«Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, краткое содержание читать ~29 мин.
Роман «Записки сумасшедшего» был написан в 1835 году, во время правления самодержавного царя Николая I. Коррумпированная бюрократия и милитаризм были характерны для этого периода российской истории, Николай I полагался на военных, чтобы обойти обычное управление царством.
Эта атмосфера бюрократической секретности и неэффективности является фоном для повести Гоголя, в которой описывается жизнь Поприщина, петербургского надворного советника низшего звена. Повесть Гоголя также ссылается на других европейских аристократов; в ней есть аллюзии на смерть короля Фердинанда VII в 1833 году, а также на политика Жюля-Армана, министра иностранных дел при короле Франции Карле X.
Николай Гоголь жил в украинском селе Сорочинцы со своими родителями, которые принадлежали к «мелкопоместному дворянству», классу общества, отличавшемуся самостоятельным управлением своими землями и хозяйствами. В 1828 году Гоголь отправился в Петербург, чтобы устроиться на государственную службу и работать над достижением литературной славы. Не сумев поначалу обзавестись связями, необходимыми для получения работы, он отправился в Германию и вернулся в Петербург только тогда, когда закончились деньги. Затем он устроился на низкооплачиваемую бюрократическую работу и публиковался от случая к случаю в периодических изданиях, пока не добился литературного прорыва, написав «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Он продолжал писать на протяжении 1830-х годов, выпустив «Миргород» и два тома прозы под названием «Арабески». Его пьеса «Ревизор» была поставлена по прямому приказу царя Николая I. Гоголь путешествовал по Германии и Швейцарии, а затем поселился в Риме, где закончил первый том своей книги «Мёртвые души». «Мёртвые души» были опубликованы в 1842 году, в том же году, когда вышел первый сборник его произведений, включающий знаменитую повесть «Шинель».
Гоголь пытался закончить следующий том «Мёртвых душ» в течение следующих нескольких лет, но его творческая активность снизилась. Он вернулся в Россию в 1848 году и в конце концов обратился за помощью к священнику Матвею Константиновскому, который предписал ему интенсивные аскетические практики и пост; это привело к дальнейшему ухудшению настроения Гоголя. В конце концов он сжёг черновики второго тома «Мёртвых душ», стал отказываться от пищи и вскоре умер.
Сюжет
Аксентий Иванович Поприщин – низкий служащий средних лет, зацикленный на социальном ранге и статусе. Он перечисляет подробности своей жизни в записях в дневнике, которые часто иллюстрируют его разочарование и гнев. Однажды он поздно приходит в офис и решает прогуляться по городу. Во время прогулки он сталкивается с Софи, дочерью своего начальника, директора. Софи вышла по делам в местный магазин, а её лапчатый пёс Меджи ждёт хозяина на улице.
Поприщин вдруг слышит «голос» и понимает, что Меджи разговаривает с Фидель, другой соседской собакой. Поприщин сначала «очень удивляется» тому, что собаки говорят на «человеческом языке», но потом утверждает, что «в мире было много примеров» такого поведения животных. Поприщин подслушивает разговор собак и слышит, что Меджи написал Фиделю письмо. В конце записи этого дня он делает «заметку» о том, где живёт Фидель, и сообщает, что скоро навестит его.
На следующий день в дневнике Поприщин вспоминает сцены из своей конторы. Он рассказывает о том, что кабинет его начальника заполнен книгами с иностранными названиями, что говорит о том, что директор – образованный человек. Когда в кабинет входит Софи, Поприщин поражён её внешним видом. В голове он фантазирует, как поразит её хорошо поставленными фразами. Однако в реальности Софи роняет платок, и Поприщин едва не падает на ноги, чтобы подхватить его, после чего она уходит, так и не обменявшись ни единым словом. Входит лакей и велит Поприщину идти домой.
Следующие несколько записей в дневнике Поприщина описывают обыденные сцены из его жизни. Он беседует с начальником участка, одним из своих руководителей, о своей не впечатляющей карьерной траектории. Поприщин не воспринимает критику всерьёз и считает, что начальник отдела завидует ему из-за его врождённого социального статуса.
