«Месяц в деревне» Ивана Тургенева, краткое содержание читать ~10 мин.
Выдающийся русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал лишь одно произведение для сцены, которое по силе воздействия сравнимо с его знаменитыми романами. Этим произведением стала пьеса «Месяц в деревне». Хотя автор завершил работу над рукописью в 1850 году, премьера состоялась лишь в 1872 году. Причиной столь долгой задержки стал запрет цензурного комитета.

К моменту написания пьесы роман Тургенева «Отцы и дети» (в исходном тексте было «Отцы и сыновья», исправлено на конвенциональное название) ещё не был написан, однако писатель уже обладал значительным литературным весом. Тем не менее, даже растущая репутация не гарантировала сценического успеха. Казалось, что история, пролежавшая в столе десятилетиями, закрепит за Тургеневым славу неудачливого драматурга.
Однако постановка, осуществлённая спустя много лет, была принята благосклонно. Впоследствии «Месяц в деревне» вошёл в золотой фонд русского театрального репертуара. Каждое новое поколение режиссёров стремится по-своему раскрыть вечные темы, заложенные в пьесе: романтические отношения, возникающие от скуки, и попытки сохранить честь в обществе, подверженном соблазнам.
Пьеса привлекает режиссёров и актёров глубоко проработанными характерами персонажей. Это позволило произведению оставаться в центре внимания публики не только на театральных подмостках. Существует не менее десяти экранизаций этой драмы. Кроме того, сюжет был адаптирован для балета и оперы, а также послужил основой для многочисленных вольных интерпретаций.
Парадокс творческой судьбы Тургенева заключается в том, что он страстно желал утвердиться именно как драматург. Запрет на постановку «Месяца в деревне» в 1850 году стал для него тяжёлым ударом. Этот опыт фактически отвратил писателя от театра, заставив сосредоточиться на прозе. Спустя годы критики признали, что эта пьеса предвосхитила драматургию Антона Павловича Чехова, который в момент завершения тургеневской драмы ещё даже не родился.
Сюжет
Появление нового человека в замкнутом пространстве усадьбы — всегда событие. Когда однажды летом в начале 1840-х годов в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, привычный уклад жизни оказался нарушен.
С первого же дня Алексей Николаевич Беляев сумел расположить к себе своего ученика — десятилетнего Колю Ислаева. Молодой учитель мастерит с ним воздушного змея, обещает научить плавать и ловко лазает по деревьям. Он выгодно отличается от старого педантичного гувернёра Шаафа, который обучает мальчика немецкому языку.
Семнадцатилетней воспитаннице Вере Ислаевой с новым учителем легко и весело. Они вместе ходили смотреть на плотину, ловили белку и много времени проводили в невинных забавах. Двадцатилетняя горничная Катя тоже обратила внимание на молодого человека, охладев к ухаживаниям лакея Матвея.
Однако самые сложные психологические процессы начали происходить в душе хозяйки имения — Натальи Петровны Ислаевой. Её муж, Аркадий Сергеевич, постоянно занят хозяйством: он что-то строит, совершенствует, наводит порядок. Наталье Петровне этот мир чужд, бытовые заботы супруга навевают на неё скуку.
Друг семьи Михаил Александрович Ракитин замечает перемены в настроении Натальи Петровны. Он опасается, что её недовольство направлено на него. С появлением Алексея Николаевича хозяйка явно оживляется. Это замечает и уездный врач Шпигельский, приехавший помочь соседу Большинцову посвататься к юной Вере.
Развитие интриги
Претенденту на руку Веры уже сорок восемь лет. Он неуклюж и необразован. Наталья Петровна поначалу удивлена таким предложением, ведь Вера ещё совсем дитя. Однако, заметив, как Вера шепчется с Беляевым, она неожиданно возвращается к разговору о сватовстве.
Ракитин всё больше тревожится. Он не питал иллюзий относительно брака, но надеялся, что спокойная привязанность Натальи Петровны со временем перерастёт в нечто большее. Теперь же его положение становится двусмысленным. После разговора с Беляевым лицо Натальи Петровны озаряется живостью, какой никогда не вызывали беседы с Ракитиным. Она даже признаётся другу, что студент произвёл на неё сильное впечатление.
Оставшись наедине с собой, Наталья Петровна пытается мыслить рационально. Ей кажется, что пора прекратить эти волнения. Слёзы Веры в ответ на предложение о браке с Большинцовым отрезвляют её. Она решает, что этот брак невозможен. Но ревность вспыхивает с новой силой, когда Вера признаётся в симпатии к учителю.
