«Отверженные» Виктора Гюго, краткое содержание читать ~16 мин.
Французский писатель Виктор Гюго (Victor Hugo) работал над историческим романом «Отверженные» (Les Misérables) на протяжении почти двух десятилетий, с 1845 по 1862 год. Произведение, ставшее одним из величайших романов XIX века, было впервые опубликовано в 1862 году и сразу вызвало широкий общественный резонанс. Гюго задумывал роман как социальную фреску, отражающую жизнь различных слоёв французского общества.
Роман Виктора Гюго «Отверженные» повествует о жизни Жана Вальжана, осуждённого на каторгу за кражу хлеба. После освобождения встреча с великодушным епископом полностью меняет его мировоззрение. Взяв новое имя, Вальжан становится преуспевающим промышленником и мэром. Однако его постоянно преследует инспектор Жавер, а судьба сводит его с несчастной Фантиной, её дочерью Козеттой и парижскими студентами-революционерами.
Сюжет
Жан Вальжан, отбыв девятнадцатилетнее заключение за кражу хлеба и многократные попытки побега, выходит на свободу. В городе Динь его, как бывшего каторжника, повсюду отвергают. В отчаянии он стучится в дом местного епископа, монсеньора Мириэля. Священник проявляет к Вальжану милосердие, но тот в ответ крадёт его столовое серебро.

Когда полиция задерживает Вальжана с похищенным, Мириэль спасает его, уверяя, что серебро было подарком. Епископ отпускает Вальжана, взяв с него обещание посвятить жизнь добру. Стремясь сдержать слово, Вальжан меняет имя и переезжает в Монтрёй-сюр-Мер. Там, под именем Мадлен, он внедряет новую технологию производства, что обеспечивает городу процветание. Со временем его избирают мэром.
Тем временем молодая женщина Фантина из Монтрёя влюбляется в Париже в богатого студента Феликса Толомиеса. Он бросает её, когда она беременеет. Фантина решает вернуться в родной город с дочерью Козеттой. По пути она осознаёт, что не сможет найти работу с внебрачным ребёнком. В Монфермее она встречает трактирщиков Тенардье и оставляет им Козетту на попечение, обязуясь ежемесячно высылать деньги на её содержание.
В Монтрёй-сюр-Мер Фантина устраивается на фабрику мэра Мадлена. Вскоре её тайна раскрывается, и женщину увольняют. Тенардье требуют всё больше денег, и, чтобы платить им, Фантина вынуждена продавать свои волосы, зубы, а затем и себя. Однажды ночью инспектор полиции Жавер арестовывает её. От тюрьмы Фантину спасает вмешательство мэра Мадлена.
Тяжело больная Фантина мечтает увидеть дочь, и Мадлен обещает привезти её. Но прежде он сталкивается с Жавером, который подозревает в нём беглого каторжника. Инспектор сообщает, что настоящий Жан Вальжан якобы пойман. Не в силах допустить осуждения невиновного, Мадлен раскрывает свою личность. Жавер приходит арестовать его прямо у постели Фантины, и женщина умирает от потрясения.
Спустя годы Вальжан снова бежит с каторги и отправляется в Монфермей. Он выкупает Козетту у жестоких Тенардье, которые превратили девочку в служанку, балуя при этом собственных дочерей, Эпонину и Азельму. Вальжан и Козетта перебираются в Париж и селятся в убогом квартале. Вскоре Жавер находит их, и им приходится спасаться бегством. Они находят приют в монастыре, где Козетта начинает учиться, а Вальжан становится садовником.
Мариус Понмерси воспитывается в доме своего богатого деда-роялиста, господина Жильнормана. Из-за политических разногласий Мариус почти не знает своего отца, Жоржа Понмерси — полковника наполеоновской армии. После смерти отца юноша узнаёт о нём больше и проникается его республиканскими идеалами.
В порыве юношеского максимализма Мариус покидает дом деда и начинает жить самостоятельно, изучая право. Он сближается с кружком студентов-республиканцев «Друзья азбуки», чей лидер — харизматичный Энжольрас. Однажды в Люксембургском саду Мариус встречает Козетту и влюбляется. Чрезмерно опекающий приёмную дочь Вальжан старается помешать их встречам. Судьба вновь сводит героев, когда Вальжан с благотворительным визитом приходит к соседям Мариуса, семье Жондретт.