В конце концов, дневник Поприщина возвращается к теме писем собак. Он признается, что видел Меджи в городе, и пишет о том, как просил её раскрыть подробности жизни Софи. Затем он рассказывает, что пошёл в дом Фидель и украл «свёрток» с «маленькими бумажками». Поприщин считает, что письма помогут ему «наконец-то узнать» о «делах» своего района, так как собаки знают «все политические отношения». Поприщин не выглядит шокированным собственным поведением и полностью уверен, что собаки способны писать друг другу письма о политических интригах.
Поприщин читает письма, которые иногда содержат отступления о еде и о том, как хозяева собак гладят их, но также раскрывают политические амбиции директора, а также любовный интерес Софи, дворянина низкого ранга по фамилии Теплов. Поприщин разгневан этой новостью и гневно пишет в своём дневнике о том, что богатые люди получают «все лучшее на свете».
Поприщин продолжает выражать гнев и разочарование в своих записках, негодуя на несправедливый, по его мнению, мир. Он с некоторой надеждой пишет, что, возможно, он «какой-нибудь граф или генерал» и что, может быть, его роль «советника» – ошибка. Он начинает думать, что, возможно, не знает, кто он на самом деле.
Затем он вспоминает, как прочитал статью в газете, где говорится о «странных делах» в Испании. Он читает, что «трон вакантен» и что испанские чиновники пытаются выбрать «наследника». Поприщин выражает недоверие, утверждая, что государство не может «быть без короля». Он начинает верить, что король просто находится где-то «неизвестно где» или скрывается по загадочным обстоятельствам.
Внезапно записи в дневнике Поприщина меняют тон. Он пишет, что сейчас «2000 год» и что король Испании «нашёлся». Он утверждает, что на самом деле он и есть давно потерянный король Испании, и не может понять, как он мог считать себя простым «советником». Записки Поприщина продолжают становиться все более бессмысленными. В записи от «86 марта» он пишет, что не был на работе «три недели». Когда он, наконец, появляется в офисе, отруганный своим управляющим, он подписывает бумаги как «Фердинанд VIII», имя, которое он дал себе как потерянный король Испании. Затем он начинает длинную письменную литанию против женщин, утверждая, что все они «влюблены в дьявола».
В конце концов Поприщин пишет, что «испанские депутаты» увезли его в Испанию, но из его описаний становится ясно, что на самом деле его заключили в психушку. К этому моменту записи Поприщина лишены всякого подобия реальности; он считает, что «Китай и Испания» – это «одно и то же», и беспокоится о феномене, когда «земля» сидит на «луне». Когда он рассказывает о своих переживаниях другим пациентам психушки, один из сотрудников избивает его палкой.
Фантазия Поприщина сохраняется, и он верит, что различные телесные наказания, которым он подвергается, являются формами «придворного этикета» в Испании. Поначалу эта фантазия не позволяет ему осознать всю мрачность своего положения, хотя он признает, что «проклятая палка» – это «чрезвычайно больно».
В конце концов, однако, эта физическая пытка начинает лишать Поприщина блеска его королевских иллюзий, и он осознает свою полную изоляцию. Он заявляет, что у него «голова горит», и просит спасти его и вынести «из» «мира». Он представляет себе сцену с матерью, в которой кричит, чтобы она спасла его, своё «больное дитя». Этим криком о помощи Поприщин ненадолго признает свою отчуждённость от мира. Затем он бессмысленно добавляет, что у «алжирского дея», королевской особы, «шишка» под «носом», что указывает на возвращение его безумия.
Темы
Социальный класс и статус
В «Записках сумасшедшего» Николая Гоголя средний чиновник Аксентий Иванович Поприщин постепенно теряет рассудок, что приводит к его заключению в психушку. Безумие Поприщина усугубляется его зацикленностью на социальном классе и статусе: большую часть повести он проводит в обиде на своих сверстников за их положение в обществе. На самом деле, Поприщин постоянно комментирует социальное положение других людей, даже когда он просто едет по городу или выполняет поручения. В повести Гоголя этот постоянный поток комментариев превращается в манию, что приводит к быстрому ухудшению психического состояния Поприщина. Таким образом, повесть Гоголя предупреждает читателей о том, что зацикленность на социальном классе и статусе других людей может привести к опасной одержимости и даже безумию.
