«Дон Кихот», краткое содержание читать ~10 мин.
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (исп. El ingenioso hidalgo don Quijote de la Mancha) — роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (исп. Miguel de Cervantes Saavedra), первая часть которого опубликована в 1605 году. В качестве литературного приёма Сервантес представляет произведение как перевод рукописи вымышленного мавританского историка Сида Ахмета Бененхали, который якобы описал подлинные приключения Дон Кихота. Повествование ведётся в основном от третьего лица, но рассказчик периодически переходит на первое лицо, комментируя текст или ссылаясь на рукопись Бененхали.
Главный герой, обедневший дворянин Алонсо Кихано, настолько увлекается чтением рыцарских романов, что решает сам стать странствующим рыцарем. Взяв себе имя Дон Кихот, он отправляется в путь вместе с верным оруженосцем, крестьянином Санчо Пансой. Попытки героя воплотить рыцарские идеалы в реальном мире приводят к череде комичных и порой опасных ситуаций.

Роман был написан на закате эпохи рыцарства и стал пародией на популярные в то время рыцарские романы. Сервантес высмеивал их напыщенный стиль, неправдоподобные сюжеты и оторванность от реальности. При этом произведение отражает социальные и культурные реалии Испании Золотого века, показывая контраст между высокими идеалами и прозой жизни.
«Дон Кихот» считается одним из величайших произведений мировой литературы и первым современным романом. Его новаторство заключается в сложной структуре повествования, глубоком психологизме персонажей и сочетании трагического с комическим. Роман оказал огромное влияние на последующее развитие литературы, а образы Дон Кихота и Санчо Пансы стали вечными символами в мировой культуре.
Сюжет
Дон Кихот — идальго, обедневший дворянин средних лет из Ла-Манчи в центральной Испании. Одержимый идеалами, почерпнутыми из рыцарских романов, он решает взять в руки копьё и меч, чтобы защищать беспомощных и сокрушать злодеев. После первой неудачной вылазки он отправляется во второе путешествие с крестьянином по имени Санчо Панса, которого убедил стать своим оруженосцем.
В обмен на службу Санчо Дон Кихот обещает сделать его богатым правителем острова. На своём коне Росинанте, старой кляче, Дон Кихот ищет славы и приключений на дорогах Испании. Он совершает свои подвиги во имя крестьянки Дульсинеи Тобосской, которую в своём воображении он видит прекрасной принцессой.
Во время своих странствий Дон Кихот часто причиняет вред окружающим, нападая на тех, кого он принимает за врагов своего рыцарства или всего мира. Он оставляет мальчика-пастуха на милость жестокого хозяина, поверив клятве последнего не причинять вреда. Он крадёт у цирюльника таз для бритья, приняв его за волшебный шлем Мамбрина.
Санчо следует за Дон Кихотом, часто страдая от последствий безрассудных поступков своего господина. Повествование о деяниях Дон Кихота переплетается с историями людей, которых он встречает. Он присутствует на похоронах студента, умершего от любви к презрительной красавице, ставшей пастушкой. Он освобождает каторжника Хинеса де Пасамонте и невольно способствует воссоединению двух пар влюблённых — Карденио и Лусинды, а также Фернандо и Доротеи.
Путешествуя, простодушный Санчо то подыгрывает фантазиям своего господина, то пытается вернуть его к реальности. Два друга Дон Кихота, священник и цирюльник, отправляются на его поиски, чтобы вернуть домой. Заставив рыцаря поверить, что он заколдован, они привозят его обратно, чем завершается его второе путешествие и первая часть романа.
Вторая часть романа начинается с резких нападок автора на поддельное продолжение «Дон Кихота», опубликованное между выходом первой и второй частей подлинного романа. Куда бы ни направлялись герои, их преследует слава, приобретённая благодаря книгам — как настоящей, так и поддельной.
В начале нового путешествия Санчо обманывает Дон Кихота, уверяя, что злой волшебник превратил Дульсинею в простую крестьянку. Снять эти чары, в существование которых поверил и сам Санчо, становится главной целью Дон Кихота. Вскоре герои встречают герцога и герцогиню, которые, зная о причудах рыцаря, устраивают для него и его оруженосца серию жестоких розыгрышей.