Под фамилией Жондретт скрываются Тенардье, разорившиеся и перебравшиеся в Париж. Тенардье планирует ограбить и убить своего благодетеля, когда тот вернётся. Мариус подслушивает их разговор и сообщает в полицию. Инспектором, ведущим дело, оказывается Жавер. Засаду срывают, Тенардье арестован, но Вальжану удаётся скрыться до того, как Жавер узнаёт его.
Дочь Тенардье Эпонина, тайно влюблённая в Мариуса, помогает ему разыскать Козетту. Молодые люди признаются друг другу в любви. Однако Вальжан, обеспокоенный политическими волнениями в Париже и страхом потерять Козетту, решает переехать с ней в Англию, разрушая счастье влюблённых.
В отчаянии Мариус обращается к деду с просьбой разрешить ему жениться, но получает отказ. Вернувшись, он обнаруживает, что Вальжан и Козетта уехали. Убитый горем, Мариус решает присоединиться к своим друзьям-студентам, которые подняли в Париже восстание. Он отправляется на баррикады.
Восстание обречено на провал, но студенты решают стоять до конца. Они разоблачают в своих рядах шпиона — инспектора Жавера — и Энжольрас берёт его под стражу. Во время штурма баррикады Эпонина заслоняет собой Мариуса и получает смертельное ранение. Умирая, она передаёт ему письмо от Козетты. Мариус пишет ответ и просит уличного мальчишку Гавроша доставить его.
Записку перехватывает Вальжан. Поняв, что возлюбленный Козетты в смертельной опасности, он спешит на баррикаду. Там ему поручают казнить Жавера, но Вальжан тайно отпускает инспектора. Когда правительственные войска прорывают оборону, Вальжан находит тяжелораненого Мариуса и уносит его с поля боя через парижскую канализацию.
У выхода из канализации Вальжана уже поджидает Жавер. Вальжан просит позволить ему доставить раненого юношу к его деду. Жавер соглашается. Этот поступок Вальжана, спасшего ему жизнь на баррикаде, вызывает в душе инспектора глубокий внутренний конфликт. Не в силах примирить свой долг с проявленным к нему милосердием, Жавер отпускает Вальжана, а сам кончает жизнь самоубийством, бросившись в Сену.
Мариус выздоравливает. Дед, счастливый спасению внука, даёт согласие на его брак с Козеттой. После свадьбы Вальжан открывает Мариусу тайну своего прошлого. Потрясённый этим признанием и не зная, что именно Вальжан спас его на баррикаде, Мариус ограничивает общение Козетты с приёмным отцом.
Одинокий и покинутый, Вальжан медленно угасает. Вскоре Мариус случайно узнаёт от Тенардье, что на баррикаде его спас именно Вальжан. Испытывая стыд за свою неблагодарность, Мариус рассказывает обо всём Козетте. Они спешат к Вальжану и застают его на смертном одре. Счастливый, что обрёл прощение и воссоединился с дочерью, Вальжан умирает.
Темы
Важность любви и сострадания
В «Отверженных» Гюго показывает, что любовь и сострадание являются высшими ценностями. Проявление этих качеств становится главной целью для нравственного человека. Превращение Жана Вальжана из озлобленного каторжника в щедрого благодетеля символизирует эту идею: научившись любить других, герой обретает путь к самосовершенствованию.
Защита других часто сопряжена для Вальжана с риском, но именно в этом он находит счастье и удовлетворение, ранее ему неведомые. Любовь к приёмной дочери Козетте становится для него опорой в самые тяжёлые моменты жизни.
Автор показывает, что любовь и сострадание не остаются безответными. На примере Вальжана и Фошлевана Гюго демонстрирует, как добро порождает добро. Вальжан спасает жизнь садовника Фошлевана, рискуя быть узнанным. Годы спустя Фошлеван возвращает долг, укрывая Вальжана и Козетту в монастыре Пикпюс.
В мире романа милосердие передаётся от человека к человеку. Монсеньор Мириэль своей добротой преображает Вальжана. Тот, в свою очередь, спасает Козетту от жестокости Тенардье и дарит ей свою любовь. Эта любовь находит продолжение в союзе Козетты и Мариуса, который в итоге приводит их к прощению и принятию прошлого Вальжана.
