«Тарас Бульба» краткое содержание читать ~8 мин.
Замысел исторической повести «Тарас Бульба» сформировался у Николая Васильевича Гоголя (укр. Микола Васильович Гоголь) в 1830-х годах. Писатель посвятил работе над текстом около десяти лет, однако произведение так и не получило окончательной авторской редакции, полностью удовлетворявшей создателя. Первая версия рукописи была опубликована в сборнике повестей «Миргород» в 1835 году.

В 1842 году свет увидело второе, существенно переработанное издание. Гоголь подверг текст коренной переделке: он не только изменил стилистику, но и значительно расширил историко-бытовой фон. Главным же отличием стало идеологическое наполнение — во второй редакции усилены мотивы общерусского единства и православного патриотизма, тогда как версия 1835 года носила более выраженный украинофильский характер. Объём повести увеличился: к первоначальным девяти главам добавилось три новые.
Действие разворачивается в условном историческом времени (автор указывает на XV век, но описываемые события соответствуют восстаниям XVII века). Сюжет повествует о казацком полковнике Тарасе Бульбе и двух его сыновьях — Остапе и Андрее. Тарас ведёт сыновей и их товарищей-запорожцев в поход против польской шляхты. Военный конфликт приводит к драматической развязке и гибели всей семьи Бульбы.
Гоголь подошёл к написанию «Тараса Бульбы» с исследовательской тщательностью. Известно, что через газеты он обращался к читателям с просьбой предоставить ранее не публиковавшиеся сведения по истории Малороссии, рукописи из семейных архивов и мемуары.
Среди печатных источников, использованных автором, выделяются «Описание Украины» Гийома ле Вассера де Боплана, «История о казаках запорожских» (приписываемая князю Мышецкому) и списки казацких летописей — Самовидца, Григория Грабянки и Самуила Величко. Однако сухие исторические факты не могли полностью удовлетворить художника, стремившегося реконструировать дух ушедшей эпохи. Недостающие детали Гоголь черпал из народного творчества: украинские исторические песни и думы стали фундаментом для создания национального колорита и героических характеров.
Обращение к истории не было случайным. Гоголь осознавал важность прошлого для формирования самосознания народа. При этом «Тараса Бульбу» нельзя считать классическим историческим романом в строгом смысле. В тексте органично переплетаются реализм, гиперболизация и мифологизация образов. Это эпос, где историческая правда уступает место правде художественной.
Краткий сюжет
Возвращение сыновей
Старый казацкий полковник Тарас Бульба встречает сыновей, вернувшихся домой после учёбы в Киевской бурсе (академии). Остап и Андрей предстают крепкими, возмужавшими юношами. Отец начинает подшучивать над их «поповской» одеждой, что задевает самолюбие старшего, Остапа. Между отцом и сыном завязывается шуточная рукопашная схватка “Добре, сынку! Вот так колоти каждого, как меня тузил!” — восхищается Тарас силой первенца.
Бледная и добрая мать пытается защитить детей от сурового отца, но Тарас непреклонен. Он решает немедленно отправить сыновей в Запорожскую Сечь, считая, что только там можно получить настоящее воспитание. Разгорячившись во время пира по случаю приезда, Бульба объявляет, что поедет вместе с ними. Бедная мать проводит бессонную ночь у изголовья спящих детей, понимая, что может больше никогда их не увидеть.
Дорога и жизнь в Сечи
Утром три всадника покидают хутор. Путники погружены в свои мысли: Тарас вспоминает буйную молодость, Остап мысленно прощается с матерью, а мечтательный Андрей грезит о прекрасной панночке — дочери польского воеводы, которую он встретил в Киеве незадолго до отъезда. Тогда юноша пробрался в её спальню через каминную трубу, но был вынужден бежать, когда в дверь постучали.
Запорожская Сечь встречает героев разгульной жизнью. Здесь не любят изнурять себя военными упражнениями, полагаясь на боевой опыт, полученный в реальных сражениях. Сыновья быстро вливаются в этот быт, но деятельному Тарасу не по душе праздность. Он хочет закалить сыновей в настоящем деле и, воспользовавшись своим авторитетом, провоцирует смену кошевого атамана. Новый предводитель соглашается выступить в поход против Польши под предлогом мести за притеснения православной веры и казачества.
Осада Дубно и предательство
Казацкое войско проходит по польским землям, наводя ужас на шляхту. Сыновья Бульбы мужают в боях, всегда оказываясь в первых рядах атакующих. Казаки осаждают богатый город Дубно, надеясь взять его измором. В лагере начинается скука ожидания.
Однажды ночью Андрея будит татарка — служанка той самой панночки. Она сообщает, что её госпожа находится в осаждённом городе и умирает от голода. Андрей, захватив мешок с хлебом, тайным подземным ходом проникает в крепость. Встреча с возлюбленной становится переломным моментом. Охваченный чувствами, Андрей отрекается от отца, брата и Родины: “Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты!”. Он остаётся в городе, чтобы защищать его от бывших товарищей.