На протяжении всей повести Гоголь приводит множество примеров зацикленности Поприщина на собственном сословии. В одной из сцен Поприщин общается со своим начальником участка, управляющим на его работе, который замечает, что Поприщину «за сорок» и что ему пора «поумнеть» в отношении своей карьеры. Он советует Поприщину «присмотреться» к себе, поскольку он «ноль, не более того». Поприщин, не выдержав критики своего статуса, считает, что начальник отдела «завидует», поскольку Поприщин сидит в «кабинете директора». Из-за своей одержимости статусом Поприщин может фильтровать обоснованную критику своего начальника только через призму статуса.
Вопросы начальника отдела расстраивают Поприщина, и он мысленно критикует лицо и причёску начальника отдела. Поприщин не может спокойно ответить на вопросы начальника отдела и считает, что начальник отдела ему «завидует». Он считает, что его начальник воспринимает «знаки благосклонности», которыми «преимущественно одаривают» его. Поприщин считает, что его врождённый, воображаемый социальный статус делает его лучше своего начальника. Затем Поприщин продолжает зацикливаться на замечаниях начальника отдела и записывает в дневник литанию, спрашивая: «Я что, какой-то никто?». Поприщин продолжает утверждать, что он «дворянин» и «может заслужить чин». В своём дневнике он продолжает гневно критиковать начальника отдела и утверждает, что его «репутация» может стать «ещё лучше», чем репутация его начальника.
Одержимость Поприщина социальным классом и статусом носит всеохватывающий характер, выходящий за рамки его самого и его сверстников. Многочисленные сцены в рассказе подчёркивают, как Поприщин постоянно судит и оценивает всех и все вокруг себя через призму класса. Например, когда Поприщин идёт на прогулку, его описания окружающих людей основаны исключительно на их социальном статусе. Он подчёркивает, что видит «только крестьянок», «русских купцов» и «мальчиков-посыльных». Он также отмечает, что видит только одного человека из «дворянства», который является «товарищем писаря». Даже при случайных встречах Поприщин обращает внимание на статус незнакомцев и постоянно сравнивает их с собой.
В другой обыденной сцене Поприщин продолжает зацикливаться на классе и осуждающе комментировать все вокруг. Когда он отправляется по поручению, которое требует пройти через определённый район, он отмечает, что «не выносит капусты», обычной еды, запах которой «льётся» из магазинов. Более того, он утверждает, что от «каждого дома» исходит «адский запах», который настолько неприятен, что ему приходится зажимать нос и пробегать мимо. Он также подчёркивает, что «мерзкие ремесленники» в городе производят «столько копоти», что «джентльмену» «невозможно там ходить». Его презрение вызывают рабочие и чужаки всех сословий, от ремесленников до поваров.
Поприщин не только комментирует тех, кого считает ниже себя по статусу, но и зацикливается на классе и статусе своих начальников. Он подчёркивает изящество и ум своего директора, указывая на то, что в книгах директора содержится «выучка», к которой «род» Поприщина не может «приблизиться». На самом деле Поприщин хотел бы больше учиться у тех, у кого больше социального кругозора – он хочет видеть, «что они делают в своём кругу», чтобы лучше понять своё собственное поведение.
Одержимость Поприщина социальным классом, которая доминирует в его рабочей жизни и в его случайных встречах, в конце концов превращается во всепоглощающую манию. После прочтения статьи о пропавшем в Испании короле, Поприщин начинает фантазировать о случаях ошибочной идентификации. Поприщин начинает мечтать, что он «какой-нибудь граф», и утверждает, что «в истории» есть много примеров, когда человека «выдавали» за человека более высокого сословия. В своём дневнике он записывает мечту о том, чтобы его «повысили» до такой роли, как «генерал-губернатор». Зацикленность Поприщина на социальном статусе настолько сильна, что заставляет его представлять себе различные сценарии, в которых его истинный, более высокий социальный статус скрыт даже от него самого.
Среди этих мечтаний об ошибочной идентичности Поприщин читает газеты и пишет в дневнике, что в Испании происходят «странные дела», поскольку «престол Испании вакантен». С точки зрения Поприщина, в которой доминирует сословная иерархия, эта вакансия нелогична и противоречит естественному порядку вещей. Ненормальность пропавшего короля Испании в сочетании с сословной одержимостью Поприщина в конечном итоге приводит Поприщина к мысли о том, что он и есть потерянный наследник, и он называет себя Фердинандом VIII. В «вспышке молнии» он понимает, что он не ничтожный «советник», а настоящий дворянин. Внутренние терзания Поприщина по поводу своего низкого социального положения настолько поглотили его, что он вынужден придумывать случаи ошибочной идентификации, чтобы исправить своё несчастье.
