«Под куполом» Стивена Кинга, краткое содержание читать ~7 мин.
«Под куполом» (англ. Under the Dome) — научно-фантастический роман американского писателя Стивена Эдвина Кинга. Действие разворачивается в небольшом городке Честерс-Милл в штате Мэн. Это сложная, многоплановая история со множеством персонажей, повествующая о том, как жители справляются с внезапной изоляцией от внешнего мира из-за невидимого барьера, упавшего с неба.
Этот роман почти вдвое длиннее следующей по объёму книги Кинга, а его рукопись насчитывала более 1500 страниц. Произведение является частичной переработкой неоконченного романа «Каннибалы», который Кинг писал в 1982 году. Обе книги представляют собой попытку исследовать одну и ту же идею: как ведут себя люди, отрезанные от привычного общества.
Критики в целом положительно оценили роман, хотя и отмечали его значительный объём и мрачную атмосферу. Произведение было дважды адаптировано для телевидения; наиболее известна версия в виде сериала канала CBS, исполнительными продюсерами которого выступили Стивен Спилберг и сам Кинг.
Сюжет
Действие романа происходит в небольшом городке Честерс-Милл, штат Мэн. Жизнь его обитателей резко меняется, когда город внезапно накрывает таинственный невидимый барьер, похожий на купол, полностью изолируя их от остального мира. Купол почти непроницаем, но пропускает небольшое количество воздуха и воды. Автомобили, самолёты и птицы разбиваются о невидимую преграду.
Военные, прибывшие к городу, пытаются разрушить Купол, но ни мощные ракеты класса «воздух-земля», ни борная кислота не могут его повредить. Кроме того, барьер влияет на электронные устройства поблизости. Из-за этого погибает шериф Говард «Дюк» Перкинс: когда он приближается к Куполу, в его груди взрывается кардиостимулятор. Жители города охвачены паникой и тревогой за своё будущее.

Власть в городе захватывает второй член городского совета Джеймс Ренни по прозвищу «Большой Джим». Он пользуется тем, что двое других членов совета, Энди Сандерс и Андреа Гриннелл, устраняются от управления. Ренни назначает на должность шерифа своего ставленника Питера Рэндольфа, который для поддержания порядка создаёт дружину из жестоких и недалёких людей, включая психически неуравновешенного сына «Большого Джима» — «Джуниора», садиста и наркомана.
В начале романа «Джуниор» убивает двух девушек. Тем временем Фил Буши, диджей местной радиостанции, производит метамфетамин на подпольной фабрике, которую финансирует и контролирует «Большой Джим». До своей смерти шериф Перкинс вёл расследование деятельности Ренни, но не успел его завершить. «Большой Джим» создаёт в Честерс-Милле полицейское государство, где его новоиспечённые офицеры сеют страх и насилие, расправляясь с неугодными.
Город погружается в хаос, управляемый «Большим Джимом». Он наслаждается обретённой властью, заставляя жителей видеть в нём единственную надежду на спасение. Однако в городе оказывается человек, готовый бросить ему вызов — бывший военный Дейл Барбара по прозвищу «Барби». Президент США поручает ему стать своим представителем под Куполом. Барбара, ветеран войны в Ираке, пытается выяснить природу барьера и противостоять тирании Ренни.
С помощью одарённого подростка Джо Макклатчи Дейлу удаётся найти источник Купола. Вскоре «Большой Джим» фабрикует против Барбары обвинение в убийстве, и его сажают в тюрьму. Редакцию местной газеты, которой руководит подруга Дейла Джулия Шамвей, сжигают по приказу Ренни. Помощник врача Расти Эверетт, помогавший Барбаре, также оказывается за решёткой.
Благодаря помощи честного полицейского Джеки Веттингтон Дейлу удаётся бежать из тюрьмы, чудом избежав смерти от рук «Джуниора». Барбара, Джулия, Расти с семьёй и ещё несколько человек отправляются к источнику Купола. Они обнаруживают, что барьер создан внеземной цивилизацией в качестве жестокого развлечения. Инопланетяне, которых герои прозвали «кожаноголовыми», относятся к жителям города как к муравьям в муравейнике, наблюдая за их страданиями.
