«История Карденио» Уильяма Шекспира, краткое содержание читать ~17 мин.
«Карденио» считается утраченной пьесой. Считается, что её авторами являются Джон Флетчер и Уильям Шекспир. Атрибуция основана, главным образом, на двух представлениях 1613 года актёрской труппы «Люди короля» пьесы под названием «Кардено» или «Карденна». Ещё одним ключом к существованию пьесы является запись в Реестре канцелярских служащих 1653 года, в которой произведение приписывается «мистеру Флетчеру и Шекспиру».
В том же году издатель и коллекционер рукописей Хамфри Мозли попытался установить авторские права на пьесу под названием «История Карденнио», написанную Шекспиром и Джоном Флетчером. Эта рукопись в какой-то момент пропала и считается утерянной. Льюис Теобальд в 1727 году выпустил пьесу под названием «Двойная ложь», которая, по его утверждению, была адаптацией ещё не изданной рукописи Шекспира и в которой фигурировал герой по имени Карденио. Опять же, рукописи этой пьесы так и не были найдены, но современные рассказы о постановке вызвали вопросы у театроведов относительно отсутствия в ней шекспировских качеств.
Пока не будет найден подлинник или копия любой из этих версий, «Карденио», похоже, войдёт в историю как ещё одна загадка, вращающаяся вокруг шекспировского авторства.
Сюжет
Тиран узурпировал короля Говиана и пытается очаровать Леди, возлюбленную Говиана. Как бы то ни было, она клянётся в верности Говианусу. И действительно, даже под давлением своего отца Гельвеция, вынужденного признать тирана, она остаётся верна своему возлюбленному. В этот момент тиран задерживает её с Говианом и пытается заставить её полюбить его. Не желая уступать, она просит Говиана казнить её. Он не может этого сделать, так как обожает её. В этот момент она убивает себя. Тиран, решив заполучить её, независимо от того, мертва ли она, извлекает её тело из гробницы, чтобы править в качестве своего правителя.
В это время Ансельм, желая проверить верность своей второй половинки, просит своего спутника Вотария попытаться соблазнить её. Однако, когда он встречается с Женой, они испытывают страстные чувства. Опасаясь, что Ансельм обнаружит их проблему, они заключают соглашение. Пока Ансельм находится в пределах слышимости, она устроит представление, чтобы отвратить ухаживания Вотария. Для пущей практичности она будет размахивать мечом и, возможно, даже немного покрутит Вотариуса. В тот момент, когда произойдёт событие, она использует меч, чтобы оттолкнуть Вотариуса. Рабочий повредил острие меча: она задевает кожу Вотариуса, и он падает.
Говиану, находящемуся в тюрьме, снится призрак Дамы. Явление сообщает ему о том, что Тиран отвлекается на её труп. Говианус начинает разрабатывать план своего возмездия. В конце концов его выписывают из тюрьмы, и он без колебаний приступает к исполнению задуманного. Он наносит токсичное вещество на губы трупа, а затем раскрашивает её лицо, чтобы создать впечатление, что она вернулась к жизни. В тот момент, когда Тиран видит её, он говорит: “О, она снова живёт!”. Он целует её и кусает. Дворяне объявляют Говиана законным владыкой.
Список персонажей
Хулио
Хулио – один из главных персонажей пьесы. Он – сын Камилло, и поскольку о других братьях и сёстрах не упоминается, мы можем предположить, что он единственный сын.
Хулио происходит из обеспеченной семьи, но его статус не может сравниться со статусом Энрикеса и его семьи. Хулио подружился с Энрикесом, и поэтому, когда его вызвали для выполнения своих обязанностей при дворе герцога, он признался Энрикесу в любви к женщине по имени Леонора и перед отъездом поручил ему проследить за тем, чтобы никто не женился на ней в его отсутствие.
Несмотря на то, что его план не удался, Хулио не отказывается от Леоноры, и в конце пьесы они женятся.