На протяжении всей повести Гоголь показывает, насколько глубоко классовый и социальный статус проникает в мысли Поприщина. Одержимость Поприщина расширяется от самоцели, в конечном счёте, пронизывает всю его жизнь и влияет как на его карьеру, так и на его благополучие. В конце концов, недовольство Поприщина своим положением государственного служащего приводит его к фантазии о том, что он давно потерянный царь, и становится ясно, что одержимость Поприщина довела его до безумия. Гоголь словно предупреждает читателей, что постоянные сравнения, осуждения и беспокойство о своём статусе могут привести к тяжёлым последствиям.
Писательство, эскапизм и фантазия
Государственный служащий Аксентий Иванович Поприщин проводит своё личное время, записывая в дневник, где он может выразить свои истинные чувства. В отличие от этого, его повседневное общение, зачастую краткое и скучное, не отражает в точности его мысли и стремления. Однако, несмотря на более точный взгляд на своё внутреннее состояние, письма Поприщина также представляют собой фантазийную версию самого себя, противоречащую реальности. На самом деле, письмо позволяет Поприщину исследовать множество фантазий: он воображает, что две собаки способны писать друг другу письма, и пишет множество записок, утверждая, что он – забытый наследник испанского престола. Повесть Гоголя иллюстрирует, как писательство даёт возможность сбежать и повод для фантазий, хотя эти фантазии иногда бывают обманчивыми, грандиозными или разрушительными для таких персонажей, как Поприщин, которые живут несчастливой жизнью.
Повесть Гоголя написана в форме записок – такой выбор форматирования подчёркивает, насколько важно письмо в жизни Поприщина. Эти записи, являющиеся для Поприщина формой бегства, показывают, что его внутренний монолог более осуждающий и многословный, чем его повседневная речь. Например, поведение Поприщина на работе заметно отличается от его внутренних мыслей. Поприщин не пользуется большим авторитетом на своей работе, но он часто пренебрежительно отзывается о своих начальниках, когда пишет о них в дневнике. Он называет своего начальника участка «проклятым аистом», утверждает, что казначей – скупой и диктаторский коллега, хотя в доме казначея «его собственная кухарка даёт ему пощёчины» и отвергает его власть. Однако Поприщин никогда не произносит эти презрительные комментарии устно – он выражает эти мысли только письменно.
Это несоответствие в письменной и устной речи Поприщина продолжается и с другими фигурами в его жизни. Помимо использования дневника для тайного выражения своего презрения, Поприщин также использует свои записи для выражения скрытых, более счастливых эмоций. Он влюблён в дочь директора, Софи, и пишет о ней с нежностью, поэтическим языком, отмечая, например, что она спускается с кареты «как птичка» и сравнивая «ее взгляд» с «солнцем». Однако когда Софи обращается к нему напрямую, Поприщин отвечает односложно.
В другой сцене, иллюстрирующей овечье поведение Попищина, он не может поговорить с директором на своей работе. Поприщин настаивает на том, что он «несколько раз» собирался «завязать разговор» с директором, которого он считает «настоящим государственным деятелем». В своём дневнике он пишет, что хотел бы научиться «двусмысленности и любезным приёмам» таких людей, как директор. Эти записи раскрывают истинные мысли Поприщина, иллюстрируют его стремление к высокому классу и веру в то, что он может научиться тому, что элитные люди «делают в своём кругу». Однако самоуверенность, чувство превосходства и острая наблюдательность, запечатлённые в дневнике Поприщина, – полная выдумка; в действительности Поприщин едва ли способен разговаривать с директором и, несмотря на его желание, никогда не пытается завязать разговор о дворянском этикете.
Гоголь продолжает наполнять повесть сценами, показывающими, что письмо – это форма как подлинного самовыражения, так и фантазии. В одной из сцен Поприщин, выполняя поручение, видит Софью, оставившую на улице своего пса Меджи, пока она совершала поездку. Поприщин верит, что слышит, как Меджи «говорит на человеческом языке» с другой собакой, Фидель. Меджи утверждает, что написала письмо Фиделю, показывая, что даже в нереалистичных фантазиях Поприщина он сосредоточен на письме как форме самовыражения. В мире Поприщина, где письмо является средством выражения истинных мыслей, собаки, которые ведут себя как люди, должны и писать как люди.