Наталье Петровне становится ясно, кто её соперница. Она приходит в ужас от собственных мыслей и действий: она готова выдать бедную девушку замуж за старика из ревности. Наталья понимает, что влюблена, но считает необходимым одуматься. Она рассчитывает на помощь Ракитина.
Кульминация чувств
Ракитин советует удалить учителя из дома. Внезапно появляется муж, Аркадий Ислаев, и застаёт жену в момент душевного смятения: она опирается на плечо Ракитина. Ситуация накаляется.
Наталья Петровна решает сама объяснить Беляеву необходимость его отъезда. В ходе разговора выясняется, что Вера учителю безразлична. Беляев готов объясниться с девушкой, но понимает, что после этого ему вряд ли будет удобно оставаться в имении.
События развиваются стремительно. Мать Ислаева, Анна Семёновна, также становится свидетельницей сцен, вызывающих подозрения. Доктор Шпигельский пытается успокоить домочадцев, характеризуя Ракитина как безопасного болтуна. Сам же доктор преследует свои цели, делая деловое предложение компаньонке Лизавете Богдановне.
Объяснение между Беляевым и Верой расставляет всё по местам. Вера понимает, что учитель её не любит, а Наталья Петровна выдала её тайну. Девушка догадывается об истинной причине: её опекунша сама влюблена в Беляева. Вера осознаёт, что Наталья Петровна видит в ней соперницу.
Наталью Петровну вновь терзает стыд. Она решает прекратить эту внутреннюю измену и увидеться с Беляевым в последний раз. Она сообщает ему о необходимости расставания, но в порыве чувств признаётся в любви.
Развязка
Беляев поражён признанием женщины, которую считал недосягаемой. Он не хочет уходить. Но Наталья Петровна непреклонна: они должны расстаться навсегда. Беляев подчиняется. Прощаясь, он слышит тихое “Останьтесь” и протягивает к ней руки. В этот момент входит Ракитин.
Появление Ислаева делает ситуацию ещё более напряжённой. Он не скрывает недовольства и тревоги, требуя объяснений от Ракитина. Михаил Александрович признаётся, что любит Наталью, и объявляет о своём отъезде, чтобы спасти честь семьи и спокойствие друга. Ислаев тронут этим благородным жестом: “Ты точно друг!”.
Вскоре выясняется, что исчез и Алексей Николаевич Беляев. Ракитин объясняет это тем, что учитель, как честный человек, уехал, узнав о влюблённости Верочки.
Ислаев потрясён чередой отъездов. Уезжает Ракитин, сбежал учитель, даже доктор Шпигельский поспешил к пациенту. В доме остаются только Шааф и Лизавета Богдановна. Анна Семёновна в недоумении. А Лизавета Богдановна, вздыхая, произносит: “Наверное, мне недолго осталось здесь находиться. И я уезжаю”.
Список персонажей
Алексей Николаевич Беляев
Алексей Николаевич Беляев — молодой учитель сына Ислаевых, Коли. Это 21-летний студент, бедный, но обладающий живым и смелым нравом. Ислаев называет его диким, но именно эта естественность привлекает Наталью Петровну. Беляев не скрывает своего простого происхождения. Он показан как человек новых, прогрессивных взглядов, интересующийся критическими статьями в журналах, а не только поэзией. Он наивен и не сразу замечает любовные интриги, но в финале с горечью осознаёт, что невольно принёс в этот дом беду.
Михаил Александрович Ракитин
Михаил Александрович Ракитин — друг семьи, во многом выражающий точку зрения автора. Его размышления о любви перекликаются с мотивами других произведений Тургенева. Ракитин воспринимает любовь как стихийное бедствие и болезненную зависимость. Он считает, что любить — значит быть порабощённым. Это интеллектуальный, тонко чувствующий природу человек, который в итоге жертвует своим положением ради спокойствия семьи Ислаевых.
Аркадий Сергеевич Ислаев
Аркадий Сергеевич Ислаев — богатый помещик, муж Натальи Петровны. Это честный, прямой и деятельный человек. Он глубоко любит жену и не мыслит жизни без неё. Ислаев не склонен к интригам и не замечает тонких психологических нюансов, происходящих вокруг. Он предпочитает открытый разговор коварству и старается щадить чувства супруги, даже когда подозревает неладное.
