравагантных жестов и декаданса.
Поглощённый роскошной жизнью Востока и своей страстью к Клеопатре, Антоний игнорирует свои обязанности триумвира (см. список персонажей), пока дела не достигают точки кипения. Их идиллическая жизнь прерывается, когда Антоний получает плохие новости из разных уголков империи. Его жена Фульвия и его брат объявили войну Октавию, его коллеге по триумвиру. Парфия, восточная сверхдержава и самый могущественный противник Рима, захватила большую часть Ближнего и Среднего Востока. Его жена умерла. Эти события заставляют Антония вернуться в Рим. Среди прочих его сопровождает циничный римский солдат Энобарбус, чья проницательность делает его одним из самых запоминающихся персонажей пьесы. Антоний расстаётся с Клеопатрой, которая демонстрирует гнев и недоверие; он делает все возможное, чтобы заверить её, что его сердце останется с ней.
Вернувшись в Рим, Октавий Цезарь и Лепид, два других триумвира, очень нуждаются в Антонии. Октавий, племянник и приёмный сын Юлия Цезаря, негодует по поводу небрежности Антония. Помпей, опасный противник, контролирует моря вокруг Италии, угрожая власти триумвирата.
Действие второе. Когда Антоний наконец возвращается, напряжение между ним и Октавием остаётся высоким. Чтобы скрепить их союз, Антоний заключает брак с Октавией, сестрой Октавия.
Прорицатель предупреждает Антония, что он должен держаться подальше от Цезаря, так как в любом поединке между ними Цезарь одержит верх.
Вернувшись в Александрию, Клеопатра плохо восприняла новость о женитьбе Антония, избив гонца и угрожая ему ножом.
Триумвират встречается с Помпеем и навязывает ему довольно невыгодный мир. Присутствия Антония оказывается достаточно, чтобы напугать Помпея. В ту ночь, когда Помпей пирует с триумвирами, его подчинённый Менас предлагает убить всех троих и сделать Помпея неоспоримым правителем римского мира. Помпей отказывается от предложения из чувства чести, но делает это с некоторым сожалением.
Акт третий. Октавия и Октавий эмоционально расстаются, и Антоний забирает её с собой в Афины. Клеопатра, вернувшись в Египет, обучила своего гонца передавать только хорошие новости. Она не сдаётся, несмотря на то, что Антоний женат, и планирует вернуть его.
Между 3.3 и 3.4 проходит некоторое время, и за это время расстановка сил радикально меняется. Антоний беспокоится в Афинах: Октавий без одобрения выступил против Помпея. Он оклеветал характер Антония и, похоже, готовится к войне против него. Антоний посылает свою жену в качестве эмиссара к брату.
К 3.5 ситуация ещё более ухудшилась. Помпей мёртв, а Октавий заключил Лепида в тюрьму, забрав его власть и имущество себе. В 3.6 Антоний, очевидно, вернулся в Египет, где завещал царства Клеопатре и их внебрачным детям. Цезарь принимает сестру в Риме и готовится к войне. Война идёт быстро, и Антоний совершает ряд стратегических просчётов. Он сражается с Октавием на море, хотя победа на суше кажется более вероятной. В морском сражении при Актиуме Октавий одерживает решительную победу над Антонием и Клеопатрой. Переломный момент в битве наступает, когда Клеопатра в панике бежит, уводя с собой шестьдесят кораблей, а Антоний следует за ней, бросив своих людей. Многие из людей Антония, испытывая отвращение к такому полному неисполнению долга, покидают его. Энобарб, однако, остаётся верным.
Вернувшись в Александрию, Антоний переживает горе и унижение от того, что он сделал. Теперь у него нет никаких шансов победить Октавия. Но гнев на себя и Клеопатру быстро сменяется покорностью, и он решает пировать и пить, несмотря на надвигающуюся гибель.
