«Джейн Эйр», краткое содержание читать ~22 мин.
Роман «Джейн Эйр» (Jane Eyre) был написан Шарлоттой Бронте (Charlotte Brontë) и опубликован в Лондоне в 1847 году. Первоначально книга вышла под мужским псевдонимом Каррер Белл (Currer Bell). Это произведение сочетает в себе черты трёх жанров: готического романа, использующего таинственные и сверхъестественные элементы; любовного романа, который подчёркивает страсть и идею о предназначенных друг для друга влюблённых; и романа воспитания (Bildungsroman), повествующего о духовном и личностном росте героини.

«Джейн Эйр» стал революционным для своего времени благодаря глубокому исследованию внутреннего мира женщины. В отличие от многих предшественников, роман сосредоточен не столько на внешних событиях, сколько на психологическом и нравственном развитии главной героини. Бронте создала сложный и независимый женский образ, который активно борется за свою самостоятельность и счастье, что сделало роман важной вехой в истории литературы и феминистской мысли.
Повествование ведётся от первого лица, с точки зрения главной героини. Джейн описывает события двояко: иногда она передаёт свои переживания в тот самый момент, а иногда — даёт им оценку с высоты прожитых лет, осмысливая произошедшее ретроспективно.
За время повествования Джейн получает два предложения руки и сердца. Второе исходит от её кузена, Сент-Джона Риверса, который предлагает ей стать его женой и отправиться с ним в Индию в качестве миссионера. Джейн обдумывает это предложение, хотя и понимает, что брак с Сент-Джоном будет означать смерть её эмоциональной жизни. Она уже готова согласиться, когда сверхъестественным образом слышит голос Рочестера, зовущий её по имени. Джейн осознаёт, что должна вернуться к нему, сохранив при этом достоинство и доказав себе, что не является рабыней страсти.
Она возвращается в Торнфилд и обнаруживает, что поместье сгорело дотла. Джейн узнаёт, что пожар устроила Берта Мейсон, которая погибла в огне. Рочестер, потерявший зрение и руку при спасении слуг, теперь живёт в уединённом доме в Ферндине. Джейн находит его, и их отношения возобновляются. Вскоре они женятся, и Джейн подчёркивает, что в её браке царит полное равенство.
Джейн сталкивается с силами, которые угрожают её свободе, целостности и счастью. Эти силы олицетворяют такие персонажи, как тётя Рид, мистер Броклхерст и Сент-Джон Риверс, призывающий к крайнему аскетизму. Мистер Рочестер также становится испытанием, когда склоняет Джейн пренебречь совестью и отдаться страсти. Эти трое мужчин воплощают идею деспотичного патриархата. Бланш Энгрэм, стоящая на пути отношений Джейн с Рочестером, символизирует жёсткую классовую систему — ещё одну преграду для героини.
Основные случаи предзнаменования в романе связаны с наследством, которое Джейн в итоге получит от своего дяди, Джона Эйра. Ещё в детстве Джейн упоминает в разговоре с мистером Ллойдом, что тётя говорила о неких «бедных, низких родственниках по фамилии Эйр». Позже, навещая Джейн в Ловуде, Бесси рассказывает, что семь лет назад в Гейтсхед приезжал её дядя по отцовской линии в её поисках. У него не было времени заехать в Ловуд, и он отправился на Мадейру (португальский архипелаг к западу от Марокко) в поисках богатства.
Предзнаменование вновь появляется, когда Джейн приезжает к умирающей тёте Рид. Она узнаёт, что три года назад дядя написал тёте письмо, в котором сообщал о своём успехе и желании удочерить Джейн, сделав её своей наследницей. Тётя из злости проигнорировала это письмо. Ещё один яркий пример предзнаменования — каштан, под которым Рочестер делает Джейн предложение. Перед их уходом дерево «скрипело и стонало», а ночью раскололось надвое, предвещая грядущие трудности в отношениях героев.