Позднее Поприщин приходит в дом Фиделя и крадёт у собаки несколько «маленьких бумажек». Он верит, что эти бумаги «откроют все», например, «политические отношения» и истинные чувства Софи, его возлюбленной. Надежда Поприщина на то, что письма раскроют секретную информацию, является эскапистской фантазией; выдуманное содержание писем вряд ли просветит его. На самом деле, письма только раскрывают паранойю Поприщина; они изображают одержимость классом и статусом, указывая на то, что он, скорее всего, галлюцинировал их существование. В одном из писем собаки презрительно обсуждают физические качества Поприщина, и он считает, что это дело рук его завистливых сослуживцев. Другое письмо раскрывает увлечение Софи другим мужчиной, который принадлежит к более высокому сословию, чем Поприщин. Даже в фантазиях Поприщина, выраженных в этих выдуманных письмах, его зацикленность на статусе и репутации приводит к откровенной паранойе. Как и его записки, письма собак позволяют Поприщину закрутить фантазии и выразить свою скрытую манию.
Чтобы отвлечься от писем, Поприщин читает в газете статью о том, что «трон Испании вакантен» и что «королева» «взойдёт на престол», если не найдётся наследник. В своём дневнике он начинает зацикливаться на этом положении дел, поскольку у королевства должен быть король. В конце концов, Поприщин настолько одержим тайной пропавшего царя, что начинает утверждать, что он и есть «тот самый царь». Фантазия Поприщина настолько глубока, что он даже представляет себе, что это день в далёком будущем, и датирует свою запись «2000 годом». Записи Поприщина становятся для него способом побега, позволяя ему фантазировать, что он живёт не как жалкий «советник», а как потерянный наследник далёкого трона. Заголовки газет также дают Поприщину возможность вырваться из своей жизни и выразить своё безумие.
После того как Поприщин приходит к выводу, что он и есть потерянный король Испании, он набирается смелости и начинает бунтовать в своей конторе. Фантазия Поприщина не даёт ему работать «три недели», и он возвращается только «в шутку». Когда перед ним «кладут документы», он просто подписывает их «Фердинанд VIII». В этой подписи – что вполне уместно – акте письма – Поприщин наконец-то выражает скрытое чувство превосходства, которое он испытывает по отношению к своим сослуживцам.
В повести Гоголя письмо является жизненно важным для внутренней жизни Поприщина и его единственной истинной формой самовыражения. Записки Поприщина позволяют ему выразить критику и социальные комментарии, которые он не решается произнести вслух. Его записи также позволяют ему создать фантазийную версию самого себя, который может изящно взаимодействовать с начальством и изучать его методы через наблюдение. Хотя эта фантазированная версия Поприщина никогда не воплощается на страницах дневника, он, тем не менее, испытывает чувство уверенности в себе и превосходства, воображая её. Последние записи Поприщина в дневнике позволяют ему осуществить своё самое заветное желание: стать высокородным гражданином, более великим и уважаемым, чем его сверстники. Хотя письма Поприщина в основном фантастичны и носят оттенок безумия, они все же позволяют ему вырваться из своих низменных обстоятельств.
Безумие
В «Записках сумасшедшего» Гоголь описывает, как Аксентий Иванович Поприщин медленно сходит с ума и попадает в сумасшедший дом. Поприщин начинает повествование с относительно обычного человека, но вскоре его безумие проявляется во множестве форм. Например, он верит, что собаки могут говорить на человеческом языке и что они способны писать письма. В конце концов, он страдает манией величия и начинает верить, что он – потерянный король Испании. Гоголь сопоставляет безумие Поприщина, которое является результатом обычных чувств, таких как неполноценность и зависть, с моментами рациональности, иллюстрируя, насколько незаметной может быть грань между безумием и нормальностью.