Камилло
Камилло – отец Хулио в пьесе. Его довольно легко обмануть, но в то же время он очень любит своего сына. После того, как Хулио сбегает, узнав, что больше не сможет жениться на Леоноре, Камилло убит горем и делает все возможное, чтобы вернуть сына. Когда Хулио возвращается, Камилло счастлив и готов сделать все возможное, чтобы его сын был счастлив.
Энрикес
Энрикес – старший сын герцога. В начале пьесы он не появляется лично, но о нём говорят его отец и старший брат. Из их разговоров становится ясно, что Энрикес – именно такой человек, каким хотел видеть его отец.
Вместо того чтобы быть спокойным и добродетельным человеком, Энрикес бесконтрольно тратил свои деньги, а также соблазнял молодых женщин, куда бы он ни пошёл. Из-за этого брат Энрикеса был послан расследовать ситуацию. В конце пьесы Энрикес соглашается жениться на Виоланте, одной из женщин, которых он соблазнил.
Герцог Анджело
Герцога Анджело часто называют просто герцогом. Его описывают как чрезвычайно богатого человека, обладающего огромной властью и влиянием. Подразумевается, что его жена давно умерла, и он остался с двумя сыновьями.
Герцог послал своего старшего сына, Родерика, выяснить жизнь младшего сына, Энрикеса, и доложить о нем. Из этого поступка мы можем понять, что герцог не доверял своему младшему сыну.
Родерик
Родерик – старший сын герцога и старший брат Энрикеса. По сравнению с Энрикесом, Родерик – добрый и хороший человек, тот, кто хочет помочь окружающим. Родерик пользуется доверием своего отца, и в результате его отправляют расследовать дело своего родного брата.
За время своего отсутствия Родерик узнал, кем на самом деле был его брат, и доложил об этом отцу. Кроме того, именно он принёс счастье героям пьесы, убедившись, что они встретили того, кого действительно любили.
Дон Бернард
Дон Бернар – отец Леоноры в пьесе. Дон Бернар – богатый человек, и поэтому он ищет подходящую пару для своей единственной дочери. Дон Бернар не разрешает Леоноре выйти замуж за Хулио, потому что он был ниже её с социальной точки зрения, и вместо этого настаивает, чтобы она вышла замуж за Энрикеса, гораздо более подходящего для неё человека.
Дон Бернар понимает, как сильно страдает его дочь, только когда она пытается покончить с собой после того, как ей говорят, что она должна выйти замуж за Энрикеса. В конце концов, дон Бернар согласился отпустить Леонору замуж за Энрикеса.
Гражданин
Гражданин – это случайный человек, которого Леонора просит передать письмо от неё Хулио после того, как она узнала, что должна выйти замуж за Энрикеса. Вначале мужчина утверждает, что отнесёт письмо бесплатно, потому что ему жаль Леонору, но когда она даёт ему деньги, он с готовностью соглашается.
Леонора
Леонора – ещё одна женщина в пьесе. Она происходит из обеспеченной семьи, поэтому её отец был крайне заинтересован в том, чтобы она нашла себе хорошего жениха. Леонора влюбляется в Хулио, человека, которого её отец не рассматривал как возможного жениха.
Когда Леоноре говорят, что она не сможет выйти за него замуж, она пытается покончить с собой, показывая, как сильно она его любила. В конце концов, Леоноре разрешают выйти замуж за Хулио, человека, которого она любила.
Джеральд
Джеральд – это имя, данное слуге Энрикеса. Это единственный слуга с именем в пьесе.
Первый и второй пастух
Два пастуха появляются в сценах, где Виоланта решает переодеться в мужскую одежду и попытаться стать пастухом.
Различные служанки и слуги
На протяжении всей пьесы на сцене появляется множество слуг и служанок, прислуживающих различным персонажам. Подавляющее большинство из них не имеют имён и не говорят, их упоминают только в ремарках.
Темы
Столкновение классов
Основная тема пьесы связана с анализом того, как классовые различия влияют на отношения между людьми. В пьесе мы видим различные пары, которые боятся, что их отношения не будут приняты, в основном из-за классовых различий, которые существуют между ними.