Социальная несправедливость во Франции XIX века
Гюго использует роман для критики социальной несправедливости Франции XIX века. Он показывает, как общественное устройство толкает честных людей на путь нищеты и преступлений.
Автор выделяет три ключевые проблемы: несовершенство системы образования, уголовного правосудия и положение женщин. Образ Фантины становится символом судьбы обездоленных, доведённых обществом до гибели. Её репутация разрушена из-за внебрачного ребёнка, а неграмотность не позволяет ей скрыть свою тайну, которую разглашает нанятый писец.
По иронии судьбы, именно после увольнения «за безнравственность» Фантина оказывается на панели. Её история демонстрирует лицемерие общества, которое осуждает падших женщин, но поощряет безответственность мужчин вроде Толомиеса и отказывает девушкам в праве на образование.
Ещё более острой критике подвергается система правосудия. Судьба Вальжана показывает, как она превращает человека, укравшего хлеб, в закоренелого преступника. Девятнадцать лет каторги сделали его озлобленным и ожесточённым. Этот результат резко контрастирует с эффектом милосердия епископа Мириэля, который почти мгновенно направляет Вальжана на путь исправления.
Контрастом к судьбе Вальжана служит отношение властей к банде «Патрон-Минетт». Её участники — настоящие убийцы и грабители, но они получают короткие сроки и с лёгкостью совершают побеги. Таким образом, правосудие в романе предстаёт слепым и неэффективным: оно жестоко карает за мелкие проступки, но оказывается бессильным перед настоящими преступниками.
Долгосрочные последствия Французской революции для французского общества
В «Отверженных» Гюго исследует долгосрочные последствия эпохи революционных потрясений во Франции. Описывая взлёт и падение Наполеона, реставрацию Бурбонов и последующие политические кризисы, автор передаёт атмосферу нестабильности, в которой жили его современники.
Симпатизируя республиканцам, Гюго, тем не менее, критикует все политические режимы, сменившиеся после 1789 года. По его мнению, ни один из них не смог решить проблему социального неравенства и искоренить косную сословную систему.
Кульминацией политической линии романа становится Июньское восстание 1832 года. Это было реальное историческое событие — антимонархическое выступление парижских республиканцев. Гюго с документальной точностью описывает строительство баррикад и бои на улицах Парижа. Хотя восстание было жестоко подавлено, для автора и его героев оно становится символом самопожертвования во имя идеалов свободы и справедливости.
Автор показывает тщетность многих героических усилий. Он с восхищением описывает битву при Ватерлоо, но тут же напоминает о мародёрах, грабящих павших. Битва на баррикаде одновременно героична и бессмысленна: повстанцы погибают, не достигнув своих целей. Их жертва кажется напрасной в масштабах истории.
Революция, которую провозглашает Гюго, — это в первую очередь нравственный переворот в душах людей. Старую систему алчности и коррупции должна сменить система сострадания. По мнению автора, эти ценности нельзя навязать силой. И империя Наполеона, и баррикады студентов оказываются столь же хрупкими, как и монархия, которую они стремились сокрушить.
Список персонажей
Жан Вальжан
Приёмный отец Козетты. Вальжан — бывший каторжник, оставивший жизнь, полную ненависти и обмана, и сколотивший состояние благодаря новаторским технологиям. Он находит удовлетворение в любви к своей приёмной дочери и помощи нуждающимся, даже если это ставит под угрозу его собственную жизнь.
Жан Вальжан — центральный персонаж романа и воплощение идей Гюго об искупительной силе любви. Он попадает на каторгу простым и честным человеком, но тюрьма превращает его в озлобленного преступника, ненавидящего общество. К моменту встречи с епископом Мириэлем он настолько привыкает к роли изгоя, что отвечает на доброту ненавистью. Однако великодушие священника, заставившего Вальжана пообещать стать честным, навсегда меняет его.
Открыв своё сердце, Вальжан становится живым свидетельством силы сострадания. Его труд и новая философия преображают захудалый городок в процветающий центр. Забота о Козетте учит его любить и передавать эту любовь другим. Физическая сила и искреннее стремление к добру делают его настоящим героем.