Гоголь предоставляет читателям различные сцены, которые иллюстрируют здравомыслие Поприщина, подчёркивая его обычное недовольство своей карьерой и положением в жизни. Вначале Поприщин изображён как обычный рабочий, низкий служащий, который мысленно оскорбляет своих коллег и уклоняется от своих обязанностей. Он признается, что не хочет идти «в контору» и считает, что его коллеги «завидуют», потому что он сидит в «директорском кабинете». Внутренний монолог Поприщина мелочен, но банален и не обнаруживает ничего, кроме раздутого чувства собственной важности. На самом деле, комментарии Поприщина часто похожи на безобидные сплетни. Он рассказывает о том, что в «губернском правлении» здания грязные, но рабочие могут снять «дачу» или носить «бобровую шубу». Он признается, что если бы не «благородство работы», он бы давно «бросил» свою работу. Эти наблюдения и опасения, хотя и свидетельствуют о несчастье Поприщина, не говорят о его внутреннем безумии или мании.
Затем Гоголь постепенно вводит сцены, иллюстрирующие безумие Поприщина, сопоставляя их с другими нормальными сценами, чтобы показать, насколько тонкими могут быть эти сдвиги в мировоззрении Поприщина. Когда Поприщин бежит по делам в город, ему кажется, что он слышит, как одна собака по имени Меджи разговаривает с другой собакой, Фиделем. Сначала Поприщин «очень удивляется» тому, что собака говорит на «человеческом языке», но вскоре он теряет чувство удивления. Вместо этого он заявляет, что было «много таких примеров», когда животные говорили на человеческом языке. Эта внезапная смена мнения начинает иллюстрировать, как быстро его мысли переходят от рационального к иррациональному.
Затем Поприщин рассказывает, что он «начал» «слышать и видеть» то, чего «никто» до него не видел. Через несколько дней после того, как он поверил, что слышал, как Меджи и Фидель разговаривали друг с другом, он убеждает себя «завладеть» письмами, которыми «обменялись» собаки. В конце концов, Поприщин получает письма и начинает читать их про себя. Он признает, что в письмах есть «что-то собачье», поскольку в них обсуждаются такие идеи, как еда и ласка. Хотя предпосылка писем явно фантастическая, эти детали придают им ощущение реализма. Способность Поприщина выделять нереальные и правдоподобные детали стирает границу между реальностью и безумием.
Способность Поприщина отличать реальность от фантазии ослабевает по мере развития сюжета. Поприщин читает о «странных делах» в Испании, где «престол вакантен» и ходят слухи, что королева взойдёт на престол, если не найдётся наследник. Поприщин необычайно встревожен этими новостями и записывает в дневнике, что «не может быть», чтобы в Испании «не было короля». Зацикленность Поприщина на социальном статусе и иерархии начинает проявлять манию, которая формирует его мысли.
В конце концов у Поприщина начинается мания величия, он верит, что является потерянным королём Испании; он называет своё королевское альтер-эго Фердинандом VIII. Он одевает себя в изорванные одежды и объявляет о своём королевском статусе своей экономке. Это стремительное падение в безумие приводит к тому, что он теряет работу, и его увозят на «испанскую границу», которая на самом деле является сумасшедшей лечебницей, люди, которых он считает «испанскими депутатами». Поприщин уже не может отделить реальность от фантазии, что свидетельствует о глубине его безумия.
Состояние Поприщина продолжает ухудшаться, но его вера в свой царский статус искажает его рациональность. Когда сотрудники психушки бреют ему голову и капают на неё «холодной водой», он считает себя жертвой необычного народного ритуала, или «придворного этикета». Его письмо, как это ни парадоксально, раскрывает правду о его жалком положении, сохраняя при этом фантазию. Поприщин понимает, что с ним обращаются несправедливо, но его фантазия о царской власти мешает ему осознать, почему с ним плохо обращаются. Поприщин неизбежно не может понять смысл окружающей его обстановки, несмотря на то, что правда об этой обстановке ясна из его письма. В конце концов, он не может понять, что его фантазии ложны, что является признаком его безумия.
В повести Гоголя главный герой Поприщин постепенно теряет понимание реальности. Хотя его комментарии поначалу звучат как жалобы обычного рабочего, в конце концов он рассказывает, что слышит голоса и считает себя царственной особой. Гоголь перечисляет различные сцены с точки зрения Поприщина, которые одновременно реалистичны и фантастичны, чтобы проиллюстрировать, как быстро мысли персонажа могут меняться между нормальностью и безумием.