Так, они убеждают Дон Кихота, что чары с Дульсинеи спадут, если Санчо нанесёт себе три тысячи триста ударов плетью. Под присмотром герцогской четы герои переживают несколько приключений, в том числе полёт на деревянном коне, чтобы сразиться с великаном. Во время пребывания у герцога Санчо становится правителем вымышленного острова. Он правит десять дней, пока не получает ранение во время инсценированного нападения. Санчо приходит к выводу, что лучше быть счастливым крестьянином, чем несчастным правителем.
Наконец, Дон Кихот снова отправляется в путь. В Барселоне его побеждает в поединке Рыцарь Белой Луны — на самом деле это переодетый старый знакомый Самсон Карраско. По условиям поединка, побеждённый Дон Кихот должен вернуться домой и на год оставить странствующее рыцарство. Подавленный и измученный, он отказывается от всех рыцарских истин, которым следовал, и умирает от лихорадки. С его смертью странствующие рыцари исчезают навсегда.
Темы
Перспектива и повествование
«Дон Кихот», состоящий из нескольких частей, представляет собой исследование повествовательных возможностей. Первый раздел, описывающий первую вылазку героя, функционирует как пародия на рыцарские романы. Остальная часть первого тома написана в манере исторической хроники, документирующей приключения.
Второй том написан как более традиционный роман, с фокусом на развитии характеров. Сервантес вводит фигуру Сида Ахмета Бененхали, чтобы подкрепить утверждение, что рассказ является подлинной историей. Во второй части автор сам становится персонажем, а герои, зная о книгах, написанных о них, пытаются влиять на содержание будущих изданий.
Эта сложная, самореферентная структура повествования вовлекает читателя в литературную игру. Она стирает границы между вымыслом и реальностью, заставляя усомниться в надёжности рассказчика. Таким образом, форма романа отражает его содержание, создавая вселенную, где Сервантес развлекает и поучает, манипулируя нашими представлениями, чтобы заставить их пересмотреть.
Несовместимые системы ценностей
Дон Кихот пытается стать живым воплощением странствующего рыцаря, заставляя современников признать их неспособность следовать старой системе морали — рыцарскому кодексу. Этот конфликт между старым и новым заходит в тупик: никто не понимает Дон Кихота, а он не понимает никого. Только Санчо, с его житейской мудростью и простыми желаниями, служит посредником между Дон Кихотом и остальным миром.
В первой части романа мы видим тупик, в который зашли Дон Кихот и окружающие. Например, рыцарь не может понять рациональных доводов священника, а его вера в волшебство кажется священнику нелепой. Однако во второй части Сервантес создаёт компромисс между этими, казалось бы, несовместимыми системами ценностей, позволяя воображаемому миру Дон Кихота и реальному миру герцога и герцогини смешаться.
Различие между классом и достоинством
В «Дон Кихоте» Сервантес оспаривает распространённое мнение, что аристократическое происхождение автоматически означает благородство. Контраст между жестокостью герцога и герцогини и искренним состраданием Санчо подчёркивает эту проблему. Несмотря на низкий социальный статус, крестьянин Санчо оказывается мудрым и вдумчивым.
Простые козопасы и пастухи в романе часто предстают философами. Напротив, аристократы, такие как герцог и герцогиня, часто легкомысленны и злы. Подчёркивание этих различий между социальным положением и личными достоинствами было одной из причин, по которой «Дон Кихот» стал революционным произведением для своего времени.
Список персонажей
Дон Кихот
Трагикомический герой романа. Главное стремление Дон Кихота — возродить рыцарство в мире, лишённом рыцарских добродетелей. Он верит только в то, во что хочет верить, и видит мир иначе, чем большинство людей. Честный, гордый и идеалистичный, он хочет спасти мир. Столь же умный, сколь и безумный, Дон Кихот начинает как абсурдная фигура, а заканчивает как вызывающий сочувствие старик, чьи силы и мудрость его подвели.
Временами Дон Кихот кажется здравомыслящим, особенно когда он убедительно рассуждает о литературе, военном деле или управлении. Этот раскол между его безумием и здравомыслием остаётся загадкой на протяжении всего романа. Даже когда он вынужден оставить рыцарство, он делает это в соответствии с рыцарским духом, соблюдая данную им клятву.
Санчо Панса
Крестьянин, которого Дон Кихот берёт в оруженосцы. Жадный, но добрый, верный, но трусливый, Санчо является представителем простого народа. Его крестьянская мудрость, выраженная в пословицах, и самоотверженное поведение оказываются одним из самых проницательных мировоззрений в романе. Он испытывает привязанность к Дон Кихоту, но со временем становится увереннее в себе и к концу романа даёт советы своему господину.