Битва и гибель героев
К полякам приходит подкрепление, и они совершают вылазку. В разгар боя Тарас видит Андрея во главе польского отряда. Юноша рубит казаков, не зная жалости. Отец велит заманить предателя к лесу. При виде Тараса Андрей теряет волю к сопротивлению и покорно слезает с коня. “Я тебя породил, я тебя и убью!” — произносит Тарас и стреляет в сына. Андрей умирает с именем панночки на устах.
Подоспевшие поляки разбивают казаков. Остап попадает в плен, а тяжело раненного Тараса спасают и увозят в Сечь. Оправившись от ран, Бульба тайно пробирается в Варшаву, пытаясь выкупить Остапа, но все попытки тщетны. Он присутствует на площади во время казни сына. Остап мужественно переносит чудовищные пытки, не издав ни звука. Лишь перед смертью он взывает к духу отца: “Батько! где ты? Слышишь ли ты?”. “Слышу!” — раздаётся громовой голос Тараса из толпы, после чего старому казаку удаётся скрыться.
Месть и финал
Тарас собирает огромное войско и идёт войной на Польшу, мстя за смерть Остапа. Его жестокость пугает даже самих казаков — он сжигает города и костёлы. В финальном сражении у реки Днестр польские отряды окружают полк Тараса. Прорываясь через кольцо врагов, Бульба роняет в траву свою любимую трубку (люльку) с табаком. Не желая, чтобы даже трубка досталась врагу, он останавливается её поднять и попадает в плен.
Поляки приковывают Тараса цепями к дубу и разводят под ним огонь. В последние минуты жизни, охваченный пламенем, он кричит своим товарищам, указывая путь к спасению на челнах. Тарас погибает, до последнего вздоха сохраняя веру в силу и бессмертие русского товарищества.
Главные герои
Тарас Бульба
Центральный персонаж повести — воплощение казацкого духа. Автор рисует его как человека невероятной воли, физической мощи и прямого, даже грубого нрава. Христианская вера и законы товарищества для Бульбы — абсолютные ценности. Он уже не молод, чрезвычайно тучен, но сохраняет ясность ума и воинскую сноровку. В Сечи он пользуется непререкаемым авторитетом: к его слову прислушиваются и бывалые воины, и новички. Тарас не создан для семейного очага; его стихия — война и степь. Он редко видел жену и считал, что домашний уют губителен для воина. Личная драма героя — необходимость выбора между отцовским чувством и долгом перед Родиной — разрешается трагически, но бескомпромиссно.
Остап
Старший сын Бульбы. Ещё в бурсе он проявил твёрдость характера: неоднократно сбегал, закапывал букварь, но, осознав необходимость учения, стал одним из лучших. В бою Остап хладнокровен и расчётлив. Гоголь отмечает, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он — достойный преемник отца, идеальный казак, лишённый сомнений. Сцена казни раскрывает величие его духа: Остап принимает мученическую смерть с гордо поднятой головой, не уронив чести запорожца.
Андрей
Младший сын отличается от брата более тонкой душевной организацией. Он так же храбр в бою, но его смелость иного рода — это упоение риском, нерассуждающий порыв. В нём сочетаются жажда подвига и потребность в личной любви, красоте. Этот внутренний конфликт приводит его к отчуждению от грубого казацкого быта. Гоголь создаёт образ Андрея в романтическом ключе, подчёркивая трагедию человека, для которого чувства оказались выше долга и кровных уз.
Анализ произведения
В центре повествования — судьба полковника Тараса Бульбы и его сыновей на фоне масштабных исторических событий. Гоголь мастерски соединяет точность бытовых деталей с высоким эпическим пафосом, достигая уникального синтеза реализма и поэзии. Запорожская Сечь показана не просто как военный лагерь, но как утопическое царство свободы и равенства, «гнездо», откуда вылетают гордые и сильные люди.
Особое место в художественной структуре повести занимает образ Степи. Природа у Гоголя — не пассивный фон, а живое действующее лицо, формирующее характеры героев. Бескрайние просторы степи созвучны широте казацкой души. Описание путешествия Бульбы с сыновьями по степи («Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!») принадлежит к вершинам русской пейзажной прозы.
Ключевой темой произведения является тема «товарищества». В своей знаменитой речи перед боем Тарас формулирует символ веры русского человека: “Нет уз святее товарищества!”. Это понятие для героев выше родственных связей. Конфликт Остапа и Андрея — это конфликт двух жизненных философий: служения общему делу (Остап) и следования индивидуальным желаниям (Андрей).
«Тарас Бульба» — это героическая эпопея, прославляющая любовь к Родине и верность долгу. Трагедия отца, вынужденного казнить сына-предателя, поднимает повесть на уровень античной драмы, утверждая приоритет надличных ценностей над личными привязанностями.
Комментирование недоступно Почему?