Изоляция
Аксентий Иванович Поприщин, озлобленный и осуждающий приказчик, недолюбливает многих своих сослуживцев и зацикливается на своём низком социальном статусе. Несмотря на свой многословный и критический внутренний монолог, который он записывает в дневник, внешне Поприщин ведёт себя тихо и сдержанно. Неумение Поприщина общаться со сверстниками и его осуждающая позиция не позволяют ему по-настоящему сблизиться с кем-либо. Эта полная изоляция приводит к быстрому ухудшению его рассудка, и он начинает воображать себя потерянным королём Испании; его воображаемая королевская власть, в свою очередь, помогает ему оправдать своё отделение от других людей. Изоляция в повести Гоголя – это мощная сила, которая, если её не контролировать, может подтолкнуть человека к более глубокому погружению в жизнь разума, как в лучшую, так и в худшую сторону, поощряя создание фантастических миров как средства обретения чувства связи и принадлежности.
Гоголь предоставляет читателям множество примеров пренебрежительного внутреннего комментария Поприщина, подчёркивая его неспособность общаться с сослуживцами или сверстниками. Вначале Поприщин предстаёт перед читателями как канцелярист низшего звена, который презирает своих коллег. Он называет своего начальника участка «проклятым аистом», а казначея – скупым и авторитарным. В комментариях Поприщина нет ни одной положительной мысли в адрес своих коллег, они распространяются и на совершенно незнакомых людей, что говорит о том, что даже отдалённые прохожие не свободны от его осуждающего мировоззрения. Он только пессимистически оценивает канцеляристов в губернском правлении, комментирует их «мерзкую» одежду и то, как они ведут себя «по-хорошему». Встретив на перекрёстке «товарища канцеляриста», он осуждает его за то, что тот «заглядывается» на женщину, намекая на то, что канцелярист – поверхностный флирт. У Поприщина нет и мысли о сочувствии или понимании кого-либо, независимо от его отношения к нему.
Затем Гоголь показывает, как внутренний комментарий Поприщина, язвительный и презрительный, не соответствует его внешнему застенчивому поведению. Когда начальник Поприщина, директор, пытается завести светскую беседу о погоде, Поприщин отвечает коротко и скучно, несмотря на глубокие наблюдения, которые он делает в своём дневнике о характере своего начальника. Он признается, что «несколько раз» пытался завязать разговор с директором, но «язык не слушался» его. Поприщин также не может поделиться своими амурными чувствами с Софи, предметом своей привязанности. Поприщин пишет о своих чувствах поэтическим языком и красноречиво, но когда Софи задаёт ему прямой вопрос, он отвечает только: «Нет, сударыня». Это несоответствие между его личными мыслями и публичными действиями показывает, насколько мало Поприщин открывает другим свою истинную личность; он полностью скрывает свои чувства от мира, раскрывая их только в письмах. Такое несоответствие не позволяет раскрыть настоящий характер Поприщина другим, ещё больше изолируя его.
Поприщин, полностью изолированный от своих сверстников, впоследствии сходит с ума из-за своей зацикленности на социальном статусе; он начинает верить, что является потерянным королём Испании Фердинандом VIII. Отчуждение Поприщина от общества настолько глубоко, что его галлюцинации становятся единственным средством интерпретации окружающего мира. Его помещают в психушку, воображая, что за ним пришли «испанские депутаты». Затем его бьют, но он оправдывает это обращение, представляя, что это «рыцарский обычай». Когда работники психушки сбривают ему волосы и начинают «капать холодной водой» на голову, он считает, что «попал в руки» «инквизиции». Действия персонала ещё больше отчуждают и изолируют Поприщина, заставляя его ошибочно полагать, что он подвергается преследованиям в рамках исторического сюжета.
Такое обращение в конце концов начинает мучить Поприщина. Его изоляция настолько сильна, что он просит вынести его «из этого мира». Он воображает, что видит свою мать, «сидящую» у окна, и восклицает, что там «нет места для него». Фантазия Поприщина о царской крови, которая временно защищала его от осознания своей несчастной судьбы, в конце концов исчезает. В результате Поприщин на мгновение осознает свою полную изоляцию от общества. Краткое признание Поприщина в том, что он абсолютно одинок, становится моментом глубокой самореализации среди его бреда и мании.
В «Записках сумасшедшего» разрыв между внутренними мыслями Поприщина и его внешним поведением изолирует его от других людей. В конце концов, отсутствие связи в сочетании с его зацикленностью на статусе приводит его к безумию. Гоголь подчёркивает, что поначалу безумие защищает Поприщина от осознания своей изоляции. В конце концов, однако, чувство отчуждения Поприщина становится настолько глубоким, что прорывается сквозь его фантазию об ошибочной идентичности. В конце концов он начинает понимать, что для него «нет места» «в мире». Изоляция, мощная сила, довела Поприщина до глубины безумия, но также дала ему момент истинного прояснения его жалкой жизни.