Мужчины знают, что для женитьбы им необходимо одобрение отцов, а для отцов богатство, которое сыновья накопят в браке, гораздо важнее, чем чувства их отпрысков. Мужчины, которые хотят жениться на любимых женщинах, пытаются пойти против своих отцов, но понимают, что не могут поступить так, не рискуя своим будущим и наследством.
Таким образом, из-за этого многие герои отказываются признать свои чувства к кому-то, к кому они не должны были испытывать влечения, и вместо этого лгут себе, и в результате попадают в ловушку несчастливых браков.
Любовь и эмоции
Ещё одна общая тема пьесы – то, как любовь влияет на персонажей и их образ мыслей. Герои пьесы утверждают, что любят друг друга, но боятся признаться в своих чувствах, в основном из-за общественного осуждения, которое им придётся вынести. Тем не менее, мужские персонажи продолжают добиваться женских, делая все возможное, чтобы заставить их понять, как сильно они их любят.
Мужские персонажи, не имеющие романтического интереса, шокированы поведением остальных мужских персонажей и даже описывают их как страдающих от болезни, которая заставляет их действовать иррациональным образом. То, как главные герои реагируют на любовь, является одной из главных тем пьесы, а также одной из самых важных.
Важность чести для женщины
Ещё одна важная тема пьесы – идея о том, что для женщины самое важное и ценное, чем она может обладать, – это её честь. От женщин ожидалось, что они должны оставаться непорочными, не вступать в сексуальные контакты с ухаживающими за ними мужчинами и всегда вести себя как святые. Если женщина вела себя не так, она подвергалась критике со стороны окружающих. Женщина больше не считалась ценностью, а скорее испорченным товаром, который нужно было выбросить.
Некоторые женщины отказывались от своей чести, когда их любовники обещали, что через некоторое время они выйдут замуж, а потом их бросали. Для них это было крайне постыдно, поскольку такая женщина почти никак не могла скрыть свой позор от остального мира.
Пьеса начинается с Пролога, написанного Филипом Фроудом и восхваляющего литературный гений Уильяма Шекспира. Его талант сравнивается с тем, как растут растения, достигая того момента, когда они касаются неба. Те, кто пытается подражать его стилю письма, подвергаются критике, потому что, как объясняет автор пролога, они убивают свой собственный природный талант.
Действие I, сцена I происходит в королевском дворце, где мы видим герцога Анджело и его сына Родерика. Герцог стар, он чувствует, что его жизнь подходит к концу, и поэтому пытается подготовить своего наследника к неизбежному событию, которое должно произойти.
Они говорят о Энрикесе, старшем брате, который вместо того, чтобы вести себя как подобает мужчине, опозорил своё имя и своего отца. Родерик продолжает надеяться на своего брата, но герцог указывает на то, что из-за поведения Энрикеса двор стал подозревать их и их отсутствие. Чтобы попытаться узнать больше об Энрикесе и о том, что он собирается делать со своей жизнью, они соглашаются принять визит Хулио, одного из его друзей, который хочет попросить денег на покупку лошади.
Первая сцена – короткая, она задаёт фон для повествования. Мы видим, что для героев честь и репутация очень важны, и поэтому они сделают все возможное, чтобы сохранить её.
В следующей сцене Камилло показывает своему сыну, Хулио, письмо, в котором просит его пойти в суд и служить в качестве наездника. Хулио не в восторге от этой идеи, но все же соглашается поехать, убеждённый отцом, что так будет правильно. Хулио больше интересует Леонора, женщина, в которую он влюблён, но которая, как подразумевается, не испытывает к нему таких же чувств.
Когда Леонора выходит на сцену и узнаёт, что Хулио все-таки поговорил с отцом об их отношениях, она говорит Хулио, чтобы он больше не беспокоился и просто выполнял приказ отца. Эта сцена показывает преданность, которую дети должны были проявлять по отношению к своим семьям, а также послушание, которое они должны были иметь. Эти качества мешали им раскрыть свои истинные чувства и признать, что они не всегда хотят делать то, что им говорят. Хулио призывает Леонору не терять надежду так легко, а набраться терпения и ждать его. Леонора отказывается, утверждая, что ей необходимо выйти замуж, пока она ещё в расцвете сил, и в этот момент Хулио показывает ей письмо, которое он получил, будучи вызванным герцогом в суд.