Акт четвёртый. По мере приближения конца Антоний становится все более иррациональным, он мечется между крайними эмоциями, вызывает Цезаря на единоборство, оскорбляет гонца, дарит прощальные подарки друзьям и предаётся большим пирам. В конце концов Энобарб переходит в лагерь Цезаря. Антоний посылает за ним свои сокровища, и Энобарб испытывает такое раскаяние, что умирает от горя. Флот покидает Антония, и он убеждён, что Клеопатра предала его. Боясь его гнева, Клеопатра закрывается в своём монументе и посылает ложное известие о своей смерти.
Антоний, всегда быстро прощающий, решает покончить с собой, чтобы присоединиться к ней. Он пытается заставить своего слугу Эроса убить его, но Эрос убивает себя, чтобы избежать этой обязанности. Антоний падает от собственного меча, и слишком поздно приходит весть от Клеопатры, что она ещё жива.
Солдаты приносят его к ней, и она со своими служанками поднимает его на монумент. Он даёт ей последний совет о том, кому доверять в лагере Цезаря, и умирает. Клеопатра убита горем.
Пятый акт. Цезарь растроган до слез, когда ему приносят окровавленный меч Антония. Он посылает людей к Клеопатре, решив сохранить ей жизнь, чтобы провести её по улицам Рима в своём триумфальном шествии. К Клеопатре отправляются эмиссары, но один из них, Долабелла, предупреждает её, что Цезарь планирует провести её по Риму. Это заставляет её решиться.
Она встречается с Цезарем и, кажется, повинуется его желаниям. Но после его ухода она заставляет слуг пронести в её монумент аспида. Яд от укуса осины смертелен и быстр. Она и её фрейлины используют ядовитую змею для самоубийства. Прибывший Цезарь не может не уважать её последний акт неповиновения. Он приказывает своим людям похоронить Антония и Клеопатру вместе. Перед возвращением в Рим они почтительно присутствуют на похоронах. Вся оппозиция была подавлена, и Октавий теперь может начать своё правление в качестве первого императора Рима.
Список персонажей
Марк Антоний
Триумвир. Одна треть триумвирата – союза Антония, Октавия и Лепида, который правит Римской империей. Антоний – великий полководец, любимый своими людьми. Он средних лет. Он также любитель удовольствий, гораздо менее целеустремлённый, чем Октавий. Он сложный и фатально раздвоенный человек, не справившийся с задачей полководца в ключевые моменты. Плутарх представляет его любовь к Клеопатре как причину его гибели, и Шекспир разделяет эту точку зрения, но в пьесе их любовь также показана как своего рода триумф, прекрасный и замечательный сам по себе.
Клеопатра
Царица Египта. Она – последняя из греческой династии, которая начала своё правление Египтом за много веков до этого, с Птолемея. (Птолемей был полководцем при Александре Македонском и унаследовал египетскую часть империи Александра после его смерти).
Клеопатра – любовница Антония и других людей в прошлом, включая умершего Юлия Цезаря. Она средних лет. Клеопатра – одно из самых совершенных творений Шекспира, интригующая женщина, которая обводит вокруг пальца великих мужчин. Она властная, властная, драматичная. Она сложна и непостоянна. Ее собственные эмоции имеют для неё первостепенное значение, и она обладает буйным нравом. Ее личная харизма намного превосходит её таланты стратега, и её вмешательство отчасти становится причиной поражения Антония. Ее окончательное самоубийство совершается не в соответствии с предписаниями римской концепции чести, а скорее потому, что она не допустит никакого фундаментального компромисса со своей личностью. Она не будет шествовать по улицам в качестве трофея Цезаря.
Октавий Цезарь
Триумвир. Племянник и приёмный сын Юлия Цезаря. Предназначен стать Августом, правителем Римской империи. Называется одновременно «Цезарь» и «Октавий». Он намного моложе Антония. Как и в «Юлии Цезаре», Октавий изображён в «Антонии и Клеопатре» как обладатель почти нечеловеческой отрешённости и самообладания. Он холодный, расчётливый, политический зверь. Он использует Антония, когда тот ему нужен, и ополчается против Антония и Лепида, когда может. Но он не злобен. Он целеустремлён. Его амбиции – единая империя, управляемая единым императором, и война будет его инструментом для достижения всеобщего мира в средиземноморском мире. Он не такой хороший полевой командир, как Антоний, но его абсолютная преданность своим амбициям оказывается решающей.