Сюжет
Джейн Эйр — юная сирота, воспитываемая миссис Рид, её жестокой и богатой тётей. Единственной, кто проявляет к девочке доброту, оказывается служанка Бесси, которая рассказывает ей сказки и поёт песни. Однажды в наказание за драку с кузеном Джоном Ридом тётя запирает Джейн в «красной комнате», где умер её дядя. Полагая, что видит призрак, Джейн кричит и теряет сознание. Очнувшись, она оказывается под присмотром Бесси и доброго аптекаря мистера Ллойда, который предлагает отправить Джейн в школу. К радости девочки, миссис Рид соглашается.
В школе Ловуд жизнь Джейн далека от идиллии. Директор, мистер Броклхерст, — жестокий и лицемерный человек. Он проповедует ученицам бедность и лишения, в то время как средства школы использует для роскошной жизни своей семьи. В Ловуде Джейн заводит дружбу с Хелен Бёрнс, чьё стоическое отношение к трудностям одновременно и восхищает, и непонятно Джейн.
В Ловуде вспыхивает эпидемия тифа, и Хелен умирает от чахотки. Трагедия привлекает внимание к ужасным условиям в школе, что приводит к отстранению мистера Броклхерста. После того как управление переходит к более сочувствующим людям, жизнь Джейн улучшается. Она проводит в Ловуде ещё восемь лет: шесть как ученица и два как учительница.
Проработав два года учительницей, Джейн жаждет новых впечатлений. Она принимает предложение стать гувернанткой в поместье Торнфилд, где её ученицей становится живая французская девочка по имени Адель. Поместьем управляет экономка миссис Фэрфакс. Работодателем Джейн оказывается угрюмый и вспыльчивый мистер Рочестер, в которого она тайно влюбляется. Однажды ночью она спасает его от пожара, который, по словам Рочестера, устроила служанка Грейс Пул. Однако Грейс остаётся работать в поместье, и Джейн понимает, что ей рассказали не всю правду.
Джейн впадает в уныние, когда Рочестер привозит в дом красивую, но высокомерную Бланш Энгрэм, ожидая, что он сделает предложение ей. Однако Рочестер неожиданно предлагает руку и сердце Джейн, и она с недоверием соглашается.
В день свадьбы, у алтаря, раздаётся возглас мистера Мейсона, который заявляет, что у Рочестера уже есть жена. Мейсон представляется братом этой женщины — Берты, на которой Рочестер женился на Ямайке. Рочестер не отрицает этого и объясняет, что Берта сошла с ума. Он отвозит всех обратно в Торнфилд, где они видят обезумевшую женщину, которая передвигается на четвереньках и рычит, как животное. Рочестер всё это время прятал Берту на третьем этаже под присмотром Грейс Пул. Именно Берта была причиной таинственного пожара. Понимая, что не может быть с Рочестером, Джейн бежит из Торнфилда.
Оставшись без денег и еды, Джейн вынуждена просить милостыню и спать под открытым небом. В конце концов её принимают в доме, известном как Марш-Энд или Мур-Хаус, трое родных братьев и сестёр: Мэри, Диана и Сент-Джон (произносится как «Синджин») Риверс. Сент-Джон, будучи священником, находит для Джейн работу учительницы в благотворительной школе. Однажды он сообщает ей, что её дядя, Джон Эйр, умер и оставил ей состояние в 20 000 фунтов. Выясняется, что Джон Эйр был дядей и для Риверсов, а значит, они — двоюродные родственники Джейн. Она решает разделить наследство поровну между ними.
Сент-Джон собирается отправиться в Индию как миссионер и просит Джейн поехать с ним в качестве жены. Она соглашается на поездку, но отказывается от брака, так как не любит его. Под его давлением она почти сдаётся, но однажды ночью слышит голос Рочестера, зовущий её по имени. Джейн понимает, что не может отказаться от своей настоящей любви. Она спешит обратно в Торнфилд и обнаруживает, что поместье сожгла дотла Берта Мейсон, погибшая в огне. Рочестер, спасая слуг, потерял зрение и руку. Джейн находит его в новом жилище, Ферндине.