Санчо служит полной противоположностью своему господину. Если Дон Кихот излишне серьёзен, то Санчо обладает живым чувством юмора. Если Дон Кихот предан выдуманной даме, то Санчо искренне любит свою жену Тересу. Живя одновременно в мире фантазий Дон Кихота и в реальном мире, Санчо способен занять собственную нишу между ними. Он воплощает в себе черты как ушедшей рыцарской эпохи, так и своей современности.
Росинант
Конь Дон Кихота, старая кляча. Росинант медлителен, но предан своему хозяину и так же измотан, как и он.
Осёл Санчо
Верный спутник Санчо Пансы. Исчезновение и повторное появление осла в первой части — предмет многочисленных споров как в самом повествовании, так и в литературной критике.
Сид Ахмет Бененхали
Вымышленный мавританский историк, с рукописей которого Сервантес якобы переводит роман. Сервантес использует эту фигуру, чтобы комментировать идеи авторства и литературы, а также критиковать историков, которые приукрашивают события.
Дульсинея Тобосская
Незримая сила, движущая всеми приключениями Дон Кихота. Дульсинея, крестьянка, которую Дон Кихот вообразил своей возлюбленной, не знает о его рыцарской преданности. Она постоянно упоминается, но никогда не появляется в романе.
Сервантес
Предполагаемый переводчик романа Бененхали, который в ключевые моменты высказывает своё мнение. Сервантес намеренно создаёт впечатление, что не он придумал Дон Кихота. Как и Бененхали, Сервантес не присутствует в тексте физически, но является его персонажем.
Герцог и герцогиня
Жестокие и высокомерные аристократы, зачинщики розыгрышей, которые занимают Дон Кихота на протяжении большей части второго тома. Скучающие и надменные, они лишь притворяются, что интересуются героями, а на самом деле потешаются над ними.
Альтисидора
Насмешливая служанка герцогини. Альтисидора притворяется, что любит Дон Кихота, высмеивая его представления о романтической любви.
Самсон Карраско
Студент из деревни Дон Кихота. Сначала Самсон насмехается над Дон Кихотом, но, проиграв ему в поединке, решает отомстить. Самоуверенный и прямолинейный, Самсон не понимает игровой природы безумия Дон Кихота.
Священник
Друг Дон Кихота. Священник не одобряет рыцарские романы, которые, по его мнению, плохо влияют на людей. Тем не менее, ему нравятся эти истории, и он не может заставить себя уничтожить их все.
Цирюльник
Друг Дон Кихота, который признаёт его безумие, но вмешивается в основном для того, чтобы помочь священнику в его планах.
Тереса Панса
Жена Санчо. Тереса часто говорит пословицами, проявляя житейскую мудрость. Она мирится с приключениями мужа и поддерживает его.
Карденио
Молодой дворянин, доведённый до безумия предательством друга Фернандо и неверностью возлюбленной Лусинды. Карденио — воплощение романтического страдающего влюблённого.
Лусинда
Возлюбленная Карденио. Тихая и прекрасная, Лусинда — образец придворной дамы, покорной воле родителей.
Фернандо
Высокомерный молодой герцог, который похищает Лусинду у Карденио и обманывает Доротею.
Доротея
Преданная возлюбленная Фернандо. Доротея нарушает обычаи, чтобы выследить Фернандо, который обесчестил её, но отказался жениться. Умная и настойчивая, Доротея не является типичной покорной героиней своего времени.
Графиня Трифальди
Вымышленная дама, попавшая в беду, роль которой исполняет управляющий герцога. Её история побуждает Дон Кихота и Санчо отправиться в полёт на деревянном коне.
Хинес де Пасамонте
Неблагодарный каторжник, которого освобождает Дон Кихот. Хинес в основном служит для комического эффекта, но его оправдания собственных преступлений заставляют задуматься и о поступках Дон Кихота.
Роке Гинарт
Благородный разбойник. Роке верит в справедливость и щедрость, но при этом жесток со своими людьми.
- Многоязычный «Дон Кихот» как средство объединения людей разных национальностей
- «Дон Кихот» в Мариинском театре от французского режиссёра Янниса Коккоса
- Писатель Хуан Гойтисоло удостоен премии Сервантеса
- В Институте Сервантеса состоялась премьера фильма «Заговор сумасшедших» Альгиса Арлаускаса
- «Emplumada» Лорны Ди Сервантес
- «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?