«Отчёт в академии» Франца Кафки, краткое содержание читать ~5 мин.
«Отчёт в академии» – короткий рассказ богемского писателя Франца Кафки. Кафка написал и опубликовал рассказ в 1917 году, и впервые он появился в немецком журнале «Der Jude». В 1919 году он появился в сборнике рассказов Кафки «Сельский врач». Рассказ неоднократно адаптировался для сцены.
Повествование ведёт Рыжий Питер, который родился обезьяной, но теперь считает себя человеком. Это презентация для Академии, которая попросила Красного Питера рассказать о своей прежней жизни в качестве обезьяны в Африке. Красный Питер пытается осмыслить этот опыт, но прошло уже почти пять лет с тех пор, как он был обезьяной, и он почти забыл, как это было. В своих попытках стать человеком он упорно старался избавиться от всех следов своей обезьяньей сущности. Он отмечает, что академики в аудитории также произошли от обезьян, и что он так же далёк от своих сиамских корней.
После поимки он быстро научился рукопожатию, которое «демонстрирует откровенность». Хотя он мало что помнит из своей юности, его способность научиться рукопожатию «демонстрирует прямую линию, по которой обезьяна попала в мир людей, в котором она прочно обосновалась».
Он родом с Золотого берега Африки, где его захватила европейская охотничья экспедиция. Он не очень хорошо помнит этот опыт и полагается на сообщения незнакомых людей о том, как это произошло. Сейчас он пьёт вино с Хагенбеком, который возглавлял экспедицию.
Рыжий Питер был ранен в щеку, после чего остался красный шрам, из-за которого охотники дали ему имя. Он ненавидит это имя, которое он разделяет с другой дрессированной обезьяной по имени Питер, которая недавно умерла. Его также ранили в бедро, поэтому он слегка прихрамывает. Ему не нравится «один из десяти тысяч сплетников» в газетах, который утверждает, что его обезьянья натура все ещё проявляется, потому что он спускает штаны, чтобы показать людям свой шрам. Эта критика злит Рыжего Питера, который утверждает, что этому писателю «следует отстрелить один за другим все пальцы его пишущей руки».
После выстрела Рыжий Питер очнулся в клетке на пароходе Хагенбека. Ему было тесно, и прутья клетки резали его плоть, когда он пытался повернуться. Оглядываясь назад, он признает, что это был эффективный способ начать укрощать свою дикость. Находясь в заточении, он понял, что «впервые в жизни у него не было выхода». Позже мужчины рассказали ему, что он обычно был тихим, из-за чего казалось, что он скоро умрёт. Теперь он может описать свои обезьяньи чувства только человеческими словами, которые искажены.
Красный Питер решил, что он должен придумать «выход», и понял, что для достижения этой цели он должен стать человеком. В своей речи он отмечает, что «выход» – это не то же самое, что свобода. Он по-прежнему не требует свободы и считает, что люди часто обманываются, думая, что они свободны. Теперь он понимает, что именно спокойствие в клетке определило его путь к тем достижениям, которых он добился в жизни. Оглядываясь назад, он теперь считает, что «этим спокойствием он обязан людям на корабле». Он считает своих похитителей «хорошими людьми, несмотря ни на что».
Он вспоминает, что его похитители жаловались на его блох, но ему нравилось зрелище, и иногда «он брал палку и щекотал его там, где ему нравилось». Хотя он не хотел бы снова совершить это путешествие, он отмечает, что воспоминания о нём не наполняют его ненавистью.
Он понимал, что его «выход» не будет найден путём побега из камеры. Если бы ему удалось прогрызть замок, его бы посадили «в ещё более страшную клетку». Или, даже если бы ему удалось прыгнуть за борт, он бы непременно утонул.
Красному Питеру стало ясно, что он должен стать человеком, чтобы найти «выход». Он изучил поведение своих похитителей и обнаружил, что «так легко подражать этим людям». Сначала он научился плеваться и курить трубку, но с трудом переносил употребление алкоголя, который ужасно пах для него.
Один из похитителей прилагал решительные усилия, чтобы научить Красного Питера пить алкоголь. Красный Питер оценил эти усилия, несмотря на то, что этот человек иногда поджигал его шерсть своей трубкой. Однако Рыжий Питер настаивает на том, что этот человек поджигал его не из жестокости. Скорее, он делал то, что было необходимо, чтобы избавить Красного Питера от его обезьяньей природы.
Однажды ночью, во время празднования на борту, Рыжий Питер пробрался в свою клетку, чтобы взять оставленную без присмотра бутылку, и проглотил алкоголь «как опытный пьяница». В пьяном состоянии он сумел крикнуть: «Привет!». Это ввело его «в сообщество человеческих существ». Красный Петр отмечает, что «подражание людям не было чем-то, что доставляло ему удовольствие». Скорее, он полностью подражал им, потому что это позволяло ему «найти выход».
В Гамбурге он попал под опеку своего первого дрессировщика. Он понял, что предназначен либо для зоопарка, либо для мюзик-холла. Он не хотел жить в клетке в зоопарке, поэтому посвятил себя музыке. У него было много учителей, и он быстро утратил своё обезьянье достоинство. Теперь он «достиг среднего образования европейского человека». Он понимает, что настоящая свобода никогда не была возможна, но он сделал то, что должен был сделать, чтобы найти «выход».
Он немного гордится своим уровнем развития и достижением целей, но он «не доволен». Часто, находясь дома, он пьёт вино, качается в кресле и смотрит в окно. Иногда к нему приходят гости. Когда он возвращается домой после общественных и интеллектуальных мероприятий, он занимается сексом с «маленькой полудрессированной самкой шимпанзе», которая живёт с ним. Однако ему не нравится смотреть на неё при дневном свете, потому что «в её взгляде – безумие растерянного дрессированного животного», чего он не выносит.
В целом, он «достиг того, чего хотел достичь». Он считает, что все усилия стоили того. Он не хочет, чтобы его судили люди; он просто хочет расширить знания.
Комментирование недоступно Почему?