В Ферндине Рочестер и Джейн воссоединяются и вскоре женятся. В конце своего рассказа Джейн пишет, что уже десять лет счастлива в браке, в котором царит полное равенство. Она добавляет, что через два года к Рочестеру частично вернулось зрение, и он смог увидеть их первенца.
В основе романа «Джейн Эйр» лежит стремление героини обрести дом и чувство принадлежности. Сюжет делится на пять этапов: детство в Гейтсхеде, учёба в Ловуде, работа в Торнфилде, пребывание в Мур-Хаусе и воссоединение с Рочестером в Ферндине. На протяжении всего романа Джейн пытается найти свой дом, но каждый раз оказывается изгнанной либо из-за социальных условностей, либо из-за своего нежелания предавать себя.
Этот конфликт зарождается ещё в детстве, во время ссоры с Джоном Ридом и последующего наказания в красной комнате. Этот эпизод показывает, как сиротство делает Джейн зависимой от тех, кто обладает властью, но не даёт ей ни любви, ни достоинства. Она не может найти дом в Гейтсхеде из-за холодности Ридов. Инцидент в красной комнате также выявляет вспыльчивость и упрямство Джейн, которые могут стать препятствием на пути к счастью, но в то же время являются источником внутренней силы.
Когда миссис Рид отправляет Джейн в Ловуд, её предвзятое мнение о девочке следует за ней через жестокое учение Броклхерста. К счастью, Джейн встречает мисс Темпл и Хелен, которые учат её христианским ценностям и помогают умерить её гнев. Благодаря мисс Темпл Джейн удаётся оправдать себя, что даёт ей веру в справедливость. Эти факторы, а также отъезд Броклхерста, позволяют Ловуду на время стать для неё домом. Однако после ухода мисс Темпл Джейн понимает, что не может зависеть от одного человека. Не имея финансовой независимости, она вынуждена стать гувернанткой.
Пребывание в Торнфилде пробуждает в Джейн сильную страсть, на этот раз в форме романтической любви. Однако моменты, проведённые с Рочестером, полны дурных предзнаменований — от выходок Берты до расколовшегося каштана. Эти пугающие знаки создают ощущение тревоги вокруг их отношений. Тем не менее, Джейн считает Рочестера своим домом, потому что он ценит и её нравственность, и её страстность.
После того как Ричард Мейсон срывает свадьбу, Джейн уходит сама, опасаясь поддаться искушению стать любовницей Рочестера. В этот момент он имеет над ней и финансовую, и эмоциональную власть, и Джейн должна уйти, чтобы восстановить контроль над собой. Её спасение семьёй Риверс даёт ей возможность переосмыслить свою жизнь.
Полученное наследство обеспечивает Джейн финансовую независимость и позволяет создать дом вместе с Риверсами. Однако Сент-Джон нарушает её счастье своим предложением, требуя полного отказа от страстной натуры во имя долга. Напряжение достигает кульминации, когда Джейн является видение Рочестера, и она окончательно отвергает Сент-Джона. Она решает, что не может жить без человека, который пробуждает в ней страсть. Когда она находит Рочестера в Ферндине, читатель видит, что тот пытался взять на себя ответственность за свой брак, спасая Берту из огня.
Ослепший Рочестер теперь зависит от Джейн, что означает, что она больше не находится в подчинённом положении. Её брак с ним становится осознанным выбором дома, где есть и любовь, и мораль, и где она полностью принадлежит самой себе.
Темы
Любовь и независимость
«Джейн Эйр» — это история о поиске любви и чувства собственной значимости. Джейн ищет не только романтической привязанности, но и ощущения принадлежности. Так, она говорит Хелен Бёрнс: “Чтобы добиться настоящей привязанности от вас, или мисс Темпл, или любого другого, кого я действительно люблю, я охотно согласилась бы на то, чтобы мне сломали руку, или позволили быку бросить меня, или встать позади брыкающейся лошади и позволить ей ударить меня копытом в грудь” (глава 8). На протяжении всей книги Джейн учится добиваться любви, не жертвуя собой.
