«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, краткое содержание читать ~5 мин.
«Мастер и Маргарита» — роман, написанный в советский период русским писателем и драматургом Михаилом Афанасьевичем Булгаковым (Михайло Опанасович Булгаков). Работа над произведением велась с 1928 по 1940 год, но впервые в значительно сокращённом журнальном варианте оно было опубликовано лишь в 1966–1967 годах.
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это сложное и многослойное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. В основе романа лежит история визита дьявола в Москву 1930-х годов, где он сеет хаос среди литературной и культурной элиты. Одновременно он дарует спасение главным героям: Мастеру, писателю, доведённому до отчаяния травлей и запретом его творчества, и Маргарите, его преданной возлюбленной.
В центре повествования находится Воланд со своей свитой, наносящий визит в атеистический Советский Союз. Роман считается одной из величайших сатир на советскую действительность. Впервые опубликованный в журнале «Москва» в сильно урезанном виде, он был издан в более полном варианте за границей в 1969 году. Версия, близкая к авторскому замыслу, увидела свет в СССР только в 1973 году, а наиболее полный текст был опубликован уже в 1989 году.

Произведение, испытавшее сильное влияние легенды о Фаусте, исследует темы добра и зла, веры и неверия, трусости и милосердия. Роман «Мастер и Маргарита» оказал значительное влияние на мировую культуру. Он был адаптирован для кино, анимации, телевидения, театра, балета и оперы. Существуют также комиксы и графические романы по его мотивам. Книга вошла в список «100 книг века по версии Le Monde».
Роман «Мастер и Маргарита» сочетает в себе черты сатиры, фарса, фэнтези, мистики и любовной драмы. Его жанровую природу часто определяют как мениппею — философский роман с карнавальным, пародийным элементом. Булгаков смело соединяет бытовые сцены московской жизни с библейскими мотивами и гротескной фантасмагорией, создавая уникальное по своей структуре произведение.
В романе чередуются две основные сюжетные линии. Первая разворачивается в Москве 1930-х годов, где Сатана под именем профессора Воланда со своей свитой — Коровьевым-Фаготом, котом Бегемотом, Азазелло и ведьмой Геллой — устраивает переполох. Их мишенями становятся члены литературного союза МАССОЛИТ, взяточники, бюрократы и обыватели, погрязшие в жадности и тщеславии.
Вторая линия — это история, описанная в романе Мастера. Она переносит читателя в древний Ершалаим во времена Понтия Пилата и повествует о суде над бродячим философом Иешуа Га-Ноцри. Эта часть романа раскрывает тему трусости как одного из самых страшных человеческих пороков.
Книга открывается сценой на Патриарших прудах, где председатель МАССОЛИТа Берлиоз и поэт Иван Бездомный встречают Воланда. Тот предсказывает Берлиозу скорую и страшную гибель. Литератор не верит ему, но через несколько страниц предсказание сбывается. Потрясённый Бездомный пытается преследовать загадочную троицу, но его рассказы о нечистой силе приводят его в психиатрическую клинику.
В лечебнице Иван знакомится с человеком, называющим себя Мастером. Это талантливый писатель, который сошёл с ума после того, как его роман о Понтии Пилате был подвергнут разгромной критике. В отчаянии он сжёг рукопись и отрёкся от своего творения, оставив и свою возлюбленную Маргариту. Тем временем Воланд со свитой занимает квартиру покойного Берлиоза, превратив её в центр своих мистических представлений.
Во второй части романа появляется Маргарита. Не желая мириться с исчезновением возлюбленного, она принимает предложение Азазелло и соглашается стать королевой на великом балу у Сатаны. Это происходит в ночь на Страстную пятницу, когда разворачиваются ключевые события в романе Мастера.
С помощью волшебного крема Маргарита обретает способность летать и становится невидимой. Первым делом она обрушивает свой гнев на квартиру критика Латунского, главного виновника травли Мастера. Затем, став ведьмой, она прибывает на бал, где приветствует грешников, прибывших из ада, в качестве хозяйки вечера.
В награду за службу Воланд предлагает Маргарите исполнить её самое заветное желание. Она самоотверженно просит помиловать Фриду — женщину, которую встретила на балу. Фриду мучает вечное напоминание о её преступлении: она задушила своего новорождённого ребёнка. Воланд, отметив милосердие Маргариты, исполняет и её второе желание: вернуть Мастера.
Маргарита решает отказаться от колдовства и жить с Мастером в бедности, но в любви. Однако Воланд предлагает им иной путь. Его посланник Азазелло приносит им фалернское вино. Выпив его, Мастер и Маргарита умирают в своём мире, чтобы обрести вечный покой. Это не свет, но покой — награда, которую заслужил Мастер.
В финале две сюжетные линии соединяются. Понтий Пилат, который две тысячи лет провёл в заточении на каменистой вершине, страдая от бессонницы и мук совести, наконец получает прощение. Мастер «завершает» свой роман, отпуская своего героя. Пилат устремляется по лунной дороге к Иешуа, с которым он так мечтал закончить разговор.
Михаил Булгаков — один из самых значительных писателей первой половины XX века. Он наиболее известен благодаря роману «Мастер и Маргарита», который был опубликован уже после его смерти. Булгаков также является автором нескольких романов, повестей и сборников рассказов, от хроники Гражданской войны в «Белой гвардии» до сатирических «Собачьего сердца» и «Роковых яиц».
Булгаков имел медицинское образование и несколько лет работал земским врачом. Этот опыт лёг в основу его цикла рассказов «Записки юного врача». Не приняв советскую власть, писатель оказался в сложной ситуации: его произведения практически не печатали, а пьесы снимали с репертуара. Это вынудило его в 1930 году написать отчаянное письмо правительству СССР с просьбой либо дать ему возможность работать, либо выслать из страны.
Сегодня память о писателе увековечена в музеях в Киеве и Москве. В его бывшем московском доме на Большой Садовой улице, где разворачивались многие сцены романа, находится музей «Булгаковский дом» и культурный центр, посвящённый его жизни и творчеству.
- Выставка офортов художника Александра Фёдорова в Чувашском художественном музее
- Знакомство с книгой Чаянова позволило Булгакову найти тему для книги, ставшей вершиной его творчества
- Философские идеи в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- «Собачье сердце» Булгакова, краткое содержание
- Псковские зрители попрощались с участниками Пушкинского театрального фестиваля
- Юбилейное «Возвращение» с любовью и без придыхания
Комментирование недоступно Почему?