Характер Вальжана, закалённый испытаниями и спасённый добротой, постоянно меняется под влиянием обстоятельств. Эта способность к преображению делает его универсальным символом надежды: если он смог научиться любви после стольких страданий, значит, на это способен каждый.
Козетта
Дочь Фантины, которая после смерти матери становится приёмной дочерью Вальжана. Козетта проводит детство в качестве служанки у Тенардье, но даже этот ужасный опыт не делает её ожесточённой. Под опекой Вальжана и монахинь она превращается в красивую и образованную девушку. Она находит счастье в любви к Мариусу.
Козетта, подобно Вальжану, растёт в нищете и страхе, но её спасают до того, как жизненные тяготы ожесточают её сердце. Несмотря на годы, проведённые в рабстве у Тенардье, она сохраняет внутреннюю доброту. Под опекой Вальжана она быстро превращается из забитого ребёнка в прекрасную юную леди. Гюго подчёркивает естественность этого преображения, пропуская несколько лет её жизни.
Козетта послушна и предана приёмному отцу, но по мере взросления в ней пробуждается жажда самостоятельной жизни. В этот период Вальжан из спасителя на время превращается в её «тюремщика». Однако именно он научил её любить и доверять, что и позволило ей полюбить Мариуса. В конечном счёте любовь Козетты становится воплощением тех уроков милосердия, которые она получила от Вальжана.
Жавер
Полицейский инспектор, который фанатично верит в закон и порядок. Жавер неспособен на сострадание и выполняет свою работу с такой одержимостью, что в погоне за Вальжаном уподобляется хищному зверю. В конце концов, столкнувшись с великодушием Вальжана, Жавер не может примирить это с собственной системой ценностей.
Жавер одержим идеей порядка и неукоснительного соблюдения закона. Он не допускает мысли, что сами законы могут быть несправедливы. В его глазах человек виновен с того момента, как его таковым признал суд. Жавер живёт со стыдом за своё происхождение (он родился в тюрьме) и пытается искупить его фанатичной преданностью службе.
Когда Вальжан спасает ему жизнь, Жавер сталкивается с неопровержимым доказательством того, что бывший каторжник может быть благородным человеком. Этот факт разрушает его картину мира. Не в силах примирить свои прежние убеждения с новой реальностью, он совершает самоубийство, мучимый мыслью о том, что вся его жизнь могла быть ошибкой.
Своё решение Жавер принимает с холодной решимостью, без эмоциональных порывов. Гюго часто сравнивает его с хищным зверем, например с тигром, преследующим добычу. В итоге к человеку, который исполнял свой долг с животной яростью, сложно испытать что-либо, кроме жалости.
Фантина
Молодая работница из Монтрёй-сюр-Мер, отправившаяся в Париж в поисках счастья. Невинный роман со студентом Толомиесом заканчивается для неё беременностью и одиночеством. Она готова на любые жертвы ради своей дочери Козетты, даже опустившись на самое дно. Фантина олицетворяет трагедию «маленького человека», раздавленного жестокостью французского общества XIX века.
Все несчастья Фантины вызваны чёрствостью или жадностью других, но общество возлагает вину именно на неё. В этом смысле она воплощает тезис Гюго о том, что общество требует больше всего от тех, кому даёт меньше всего. Жизнь и смерть Фантины подчёркивают несправедливое отношение к женщинам и беднякам, осуждая систему, которая уничтожает честных и нуждающихся.
Мариус Понмерси
Сын Жоржа Понмерси, полковника наполеоновской армии. Мариус растёт в доме своего деда-монархиста, господина Жильнормана. Он переживает кризис идентичности, когда узнает правду об отце, и этот кризис ставит его на путь самопознания. Мариус — невинный юноша, но он способен и сражаться на баррикадах, и завоевать любовь всей своей жизни, Козетту.
В отличие от других героев, Мариус вырос в достатке, но его семья разделена политическими убеждениями. Его верность разрывается между отцом, полковником армии Наполеона, и дедом-роялистом, который его воспитал. Узнав, что дед намеренно скрывал от него отца, Мариус принимает республиканские взгляды. Однако по-настоящему его личность формируется, лишь когда он покидает дом, начинает самостоятельную жизнь и впервые влюбляется.