Её страх потерять автономию побуждает её отказаться от предложения Рочестера. Джейн считает, что «выйти замуж» за Рочестера, пока он юридически связан с Бертой, означало бы стать его любовницей и пожертвовать своей целостностью. С другой стороны, жизнь в Мур-Хаусе предлагает ей противоположное испытание. Там она обретает финансовую независимость и занимается полезным трудом, но ей не хватает эмоциональной поддержки. Хотя Сент-Джон предлагает ей брак, основанный на общей цели, Джейн понимает, что он будет без любви.
Тем не менее, пребывание в Мур-Хаусе становится необходимым испытанием для её самостоятельности. Только доказав себе свою независимость, она может выйти замуж за Рочестера как равная, а не как зависимая от своего «хозяина». Их брак становится союзом равных. Как говорит Джейн: “Я — жизнь моего мужа так же полно, как он — моя… Быть вместе для нас значит быть одновременно и свободными, как в одиночестве, и счастливыми, как в компании… Мы точно подходим друг другу по характеру — идеальное согласие является результатом”.
Религия
На протяжении всего романа Джейн пытается найти баланс между моральным долгом и земными удовольствиями. Она сталкивается с тремя основными религиозными фигурами: мистером Броклхерстом, Хелен Бёрнс и Сент-Джоном Риверсом. Каждый из них представляет модель религии, которую Джейн в конечном итоге отвергает, формируя собственное представление о вере и принципах.
Мистер Броклхерст иллюстрирует лицемерие, которое Шарлотта Бронте видела в евангелическом движении XIX века. Он заявляет, что очищает учениц от гордыни, но его методы, такие как унижения и лишения, являются нехристианскими. Его показная набожность и роскошный образ жизни за счёт школы демонстрируют критическое отношение Бронте к подобной религиозности. С другой стороны, кроткое христианство Хелен Бёрнс слишком пассивно для Джейн, хотя она и восхищается подругой.
Сент-Джон Риверс представляет другую модель христианства — амбициозного и требующего полного самопожертвования. Он призывает Джейн отказаться от своих чувств ради исполнения морального долга, предлагая ей жизнь, которая потребовала бы от неё быть неверной самой себе.
Хотя Джейн отвергает все три модели, она не отказывается от морали, духовности и веры. Когда её свадьба срывается, она молит Бога об утешении. Оказавшись на грани гибели, она вверяет свою судьбу в Его руки. Она решительно отвергает безнравственное предложение Рочестера и благодарит Бога за то, что он помог ей избежать греха. В итоге Джейн находит свою середину: для неё религия помогает обуздать страсти, но также вдохновляет на мирские свершения, включая самопознание и веру в Бога.
Социальный класс
«Джейн Эйр» критикует строгую социальную иерархию викторианской Англии. Наиболее ярко эта тема раскрывается через положение гувернантки. Как и Джейн, гувернантки занимали неоднозначное место в обществе, что создавало напряжение. Их манеры и образование соответствовали аристократическим, ведь они должны были обучать детей «культуре» высшего света. Однако, будучи наёмными работницами, их часто приравнивали к слугам. Это двойственное положение — между семьёй и прислугой, не принадлежа ни к одному из миров, — делало их социальными изгнанницами.
Осознание Джейн этой двойственности обостряется, когда она влюбляется в Рочестера. Она чувствует себя его интеллектуальной, но не социальной ровней. Даже до раскрытия тайны Берты Мейсон Джейн сомневается, стоит ли ей выходить замуж за Рочестера, опасаясь, что всегда будет чувствовать себя обязанной ему за «снисхождение». Это внутреннее смятение героини отражает критику Бронте классовых предрассудков того времени.