Наталья Петровна
Наталья Петровна — сложный образ «тургеневской женщины» в период кризиса. Она умна, но её чувства подавлены бытом. Внезапная страсть к молодому учителю пугает её и заставляет совершать низкие поступки. Любовь для неё становится разрушительной силой. Она манипулирует Верой, ревнует её и даже готова выдать воспитанницу замуж за нелюбимого человека. Осознавая своё падение, она страдает и презирает себя: “Боже мой, не дай мне презирать себя!”.
Верочка
Верочка — семнадцатилетняя воспитанница. Она чиста и наивна. Столкновение с коварством покровительницы заставляет её быстро повзрослеть. Её решение принять предложение Большинцова — это жест отчаяния и единственный способ покинуть дом, где она стала соперницей хозяйке. Этот брак по расчёту предвещает ей судьбу, похожую на судьбу самой Натальи Петровны.
Большинцов
Афанасий Иванович Большинцов характеризуется как недалёкий, тучный и неуклюжий сосед. Он является идеальной кандидатурой для брака по расчёту с точки зрения материальной обеспеченности, но совершенно не подходит юной Вере духовно.
Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна
Игнатий Ильич Шпигельский и компаньонка Лизавета Богдановна представляют собой контрастную, «комическую» пару. Их отношения строятся исключительно на расчёте. Шпигельский — циничный и хитрый человек, умеющий извлекать выгоду из чужих слабостей. Именно он устраивает брак Большинцова за обещанную тройку лошадей.
Темы
Брак и социальный статус
Центральная тема пьесы — институт брака. Для большинства персонажей союз мужчины и женщины является способом обеспечить финансовую стабильность или социальный статус. Искренние чувства и верность часто отходят на второй план. Персонажи, стремящиеся к любви, в итоге страдают, а «успешные» браки заключаются на основе прагматичных договорённостей.
Честь и репутация
В дворянском обществе соблюдение внешних приличий было важнее внутренней правды. Супруги могли закрывать глаза на отсутствие любви, но требовали соблюдения чести. Измена становилась проблемой лишь тогда, когда она могла стать достоянием гласности. Для Ислаева приоритетом является сохранение репутации и привычного уклада жизни, поэтому он удаляет из дома всех мужчин, способных скомпрометировать его жену.
Болезненное взросление
Пьеса детально описывает процесс утраты невинности и иллюзий. Вера и Беляев в начале повествования предстают почти детьми. Столкновение со сложным миром взрослых страстей заставляет их повзрослеть. Этот опыт оказывается травмирующим: идеальные представления о жизни рушатся, оставляя чувство горечи и разочарования.
Художественные особенности и значение
Комедия «Месяц в деревне» была написана в Париже в период с 1848 по 1850 год. Впервые она была опубликована лишь в 1855 году в журнале «Современник». Автор дважды пытался напечатать пьесу под названиями «Студент» и «Две женщины», но сталкивался с цензурными преградами. Первая постановка состоялась в Малом театре в Москве только в 1872 году.
В образе Ракитина прослеживаются автобиографические черты самого Тургенева, переживавшего в то время сложные отношения с Полиной Виардо. Ситуация в пьесе во многом зеркалит положение писателя в семье Виардо. Произведение относится к направлению реализма, точно фиксируя социальные типы эпохи: рефлексирующего интеллигента, делового помещика и разночинца-студента.
Тургенев определил жанр как «комедию», однако по своей сути это глубокая психологическая драма. Сам автор называл её «драматическим повествованием». Новаторство пьесы заключается в смещении акцента с внешнего действия на внутренние переживания героев. Именно в «Месяце в деревне» впервые появляется то, что позже назовут «подводным течением» — когда за обыденными разговорами о погоде и хозяйстве скрываются бури человеческих страстей.
Внешний конфликт строится на соперничестве Натальи Петровны и Веры, но главный конфликт разворачивается внутри героини — между чувством и долгом, природой и культурой. Эта структура, где люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы, стала предтечей драматургии Чехова. Открытый финал, оставляющий героев на распутье, также стал новаторским приёмом для того времени.
- «Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание
- Анна Кожина. Месяц в деревне
- Месяц в деревне. Комедия в двух действиях. Иван Тургенев (16+)
- В Курском драмтеатре прошла генеральная репетиция спектакля «Месяц в деревне»
- Иван Тургенев, «Первая любовь», краткое содержание
- «Отцы и дети», краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?