Персонажи
Аксентий Иванович Поприщин
Поприщин, главный герой «Записок сумасшедшего», – чиновник низшего звена с неинтересной карьерой, помешанный на социальном классе и статусе. Он обижается и завидует начальству и пренебрежительно относится к незнакомым людям, которых считает представителями низшего класса, но никогда не высказывает свои едкие мысли вслух. Вместо этого он выражает свои истинные чувства в виде гневных, осуждающих записей в дневнике. Поприщин также влюблён в Софи, дочь своего начальника, но его поэтические мысли и чувства к ней никогда не переходят в реальные разговоры. Неспособность Поприщина по-настоящему общаться с кем-либо в сочетании с его зацикленностью на социальном статусе приводит его в состояние полной изоляции. В конце концов, он теряет рассудок.
На протяжении всей повести Поприщин не может отличить фантазию от реальности: например, он верит, что две собаки разговаривают на человеческом языке, а сам он – давно потерянный король Испании. В конце концов Поприщина помещают в психушку, где он проводит дни в параноидальном состоянии или поглощённый манией величия. В конце концов, Поприщин ненадолго осознает, насколько изолированным он стал, и заканчивает рассказ с осознанием того, что он совершенно один в мире, без каких-либо истинных связей, которые могли бы привязать его к другим людям.
Софи
Софи, женщина из высшего класса, дочь начальника Поприщина и любовный интерес Поприщина. Поприщин влюблён в Софи и часто пишет в своём дневнике поэтические фразы и стихи о её внешности, несмотря на то, что она почти не замечает его и не общается с ним. Она также является владелицей лапчатой собаки Медзи, которая, по мнению Поприщина, пишет письма другой соседской собаке. Некоторые из писем Меджи, которые, вероятно, являются галлюцинациями Поприщина в его безумии, содержат информацию о жизни Софи. Софи влюблена в камер-юнкера, дворянина низкого, но императорского ранга, и Поприщин возмущён, узнав, что она, скорее всего, выйдет за него замуж. Письмо Меджи также указывает на то, что Софи считает Поприщина непривлекательным, что ещё больше разгневало его.
Меджи и Фидель
Меджи и Фидель – две собаки, живущие по соседству с Поприщиным. Меджи – лапчатый пёс Софи, дочери босса Поприщина. Хозяйка Фидель живёт в доме, принадлежащем человеку по фамилии Зверьков, которого Поприщин презирает за то, что у него жильцы из низшего класса. Когда Поприщин встречает Медзи и Фиделя во время поездки в город, он считает, что собаки разговаривают друг с другом на человеческом языке. Меджи и Фидель обсуждают письма, которые они отправили друг другу, и Поприщин заинтригован содержанием этих писем.
В конце концов он отправляется в дома Меджи и Фидель, чтобы украсть письма, в которых рассказывается о жизни хозяев собак. Поприщин не понимает, что то, что Меджи и Фидель говорят человеческими голосами, свидетельствует о серьёзном психическом расстройстве; он убеждён, что это нормально. Поэтому общение Поприщина с Меджи и Фиделем иллюстрирует зарождение его безумия.
Начальник отдела
Начальник отдела – один из руководителей Поприщина. Начальник отдела критикует поведение и профессионализм Поприщина, указывая на отсутствие карьерного роста Поприщина, несмотря на его сорокалетний возраст. Начальника отдела также раздражает увлечение Поприщина дочерью босса, Софи, и он обращает внимание на классовое неравенство между ними.
Критика начальником секции поведения Поприщина – одно из единственных внешних проявлений характера Поприщина. Его описания иллюстрируют профессиональные неудачи Поприщина, указывая на то, что, несмотря на возвышенное мнение Поприщина о себе, на самом деле он непродуктивный и неумелый работник.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Карета» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Вий», краткое содержание
- «Женитьба» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Портрет» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Невский проспект» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Тарас Бульба» краткое содержание
- В омском театре «Галёрка» герои пьесы Гоголя «Женитьба» запели по-испански
Комментирование недоступно Почему?