Эта сцена представляет мнение многих о дворе, считая его опасным местом, где человека с моральными принципами можно легко заставить отказаться от всего, во что он верил до этого момента. Женщины при дворе также изображены в довольно негативном ключе, как женщины, которые соблазняют всех, кто попадается им на пути. Возможно, это намёк на придворных дам, которые часто соглашались спать с мужчинами, обладающими властью и богатством, думая, что таким образом они продвинутся по социальной лестнице.
Хулио обещает Леоноре, что на него не повлияют женщины при дворе и что он вернётся к ней. Хулио предлагает, чтобы тем временем Энрикес взял на себя роль любовника, и тогда никто не захочет ухаживать за Леонорой. Дон Бернар, отец Леоноры, входит в сцену и после ухода Хулио говорит дочери, что хотя он и не согласен с этим поединком, но если отец Хулио тоже согласен, то он не будет иметь ничего против.
В центре третьей сцены – Энрикес, который, сидя в своём доме, думает о женщине, которая, несмотря на то, что обладает всеми качествами, желательными для мужчины, не подходит ему в жены, поскольку не имеет соответствующего социального статуса.
Несмотря на это, Энрикес отправляется к ней, к молодой женщине по имени Виоланта, и пытается соблазнить её. Девушка отказывает ему, боясь, что Энрикес хочет лишь соблазнить её и заставить отказаться от своих добродетелей. Видя, что он получил отказ, Энрикес ещё более решительно настроен завоевать её, даже если это будет означать отказ от своих титулов.
Действие, происходящее во втором акте, первой сцене, разворачивается в деревне. Персонажи этой сцены – Фабиан, Лопес и Энрикес, но в начале сцены Энрикес стоит на одной стороне. Энрикес рассказывает о женщинах, которые отвергли его, и о том, что он готов на все, лишь бы быть принятым ею. Двое мужчин слушают, как Энрикес говорит о своей безответной любви и чувствует, что совершит что-то, о чем потом пожалеет, Фабиан и Лопес решают следовать за ним на расстоянии.
Во второй сцене Виоланта находится одна в квартире, чувствуя вину за свои действия и за то, как она обошлась с Энрикесом. В комнату входит Джеральд, слуга Энрикеса, с письмом от своего хозяина, адресованным Виоланте.
Молодой женщине сообщают, что Энрикес уедет на два месяца, и эта новость поражает Виоланту, которая начинает паниковать, думая о том, как была запятнана её честь и как она уже не сможет её восстановить. Эта сцена показывает важную вещь о времени, когда происходило действие, а именно: для женщины её честь была самым важным, чем она могла обладать. Потеряв её, женщина теряла свою ценность, и её надежды на светлое будущее угасали.
В третьей сцене Энрикес приходит в дом дона Бернарда, сетуя на свою любовь к Виоланте. В то же время Энрикес признается, что его привлекает Леонора, дочь дона Бернарда. Леонора не проявляет никакого интереса к Энрикесу, но её отец чрезвычайно доволен им, считая его более чем подходящим для Леоноры, в основном из-за его высокого социального статуса. Леонора отказывает Энрикесу, который пытается убедить её, что Хулио не любил её и использовал только как отвлекающий маневр и игрушку.
Леонора пытается убедить отца не заставлять её выходить замуж, напоминая ему, как его собственная жена, мать Леоноры, вышла замуж за дона Бернарда по любви, даже если это означало пойти против воли семьи. После того как Леонора уходит со сцены, Камилло вступает в разговор с доном Бернардом о его собственном сыне, Хулио.
Дон Бернардо говорит Камилло, что он уже знает о любви между их детьми, но подразумевает, что за несколько дней многое может измениться. Дон Бернар также сообщает Камилло, что дочь передумала и теперь влюблена в другого мужчину, а именно в Энрикеса.