Джейн открыто выступает против классовых барьеров. В главе 23 она укоряет Рочестера: “Вы думаете, раз я бедная, незаметная, простая и маленькая, то я бездушная и бессердечная? Вы ошибаетесь! У меня столько же души, сколько у вас, и столько же сердца! И если бы Бог одарил меня красотой и богатством, я бы сделала так, чтобы вам было так же трудно оставить меня, как мне сейчас трудно оставить вас”. Однако стоит отметить, что роман не нарушает социальных границ полностью. В конечном счёте, Джейн может выйти замуж за Рочестера как равная лишь после того, как получает наследство от своего дяди.
Гендерные отношения
Джейн постоянно борется за равенство и преодоление угнетения. Кроме классовой иерархии, ей приходится противостоять патриархальному доминированию. Три центральные мужские фигуры — мистер Броклхерст, Эдвард Рочестер и Сент-Джон Риверс — в той или иной степени пытаются подчинить её своей воле, удерживая в покорном положении.
В своём стремлении к независимости Джейн должна сбежать от Броклхерста, отвергнуть Сент-Джона и вернуться к Рочестеру только тогда, когда их брак станет союзом равных. Это условие выполняется после того, как она обретает финансовую и личную независимость. В конце романа Рочестер, ослепший и ослабевший, зависит от Джейн, которая становится его «опорой и проводником». Динамика власти смещается в её пользу.
В главе 12 Джейн высказывает радикальную для своего времени феминистскую идею: “Принято считать, что женщины в целом очень спокойны, но женщины чувствуют то же, что и мужчины. Им так же, как и их братьям, необходимо применять свои способности и иметь поле для своих усилий. Они страдают от слишком строгих ограничений, от слишком полного застоя точно так же, как страдали бы мужчины. И это ограниченность их более привилегированных собратьев — говорить, что они должны заниматься лишь приготовлением пудингов и вязанием чулок, игрой на пианино и вышиванием кошельков. Неразумно осуждать их или смеяться над ними, если они стремятся делать больше или учиться большему, чем того требует обычай для их пола.”
Дом и принадлежность
На протяжении всего романа Джейн определяет дом как место, где она чувствует свою принадлежность и может быть полезной. В детстве она подчёркивает, что Гейтсхед — не её дом, потому что она не имеет на него права. Она называет себя «раздором» и «бесполезной», поскольку её темперамент не соответствует укладу семьи Рид, а отсутствие любви усугубляет её отчуждение.
В Ловуде Джейн чувствует себя как дома благодаря мисс Темпл. После её отъезда Джейн понимает, что одной лишь пользы недостаточно, и уезжает в поисках нового места. В Торнфилде она обретает глубокую эмоциональную связь с Рочестером и называет его своим «единственным домом». Однако она покидает его, так как жизнь с ним в грехе сделала бы её морально бесполезной. К концу романа, вернувшись к Рочестеру, она наконец находит истинный дом, где может быть полезна и любима, особенно потому, что он теперь зависит от неё.
Тревога и неуверенность
Бронте использует готические образы, чтобы подчеркнуть тревогу и неопределённость положения Джейн в мире. Эти элементы, заимствованные из традиции готического романа (например, произведений Энн Радклифф), служат для выражения скрытых психологических состояний. Первая встреча с готикой — ужасающая «красная комната». Призрак дяди Рида, возможно, и не является реальным, но его образ преследует Джейн как напоминание о невыполненном обещании дать ей дом и любовь.
Расколовшийся каштан предвещает беду, словно сама природа возражает против их союза. Многие исследователи считают Берту готическим двойником Джейн — физическим воплощением её подавленных страстей и гнева. Эта связь подчёркивает беспокойство героини по поводу предстоящего брака и её неоднозначного социального положения. Нависающее присутствие Берты выражает глубинные страхи Джейн.
Список персонажей
Джейн Эйр
Главная героиня и рассказчица, умная, честная и внешне простая девушка, вынужденная бороться с угнетением и неравенством. Несмотря на все трудности, Джейн сохраняет верность своим принципам справедливости и человеческого достоинства. Она ценит интеллектуальную и эмоциональную самореализацию, а её вера в гендерное и социальное равенство бросает вызов предрассудкам викторианской эпохи.
