«Бледный огонь» Набокова, краткое содержание читать ~5 мин.
«Бледный огонь» широко считается шедевром Владимира Набокова. Хотя он более известен благодаря «Лолите», «Бледный огонь» – это экспериментальная форма литературы, опубликованная в 1962 году в виде 999-строчного стихотворения вымышленного поэта Джона Шейда с примечаниями вымышленного редактора Джона Кинботе.
Примечания Кинбота мало что объясняют в стихотворении, но немного помогают нам собрать воедино сюжет. Он представляет поэму в предисловии и утверждает, что не может расходиться с другими критиками, поскольку является другом поэта. К концу книги есть две отдельные истории – поэма Шейда и история Кинботе. Давайте начнём с поэмы.
В первой части Шейд описывает свои встречи со смертью и сверхъестественным. Это отвлечённый взгляд на фрагменты его жизни. Во второй он подробно описывает свою семейную жизнь с женой и дочерью. Мы узнаём, что его дочь покончила с собой после того, как её отвергли на свидании. В третьей части он рассказывает о своей надежде на то, что жизнь имеет смысл. Он ищет знания о загробной жизни и видит в совпадениях слабую надежду на то, что сильные мира сего играют между мирами. Четвёртое канто посвящено поэзии, его творческому процессу и тому, почему он считает её средством постижения Вселенной.
В своих комментариях Кинботе начинает рассказывать историю, которую он всегда хотел рассказать, об изгнанном короле Земблы. Ему известны многие подробности, о которых никто, кроме короля, не мог знать. Например, король любим своим народом и учён. Хобби его отца были самолёты и его отец позже погиб в авиакатастрофе. У него нет отношений с матерью, которая хочет, чтобы он женился и произвёл на свет наследника. Он не может этого сделать, потому что он гей. В конце концов он женится, но женщина оставляет его и уезжает жить на французскую Ривьеру.
Вскоре страну захватывают революционеры. Они держат короля в заложниках, пока он не находит тайный ход, который выводит его из замка. Он бежит через горы, а верные подданные помогают ему, переодеваясь в его одежду. Он навещает свою жену, но затем уезжает, чтобы преподавать в университете в Америке.
Кинботе намекает, что король послужил вдохновением для поэмы Шейда, хотя Шейд не делает явных ссылок на короля Карла. Он также рассказывает о наёмном убийце, посланном убить изгнанного короля. В последнем примечании, на месте отсутствующей строки 1000, Кинботе объясняет, что убийца убил Шейда, приняв его за свергнутого короля.
По мере того, как Кинбот сообщает информацию, читатель вскоре понимает, что он ненадёжный рассказчик. Кажется очевидным, что Шейд был добр к Кинботе, но считал его заблуждающимся. Они не были друзьями, как считает Кинботе. Вместо убийцы стрелял беглый преступник, который считал Шейда судьёй, отправившим его в психушку.
Произведение Набокова является примером мета-фантастики. Процесс создания и комментарии к творчеству Шейда используются для продвижения сюжета, а наше взаимодействие как читателей ведёт нас по пути, намеченному Набоковым.
Критики резко расходятся во мнениях относительно того, кем является Кинботе. Одни делают акцент на том, что он – это, скорее всего, заблуждающийся король Карл II. Другие указывают на то, что он – сумасшедший профессор, к которому снисходителен и терпим Шейд и другие преподаватели. Другие видят во всём этом произведение собственного ума Шейда как литературный приём с его инсценированной смертью.
Набоков ниспровергает роль критика и читателя. Мы начинаем роман, думая, что поэма является центральным сюжетом и что комментарии Кинботе просветят нас относительно смысла поэмы. Вместо этого Кинботе даёт лишь свой собственный узкий взгляд на поэму, предпочитая вместо этого рассказывать свою собственную навязчивую историю через свои чтения. Стихотворение Шейда рассказывает о себе и своём творческом процессе, показывая в 999 строках свои убеждения, опыт и философию.
Эти два конфликта переплетаются. Первый конфликт – между королём Карлом и теми, кто его сверг, включая убийцу. Второй конфликт – между Шейдом и Кинботе. Его критика и объяснения длиннее и насыщеннее, чем сама поэма. По ходу действия Кинботе становится художником, рассказывая историю, которую Шейд не задумывал. Читатель должен решить, кто является настоящим художником в романе. Шейд и его поэма, или Кинботе и его объяснение, которое становится собственной историей?
Другая важная тема, которая присутствует во многих произведениях Набокова, включая «Бледный огонь», – это идея изгнания. Кинботе воспринимает свою потерянную землю как сияющую драгоценность и пишет о ней, не помня ничего негативного. Он настолько переполнен ностальгией, что видит свою Земблу в описаниях Шейда о Новой Англии. Через каждую аллюзию на что-то в Америке Кинботе находит путь обратно к своему дому. Хотя мы никогда не уверены в правдивости этой истории, мы понимаем, что он чувствует, что это правда, и этого достаточно.
Кинботе подвергается двойному изгнанию. Сначала он теряет свою родину из-за узурпаторов. Затем, во время событий, связанных со смертью Шейда и его анализом последней работы Шейда, он подвергается остракизму со стороны общества и преподавателей колледжа в Новой Англии. Он не чувствует себя дома ни там, ни там.
Как бы кто ни относился к реальности Земблы и личности Кинботе, «Бледный огонь» – это произведение метафантастики, которое можно многократно исследовать. Экспериментальное повествование создаёт атмосферу таинственности до самого конца, а конфликт между художником, критиком и читателем только усиливает этот интерес.
- «Бледный огонь» Владимира Набокова: Волшебство художественного открытия» — открытия Брайана Бойда
- «Лолита» Набокова, краткое содержание
- «Пнин» Набокова, краткое содержание
- «Отчаяние» Владимира Набокова, краткое содержание
- «Говори, память» Владимира Набокова, краткое содержание
- Рассказы Владимира Набокова, кратко
- Американская история Владимира Набокова. По пути к Лолите
- Иркутянки прочитают «Алису в стране чудес» в переводе Владимира Набокова в «Усадьбе В.П. Сукачева»
Комментирование недоступно Почему?