Второй акт заканчивается тем, что Леонора отдаёт письмо и немного денег человеку на улице, прося его передать письмо Хулио. Письмо находит Хулио в начале третьего действия, где он понимает, насколько мало он может доверять Энрикесу. Прочитав письмо, Хулио убеждается, что должен вернуться домой, и решает сделать это, не теряя времени и уезжая в один момент.
Вторая сцена происходит в доме дона Бернарда, куда Хулио приезжает в самое позднее время. Леонора не уверена, что сможет спастись от своей судьбы, но Хулио призывает её набраться терпения и верить. Хулио заявляет, что готов убить Энрикеса, но Леонора призывает его набраться терпения и верить в неё и не реагировать ни в коем случае.
Когда Энрикес выходит на сцену, Леонора пытается заставить его оставить её, указывая на то, насколько она неуравновешенна и что есть вероятность того, что в будущем она оставит его ради другого мужчины. На Энрикеса и дона Бернарда слова Леоноры не действуют, и когда дон Бернард пытается выдать Леонору замуж, на сцену выходит Хулио, заявляя, что он «старше по возрасту» и поэтому именно он должен жениться на Леоноре.
Мужчина отказывается его слушать, и слуги приказывают выгнать Хулио. Услышав это, Леонора падает в обморок, и присутствующие мужчины понимают, что она пыталась покончить с собой, чтобы избежать брака с Энрикесом.
Родерик прибыл в деревню в начале третьей сцены, после того как Хулио покинул деревню, опасаясь за свою жизнь. Родерик встречается с Камилло, который рассказывает Родерику о поступке своего брата и о том позоре, который он навлёк на свою семью. Родерик пытается успокоить Камилло, рассказывая ему, что его цель – найти правду о случившемся. Входит дон Бернар, сокрушаясь о том, что из-за его поступка дочь покончила с собой. Камилло и дон Бернар пытаются сохранить дружеские отношения, вспоминая, как они оба пострадали из-за Энрикеса.
Действие в четвёртом акте происходит на поле, куда Виоланта приходит переодетая мужчиной. В поле также присутствуют пастухи, которые рассказывают о Хулио, находящемся в самом плачевном состоянии и оплакивающем потерю своей любви. Становится ясно, что Хулио нездоров психически, но, несмотря на это, он понимает, что Виоланта – женщина, переодетая мужчиной. Другие мужчины тоже признают в Виоланте женщину и пытаются её соблазнить. Виоланту спасает Родерик, и ей удаётся бежать.
Входит и Энрикес, желая поговорить с Родериком. Энрикес просит Родерика помочь ему попасть в монастырь, куда была отправлена Леонора.
Вторая сцена начинается с Хулио, встречающегося с двумя сеньорами, с которыми он говорит о Леоноре. Во время их разговора Хулио слышит, как Виоланте поёт вдалеке о любви и потере. Энрикес ошеломлён услышанным, а Виоланта продолжает говорить о мужчинах и о том, что им нельзя доверять, несмотря ни на что.
В Акте I, Сцена I, Родерик уводит Леонору в горы. Там она встречается с Родериком, и они снова воссоединяются. Приходит Виоланта и рассказывает Родерику правду о том, кто она такая и как с ней обращался его брат. Затем Виоланта говорит Родерику, что она может привести его к Хулио.
В следующей сцене Родерик идёт к герцогу, дону Бернарду и Камилло. Входят Леонора и Энрикес, родители которых рады видеть их живыми и здоровыми. В комнату входит Виоланте, который по-прежнему притворяется мальчиком перед присутствующими. Виоланта, все ещё одетая мальчиком, заявляет, что у неё есть доказательства проступков Энрикеса, и выходит из комнаты, чтобы привести свидетеля.
Когда она возвращается, Виоланта одета в женскую одежду. Увидев её, Энрикес выражает желание сделать Виоланту своей женой и одновременно настаивает на том, чтобы Леонора и Хулио поженились. Хулио входит в комнату, и решено, что они с Леонорой поженятся.
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира
- «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Юлий Цезарь» от актёров Шекспировского театра на сцене МХТ имени Чехова
Комментирование недоступно Почему?