Духовное развитие Джейн Эйр занимает центральное место в романе. С самого начала она обладает чувством собственного достоинства, приверженностью справедливости и страстным нравом. Её честность постоянно подвергается испытаниям, и Джейн должна научиться находить баланс между противоречивыми сторонами своей натуры, чтобы обрести счастье.
Будучи сиротой, Джейн с детства чувствует себя изгнанницей. Жестокое обращение со стороны тёти Рид усугубляет её отчуждение. Всю жизнь она ищет «родственные души» и чувство принадлежности. Это желание уравновешивается её не менее сильной потребностью в свободе и независимости.
Джейн борется за то, чтобы понять, какой именно свободы она хочет. Рочестер предлагает ей освободить свои страсти, но Джейн понимает, что это может привести к порабощению — став его любовницей, она пожертвует своим достоинством. Сент-Джон предлагает другой вид свободы — служение своим принципам, но это потребует подавления её истинных чувств. В образе Джейн Эйр Шарлотта Бронте, возможно, отразила собственные поиски баланса между любовью и свободой.
Эдвард Рочестер
Хозяин Торнфилда и работодатель Джейн, богатый и страстный человек с тёмной тайной. Рочестер ведёт себя нетрадиционно, пренебрегая приличиями и социальными условностями ради откровенного общения с Джейн. Он импульсивен и провёл большую часть жизни в скитаниях по Европе, пытаясь избежать последствий своей юношеской неосмотрительности. Его страдания, вызванные ранним браком с Бертой, вызывают сочувствие.
Несмотря на суровые манеры и не самую привлекательную внешность, Рочестер завоёвывает сердце Джейн, потому что она видит в нём родственную душу. Он первый, кто предлагает ей настоящую любовь и дом. Хотя Рочестер выше Джейн по социальному положению, она равна ему интеллектуально. После того как их брак срывается, Джейн оказывается и морально выше него.
Рочестер сожалеет о своём распутном прошлом, но он слабее Джейн. Она понимает, что жизнь с ним в качестве любовницы приведёт к потере её достоинства. Джейн вступает в брак с Рочестером только после того, как обретает собственное состояние и семью. В конце романа, когда Рочестер ослабевает, а Джейн становится сильнее, их союз достигает истинного равенства, а возможно, даже смещает баланс в её пользу.
Сент-Джон Риверс
Священник, который вместе со своими сёстрами, Мэри и Дианой, приютил Джейн после её побега из Торнфилда. Сент-Джон (произносится как «Синджин») холоден, сдержан и полностью отстранён от своих чувств. Он предан исключительно своим амбициям и служит контрастным персонажем (foil) для страстного Эдварда Рочестера.
Миссис Рид
Жестокая тётя Джейн, которая воспитывала её в Гейтсхед-Холле. Даже на смертном одре она продолжает таить обиду на племянницу, потому что её муж всегда любил Джейн больше, чем собственных детей.
Бесси Ли
Служанка в Гейтсхеде, единственный человек в детстве Джейн, который относился к ней по-доброму, рассказывал ей истории и пел песни. Позже выходит замуж за Роберта Ливена, кучера семьи Рид.
Мистер Ллойд
Аптекарь семьи Рид, который предложил отправить Джейн в школу. Он всегда был добр к Джейн и позже написал письмо мисс Темпл, подтвердив правдивость её рассказа о детстве и сняв с неё обвинения во лжи.
Джорджиана Рид
Кузина Джейн, красивая и эгоистичная дочь миссис Рид. В детстве жестоко обращалась с Джейн, но позже стала доверять ей. После смерти матери выходит замуж за богатого человека.
Элиза Рид
Вторая дочь миссис Рид, сестра Джорджианы. Не обладая красотой сестры, Элиза решительно посвящает себя религии и в конце концов уходит в монастырь во Франции, где становится настоятельницей.
