«Вишнёвый сад», краткое содержание читать ~5 мин.
Премьера пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» состоялась в Московском Художественном театре в январе 1904 года. Это было последнее крупное произведение драматурга, ставшее одним из символов русской литературы.
«Вишнёвый сад» — пьеса, в которой рассказывается история аристократической семьи, оказавшейся на пороге финансового краха. Разоряющиеся дворяне вынуждены продать своё родовое имение вместе с прекрасным вишнёвым садом для уплаты долгов. Пьеса исследует темы смены эпох, упадка аристократии и столкновения традиций с неумолимым ходом времени.
Действие начинается прохладным майским утром в родовом имении Любови Андреевны Раневской. Несмотря на утреннюю свежесть, вишнёвые деревья стоят в цвету. Купец Ермолай Лопахин и горничная Дуняша ожидают возвращения хозяйки, которая пять лет провела в Париже с любовником после трагической гибели её маленького сына Гриши.
Лопахин — успешный предприниматель, чей отец был крепостным у Раневских. Он испытывает к Любови Андреевне благодарность за её былую доброту, но в то же время тяготится её аристократическим высокомерием. В имении также служит конторщик Семён Епиходов, получивший за свою неловкость и постоянные казусы прозвище «двадцать два несчастья».

Раневская приезжает не одна, а со своей семнадцатилетней дочерью Аней и гувернанткой Шарлоттой Ивановной. В доме их встречают старший брат Раневской Леонид Гаев, её приёмная дочь Варя, ведущая хозяйство, и верный старый слуга Фирс.
Любовь Андреевна счастлива вернуться на родину, в свой дом. Тем временем Аня рассказывает Варе, что, несмотря на расточительный образ жизни, у матери почти не осталось денег. Лопахин прямо говорит Раневской, что её долги огромны, и в августе имение будет продано с аукциона.
Он тут же предлагает выход: разбить землю на участки, вырубить старый вишнёвый сад и сдавать дачи в аренду. Лопахин объясняет, что это позволит не только сохранить владение землёй, но и расплатиться с кредиторами. Однако Раневская и Гаев с ужасом отвергают эту идею, не представляя жизни без любимого сада.
Перед уходом Лопахин предлагает им ссуду в 50 000 рублей на выкуп имения, если они всё же решат участвовать в торгах. Он предупреждает, что другого способа спасти усадьбу может не оказаться. Вскоре в имение приезжает Пётр Трофимов, бывший учитель погибшего Гриши, и его появление пробуждает у Раневской тяжёлые воспоминания.
В конце первого действия Гаев озвучивает свои планы спасения: попросить денег у богатой ярославской тётушки, взять в долг у Лопахина или получить ссуду в банке. Все эти варианты крайне сомнительны, но семья цепляется за любую надежду.
Второе действие разворачивается на природе, возле старой часовни. Лакей Яша и конторщик Епиходов пытаются ухаживать за Дуняшей. Вскоре появляются и другие герои, продолжая обсуждать предложение Лопахина. Раневская по-прежнему отвергает его и с тоской говорит, что если уж продавать имение, то пусть продают и её вместе с садом. Она делится, что её парижский любовник засыпает её телеграммами, умоляя вернуться.
Появляется Пётр Трофимов, который произносит пламенную речь о необходимости трудиться и о будущем России, вызывая у слушателей смешанные чувства. Внезапно в тишине раздаётся далёкий и печальный звук, похожий на звук лопнувшей струны. Его происхождение никто не может объяснить. Встреча с нищим прохожим, которому Раневская отдаёт последний золотой, подчёркивает её непрактичность. Все уходят, кроме Ани и Трофимова, которые говорят о новой жизни и о том, что они «выше любви».
Сам Чехов определил жанр «Вишнёвого сада» как комедию. Однако режиссёр первой постановки, Константин Станиславский, увидел в пьесе трагедию уходящей эпохи. Его трактовка стала канонической, несмотря на возражения автора, который считал, что режиссёр «погубил» его пьесу, наполнив её излишним драматизмом и медлительностью.
Персонажи пьесы глубоко символичны. Раневская и Гаев олицетворяют изнеженную и беспомощную аристократию, неспособную адаптироваться к новым реалиям. Лопахин, потомок крепостных, — энергичный и деятельный представитель нового класса капиталистов. Студент Трофимов и юная Аня символизируют будущее России, полное надежд, но туманное и неопределённое.
Сюжет пьесы стал возможен благодаря реформам середины XIX века, в первую очередь — отмене крепостного права в 1861 году. Это событие привело к оскудению дворянства, которое лишилось дарового труда и не сумело эффективно вести хозяйство. Одновременно оно открыло дорогу предприимчивым выходцам из других сословий, таким как Лопахин.
Третье действие переносит зрителя на вечер, устроенный Раневской в день торгов. Шарлотта развлекает гостей фокусами. Любовь Андреевна в отчаянии: она боится, что имение будет потеряно, и тревожится из-за отсутствия Гаева и Лопахина. Она вступает в спор с Трофимовым, упрекая его в том, что он не способен любить, а он обвиняет её в нежелании смотреть правде в глаза.
Наконец, возвращаются Гаев и Лопахин. Последний, не скрывая торжества и смущения, объявляет, что именно он купил имение. Он счастлив и полон планов по вырубке вишнёвого сада. Раневская подавлена горем, и Аня тщетно пытается её утешить.
Действие заключительного, четвёртого акта происходит в октябре. Дом пустеет, вещи упакованы. За окном слышен стук топоров — рабочие уже начали вырубать сад. Герои прощаются друг с другом и с домом, разъезжаясь в разные стороны. Аня спрашивает, отправили ли больного Фирса в больницу, и Яша лживо уверяет, что о нём позаботились.
Раневская и Гаев в последний раз обходят опустевший дом и уезжают. Двери запирают. Но в доме остался забытый всеми старый Фирс. Он бродит по комнатам, бормоча, что жизнь прошла мимо. В наступившей тишине вновь раздаётся звук лопнувшей струны, а затем — глухой стук топора по дереву. Фирс ложится на диван и затихает.
«Вишнёвый сад» часто интерпретируют как комментарий к социальным переменам в России на рубеже XIX – XX веков. Раневская и её семья представляют старую дворянскую культуру, неспособную противостоять переменам. Речи Трофимова, напротив, отражают увлечение интеллигенции новыми идеями, которые меняли общественное сознание.
Звук лопнувшей струны, дважды возникающий в пьесе, становится зловещим символом разрыва времён. Продажа имения и уничтожение вишнёвого сада — это не просто финансовый крах одной семьи, а знак ухода в прошлое целой эпохи и её ценностей.
Пьеса была написана, когда Чехов уже тяжело болел туберкулёзом и жил в Ялте. После премьеры «Вишнёвый сад» получил смешанные отзывы современников. Антон Павлович Чехов скончался в июле 1904 года, спустя полгода после первой постановки своей последней великой пьесы.
- Премьера «Вишнёвого сада» в постановке Сергея Безрукова
- Воронежская драма им. Кольцова завершила сезон «Вишнёвым садом»
- Фестиваль «Сезон Станиславского» открылся в Любимовке эскизом спектакля по пьесе «Вишнёвый сад»
- «Современник» открывает гастроли в Новосибирске спектаклем «Три сестры»
- «Три сестры», краткое содержание
- «Дядя Ваня», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?