M. Аэмилий Лепид
Триумвир. Хромая утка триумвирата. Лепид не является серьёзным претендентом на власть. Октавий избавляется от него, как только это становится политически целесообразным.
Секст Помпей
Его отцом был Помпей Великий, популярный римский полководец, разделивший власть с Цезарем в первом триумвирате. Секст Помпей, он же Помпей, представляет собой грозную угрозу для триумвирата. Его власть на море достаточно угрожающая, чтобы заставить триумвиров отложить свои разногласия. Хотя у него есть возможность убить триумвиров, пока они гости на борту его корабля, он отказывается из чувства чести.
Домиций Энобарб
Друг Антония. Офицер, один из ближайших друзей и сторонников Антония. Энобарб – циничный наблюдатель событий пьесы, часто не одобряющий Антония, но всегда говорящий со сложной и утончённой точки зрения. Его чувство иронии глубоко, и он совершенно откровенен, пока его хозяин не начинает терять самообладание. Его проницательность делает его одним из самых запоминающихся персонажей пьесы. Предав Антония, Энобарб обращает свою проницательность на самого себя и умирает от горя.
Вентидий
Талантливый офицер Антония, наделённый также политической смекалкой. Одерживая победы над грозным врагом Рима – Парфянской империей, Вентидий старается не слишком наживаться на своих победах, так как слишком большой успех офицера может вызвать у начальника страх, зависть и подозрения. Хотя сцена с Вентидием совсем не относится к центральной истории пьесы, она многое говорит о переменчивой политике римских военных.
Эрос
Один из сопровождающих Антония. Когда победа Октавия близка, Антоний просит Эроса убить его (4.14). Вместо этого Эрос убивает себя.
Скарус
Друг Антония, храбрый воин и верный спутник.
Декретас
Друг Антония. После самоубийства Антония Декретас приносит Цезарю окровавленный меч Антония.
Деметрий
Друг Антония. В начале пьесы он и Филон высказывают неодобрение роману Антония с Клеопатрой.
Фило
Друг Антония. В начале пьесы он и Деметрий неодобрительно отзываются о романе Антония с Клеопатрой.
Канидий
Генерал-лейтенант Антония. После шокирующего дезертирства Антония и его собственных людей в Актиуме, Канидий переходит в лагерь Цезаря.
Силиус
Офицер в армии Вентидия.
Меценат
Друг Цезаря.
Агриппа
Друг Цезаря.
Долабелла
Друг Цезаря. Охраняет пленённую Клеопатру и помогает ей сохранить честь.
Прокулей
Друг Цезаря. Антоний предупреждает Клеопатру, чтобы она не доверяла никому в лагере Цезаря, кроме Прокулея, но в итоге Долабелла оказывается её самым большим другом.
Фидий
Друг Цезаря. Гонец. Когда послания Цезаря к Антонию приводят его в ярость, Антоний избивает несчастного Фидия плетьми.
Галлус
Друг Цезаря.
Тавр
Генерал-лейтенант Цезаря.
Менас
Один из людей Помпея. Когда Помпей развлекает триумвиров в качестве гостей на борту своей баржи, Менас спрашивает, не следует ли ему убить этих троих и сделать Помпея хозяином мира.
Менекрат
Друг Помпея.
Варрий
Друг Помпея.
Алексас
Прислужник Клеопатры.
Мардиан
Прислужник Клеопатры. Евнух. Он приносит Антонию ложную весть о том, что Клеопатра мертва.
Селевк
Прислужник Клеопатры. Ее бесхребетный казначей, который предаёт её в трудную минуту.
Диомед
Прислужник Клеопатры. Он приносит Антонию известие о том, что царица ещё жива.