Джон Рид
Двоюродный брат Джейн, который в детстве жестоко издевался над ней. Повзрослев, он пристрастился к пьянству и азартным играм. Покончил с собой после того, как мать отказалась платить по его долгам.
Хелен Бёрнс
Близкая подруга Джейн в Ловудской школе. Она с пассивным достоинством переносит все тяготы, что непонятно Джейн. Хелен умирает от чахотки на руках у подруги.
Мистер Броклхерст
Жестокий и лицемерный управляющий Ловудской школы. Он проповедует лишения, в то время как сам присваивает средства школы для поддержания роскошного образа жизни. Его действия вскрываются после эпидемии тифа, и он подвергается публичному осуждению.
Мария Темпл
Добрая учительница в Ловуде, которая относится к Джейн и Хелен с уважением и состраданием. Она становится для Джейн одним из первых положительных примеров для подражания и помогает ей оправдаться перед школой.
Мисс Скэтчерд
Жестокая учительница в Ловуде, которая особенно сурово обращается с Хелен.
Элис Фэрфакс
Экономка в Торнфилд-Холле. Она первая сообщает Джейн, что таинственный смех в коридорах принадлежит Грейс Пул, что является ложью для сокрытия правды о Берте.
Берта Мейсон
Тайная жена Рочестера. В прошлом красивая и богатая креолка, она стала безумной и агрессивной. Берта живёт взаперти на третьем этаже Торнфилда под присмотром Грейс Пул. В конце романа она поджигает поместье и погибает в огне.
Грейс Пул
Надзирательница Берты Мейсон. Её небрежность из-за пьянства позволяет Берте иногда сбегать. Поначалу все странные происшествия в доме приписывают именно ей.
Адель Варенс
Воспитанница Джейн в Торнфилде, живой, хотя и немного избалованный ребёнок из Франции. Рочестер забрал её после того, как её мать, Селин, бросила её. Он не считает себя отцом Адели.
Селин Варенс
Танцовщица из французской оперы и бывшая любовница Рочестера. Он разорвал с ней отношения, узнав, что она ему неверна и интересуется только его деньгами. Когда Селин бросила свою дочь Адель, Рочестер забрал девочку в Англию.
Софи
Французская няня Адели в Торнфилде.
Ричард Мейсон
Брат Берты. Во время визита в Торнфилд он был ранен своей безумной сестрой. Узнав о намерении Рочестера жениться на Джейн, Мейсон вместе с адвокатом Бриггсом срывает свадьбу.
Мистер Бриггс
Адвокат Джона Эйра. Он помогает Ричарду Мейсону помешать свадьбе Джейн и Рочестера. После смерти Джона Эйра он разыскивает Джейн, чтобы передать ей наследство.
Бланш Энгрэм
Красивая светская львица, которая презирает Джейн и надеется выйти замуж за Рочестера ради его состояния.
Диана Риверс
Кузина Джейн, сестра Сент-Джона и Мэри. Умная и добрая, она убеждает Джейн не ехать в Индию с Сент-Джоном. Диана служит для Джейн примером интеллектуально одарённой и независимой женщины.
Мэри Риверс
Кузина Джейн, сестра Сент-Джона и Дианы. Добрая и умная девушка, вынужденная работать гувернанткой после того, как её отец потерял состояние. Как и её сестра, она является для Джейн примером независимой женщины.
Розамонд Оливер
Прекрасная дочь самого богатого жителя Мортона. Она финансирует школу, где работает Джейн. Хотя она влюблена в Сент-Джона, она обручается с богатым мистером Грэнби.
Джон Эйр
Дядя Джейн, который оставляет ей своё огромное состояние в 20 000 фунтов.
Дядя Рид
Покойный муж миссис Рид и брат матери Джейн. В детстве Джейн верит, что чувствует его призрачное присутствие. Он любил Джейн и взял с жены обещание воспитывать её как собственного ребёнка, которое миссис Рид не сдержала.
Комментирование недоступно Почему?