Мариус наивен, и эта черта, с одной стороны, уберегает его от цинизма, а с другой — делает слепым к страданиям других. Это проявляется в его отношениях с Эпониной, а позже — в несправедливом отношении к Вальжану. В целом Мариус — положительный персонаж, но его неспособность понять чувства окружающих порой приводит к невольной жестокости.
Монсеньор Мириэль
Епископ города Динь, монсеньор Шарль-Франсуа-Бьенвеню Мириэль. Уважаемый священнослужитель, чья доброта и милосердие известны всей епархии. Именно он наставляет Вальжана на путь исправления, спасая его от ареста и взяв обещание жить честно.
Тенардье
Жестокий и алчный трактирщик, первый мучитель Козетты. Тенардье готов на всё ради денег: он обманывает, грабит, становится осведомителем и даже убийцей. Тесно связан с парижским криминальным миром. Ослеплённый жадностью, он неспособен на человеческие чувства.
Мадам Тенардье
Жена Тенардье, столь же злая и корыстная. Получает особое удовольствие, издеваясь над маленькой Козеттой. Является верной сообщницей мужа во всех его преступных замыслах.
Эпонина
Старшая дочь Тенардье. Эпонина — несчастное существо, помогающее родителям в их тёмных делах, но в конечном итоге её искупает самоотверженная любовь к Мариусу. Она доказывает, что даже в самой падшей душе есть место для благородства, и становится одной из самых трагических и героических фигур романа.
Господин Жильнорман
Дед Мариуса по материнской линии, убеждённый роялист. Господин Жильнорман не одобряет республиканских взглядов зятя, Жоржа Понмерси, и препятствует его общению с сыном. Несмотря на тяжёлый характер и консервативные взгляды, он искренне любит внука и в конце концов благословляет его брак с Козеттой.
Гаврош
Брошенный сын Тенардье, ставший парижским беспризорником. Гаврош — жизнерадостный и находчивый мальчик, который наслаждается маленькими радостями жизни и проявляет необыкновенную щедрость к тем, кому повезло меньше. Он храбр, находчив и играет важную роль в событиях на баррикаде.
Полковник Жорж Понмерси
Офицер армии Наполеона и отец Мариуса. Понмерси был тяжело ранен в битве при Ватерлоо и, ошибочно полагая, что Тенардье спас ему жизнь, просит Мариуса отплатить этому человеку. Политические убеждения полковника оказывают большое влияние на молодого Мариуса.
Энжольрас
Лидер студенческого общества «Друзья азбуки». Энжольрас — пламенный революционер, красивый и суровый. Вместе с друзьями и Мариусом он возглавляет восстание на баррикаде.
Фошлеван
Житель Монтрёй-сюр-Мер, который поначалу недолюбливал мэра Мадлена (Вальжана). После того как Вальжан спас его из-под опрокинувшейся повозки, Фошлеван стал его должником. Годы спустя, став садовником в парижском монастыре, он возвращает долг, укрывая у себя Вальжана и Козетту.
Пти-Жерве
Маленький странствующий савояр, которого Вальжан грабит вскоре после своего освобождения. Этот поступок становится для Вальжана последней каплей и поворотным моментом к нравственному перерождению.
Шанматьё
Неграмотный бедняк, которого по ошибке принимают за Жана Вальжана. Его дело заставляет настоящего Вальжана раскрыть свою личность. Персонаж Шанматьё, неспособного защитить себя, демонстрирует бездушие французской судебной системы.
Мабёф
Церковный староста, который рассказывает Мариусу правду о его отце. Мабёф и Мариус становятся друзьями, а позже старик героически погибает на баррикаде.
Патрон-Минетт
Парижская банда, состоящая из четырёх преступников: Монпарнаса, Бабе, Клаксу и Гёльмера. Гюго описывает их как четыре головы одного чудовища. Банда контролирует преступный мир одного из районов Парижа и помогает Тенардье в его замыслах.
Феликс Толомиес
Богатый и легкомысленный студент, любовник Фантины. Он бросает её беременной ради шутки. Толомиес — биологический отец Козетты, хотя они никогда не встречались.
Азельма
Младшая дочь Тенардье. Азельма растёт избалованной, но в итоге разделяет нищенскую участь своей семьи.
Комментирование недоступно Почему?