Прорицатель
Он предсказывает многое, хотя некоторые из его предсказаний скрыты. Он говорит Чармиан, что она переживёт свою госпожу, что она и делает, но лишь на несколько мгновений. Он предупреждает Антония, что когда бы тот ни состязался с Октавием, он проиграет.
Клоун
Приносит аспид, убивающий Клеопатру.
Чармиан
Прислуга Клеопатры. Эта преданная госпожа следует за своей госпожой до самой смерти. Ее памятные последние слова взяты прямо из Плутарха.
Ирас
Прислуга Клеопатры. Ещё одна ожидающая госпожа. Дерзкая и вспыльчивая, она также оказывается достаточно преданной, чтобы присоединиться к своей госпоже во время самоубийства.
Темы
Рок, судьба, неизбежность или историческая необходимость
В «Антонии и Клеопатре» цепь событий кажется более предопределённой, чем в большинстве пьес Шекспира. Хотя во многих пьесах используется ожидание, пророчество и исполнение, в этой пьесе каждое событие предвосхищено либо прорицателями, либо такими проницательными наблюдателями, как Энобарбус. Историческая необходимость, согласно которой один человек должен был бы править Римом, кажется, сговорилась отправить Антония и Октавия один на один. И с самого начала даже человек, не знакомый с историей, ясно видит, что Октавий победит. Личная власть кажется ограниченной, и самоубийство влюблённых в конце пьесы кажется последним актом самоутверждения, единственным возможным действием, оставшимся у них перед лицом исторической необходимости.
Шекспир имеет дело с историей, поэтому он может сделать так, чтобы события казались предопределёнными, но прорицатель и его мрачные предсказания взяты из Плутарха. Использование прорицателя подчёркивает тему судьбы, которая в пьесе, основанной на исторических событиях, может рассматриваться по-разному. Для нас поражение Антония неизбежно, предначертано судьбой, потому что оно уже произошло.
Присутствие прорицателя придаёт зловещую неизбежность историческому событию, разыгрывающемуся перед нами. Исторические силы смешиваются с менее рациональными представлениями о судьбе и роке. Из-за присутствия прорицателя сама история приобретает сверхъестественный элемент, не поддающийся контролю или объяснению со стороны людей.
Судьба имеет разрушительную сторону
Чтобы правил один человек, другие должны пасть. Для того чтобы Рим объединил мир, необходимы война и разрушение старых порядков.
Рим против Египта
Шекспир постоянно сопоставляет мир Египта с миром Рима. Скачки в пространстве здесь больше, чем в любой другой шекспировской пьесе: мы перемещаемся из Египта в Рим, в Афины, в другие части света за считанные мгновения. Шекспир использует Рим и Египет для рассмотрения ряда тем, организованных в виде противопоставлений: перемены против статус-кво, боевые ценности против самоуничижения, мужской авторитет против женского, ценности бывшей республики против ценностей деспотии.
Эти бинеры отражают не только качества, присущие двум местам, но и те изменения, которые происходят с Антонием в зависимости от того, в каком месте он находится. Антоний, в некотором смысле, один человек в Египте и совсем другой в Риме.
Египет – это экзотическая граница, желанный побег от солдатской жизни и гражданского долга. В Египте Антоний правит в основном как царь, причём такой царь, который больше известен своим самодовольством, чем административными способностями. Можно провести параллели с другими местами на протяжении истории: многие мужчины вдали от дома, служа интересам империи, вели жизнь, полную упаднических удовольствий.
От римлян в Египте до развратных французов в Индокитае, имперские границы давали мужчинам возможность сбежать, насладиться роскошью и свободой, которые никогда не были возможны для них на родине. Антоний разрывается между долгом и страстью, солдатством и самообольщением, политическими амбициями и любовью к жизни ради её чувственных удовольствий. Антоний, кажется, наслаждается Египтом как побегом от своего римского «я». На Востоке Антоний может предаться импульсам, которые римляне презирают, даже если эти импульсы увлекают их.
Долг и честь
Антоний никак не может примирить свой римский долг с человеческими страстями. Рим – страна, где долг ценится очень высоко. Его любовь к Клеопатре полностью разрушает его солдатский характер. Когда при Актиуме ему не удаётся выполнить свой долг перед своими людьми, часть его самого умирает.
Для римлян честь и долг тесно связаны. Римское определение чести – сугубо мужское, с совершенно разными стандартами для мужчин и женщин. От Клеопатры ожидается гораздо меньше, чем от Антония.
В разные моменты пьесы разные персонажи руководствуются своим определением чести или сдерживаются им. Энобарбус, Антоний, Помпей, Клеопатра и Октавий – персонажи, за которыми стоит понаблюдать, чтобы понять, как они по-разному воспринимают значение чести. Энобарбус видит честь как верность друзей, и его неспособность жить в соответствии с этой заповедью приводит к смерти от горя. Антоний слишком поздно понимает, что его честь как римлянина связана с долгом, и пытается спасти свою честь доблестью воина. Помпей ценит свою честь настолько высоко, что жертвует высшей властью ради принципа. Октавий отказывается от верности и исходит из определения чести, тесно связанного с амбициями. Его долг – сама судьба. Клеопатра ничего не понимает в римских понятиях о чести, и Антоний часто сбивает её с толку, когда она выходит из себя, не в силах понять принципы, которые он не смог соблюсти. Но у неё есть собственное представление о чести, в центре которого – гламур и индивидуальность её собственной персоны. Такая честь, сосредоточенная на самой себе, означает, что она не позволит Цезарю провести её по Риму в качестве трофея.
Динамичные перемены против статичного порядка:
Это тесно связано с темой судьбы и исторической необходимости, которая имеет свою разрушительную и преобразующую сторону. Египет – это статичный мир, которым на протяжении веков правит одна и та же семья. Эта относительная стабильность резко контрастирует с Римом, где структуры власти постоянно меняются, и в разное время у власти находятся разные генералы. Рим переживает период больших перемен, поскольку республика закончилась и начинается новый период империи.
Динамичный характер Рима превращает сам Рим в метафору перемен. Сцены в Египте показывают относительно мирный статус-кво, в то время как сцены в Риме с самого начала полны больших перемен с последствиями для всего средиземноморского мира. Ближе к концу пьесы, когда Египет подвергается вторжению, присутствие Рима означает, что Египет заражён разрушительной и созидательной силой перемен. Старые порядки рухнут, новые будут построены, и Египет останется навсегда изменённым. Правление фараонов, которое продолжалось в Египте при различных династиях на протяжении более трёх тысяч лет.
Мужской порядок в сравнении с женским
Двор Клеопатры ориентирован на женщин. Рим – очень мужской мир. Рим одержим долгом и милитаристскими добродетелями, и в нём царит тревога по поводу того, что женщины будут доминировать. Александрия – это мир удовольствий, где власть женщины-правительницы неоспорима. Хотя римляне выражают отвращение к власти Клеопатры над Антонием и охотно отвергают её как манипулирующую шлюху, их очарование ею очевидно. Когда Антоний и его люди возвращаются в Рим, многие римские солдаты жаждут рассказов о чудесах Египта, величайшим из которых является Клеопатра.
Достоинства республики в сравнении с деспотией
Рим – это бывшая республика с традициями гражданства. Египет – страна государя и подданного. Энобарб подчиняется Антонию, но оба они римляне, и Энобарбу позволено высказывать своё мнение. Антоний поощряет гонцов свободно говорить с ним. В той же ситуации Клеопатра не стесняется избить носителя плохих новостей. Римский лидер должен угождать толпе; Клеопатра предстаёт перед своим народом в одежде богини, и ей не нужно добиваться его расположения.
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «История Карденио» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира
- «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Юлий Цезарь» от актёров Шекспировского театра на сцене МХТ имени Чехова
Комментирование недоступно Почему?