Тем временем в городе заканчиваются запасы пропана. «Большой Джим», хранивший газ для производства наркотиков, отправляет полицию конфисковать его. Наркоман Фил Буши и бывший член совета Энди Сандерс устраивают перестрелку с полицейскими и взрывают газохранилище. Мощный взрыв вызывает огненный шторм, который уничтожает город и сжигает почти весь кислород под Куполом, что приводит к гибели большей части населения.
«Большой Джим» пытается переждать катастрофу в убежище, но умирает от страха и удушья. Выжившие возвращаются к устройству, генерирующему Купол. Дейл и Джулия вступают в контакт с инопланетянами и взывают к их состраданию, умоляя проявить милосердие. В последний момент, когда оставшиеся жители почти задохнулись, один из пришельцев сжа́лился над людьми и убрал Купол.
Список персонажей
Дейл «Барби» Барбара
Бывший армейский капитан, ставший после службы бродячим поваром. Он оказывается в Честерс-Милле случайно, как раз собираясь покинуть город в момент появления Купола. Благодаря военным навыкам и лидерским качествам он становится одной из центральных фигур сопротивления тирании «Большого Джима». Его прямота и честность делают его авторитетом для одних и мишенью для других.
Джеймс «Большой Джим» Ренни
Второй член городского совета, владелец крупнейшего в городе дилерского центра подержанных автомобилей и тайный руководитель нарколаборатории. Это эгоистичный и властолюбивый манипулятор, который использует ситуацию с Куполом для установления абсолютной власти. Он несёт прямую ответственность за несколько убийств и косвенную — за гибель сотен людей. Погибает в бункере во время огненного шторма.
Джеймс «Джуниор» Ренни
Сын «Большого Джима». В начале романа он предстаёт жестоким хулиганом, но быстро превращается в социопата и серийного убийцу. У «Джуниора» обнаружена опухоль мозга, что усугубляет его агрессию и паранойю. Он убивает двух девушек, Энджи Маккейн и Доди Сандерс, а позже — нескольких помощников шерифа. В конце концов его убивает офицер Джеки Веттингтон.
Джулия Шамвей
Владелица и редактор местной газеты «Демократ». Она смелая и решительная женщина, стремящаяся к справедливости. Джулия становится союзницей и возлюбленной Дейла Барбары. Её настойчивость помогает убедить инопланетян снять Купол. Она одна из немногих выживших.
Эрик «Расти» Эверетт
Помощник врача в местной больнице. Добродушный и профессиональный медик, он сохраняет спокойствие в кризисной ситуации и делает всё возможное для спасения людей. Его жена Линда работает в полиции. Расти — верный друг Барбары и один из выживших.
Джозеф «Пугало Джо» Макклатчи
Тринадцатилетний подросток, увлекающийся скейтбордингом. Он обладает незаурядным интеллектом и зрелостью не по годам. Джо первым начинает исследовать природу Купола с научной точки зрения и становится надёжным союзником Дейла Барбары. Он также выживает в финале романа.
Темы
Принцип Питера
Сам Стивен Кинг называл «Под куполом» «апокалиптической версией принципа Питера». В романе исследуется, что происходит с обществом, когда у власти оказываются некомпетентные, но амбициозные люди. Власть в Честерс-Милле захватывает «Большой Джим» Ренни — настоящий злодей. Однако его пособники, такие как Энди Сандерс, скорее слабы и ведомы, чем злы по своей природе. Тема продвижения некомпетентных личностей на руководящие посты является одной из центральных в книге.
Экологические проблемы
Кинг использует Купол как метафору планеты Земля. Жители города, подобно всему человечеству, существуют в замкнутой экосистеме с ограниченными ресурсами. Изоляция Честерс-Милла позволила автору в микрокосме рассмотреть глобальные проблемы: истощение природных запасов, загрязнение окружающей среды и бездумное отношение к своему единственному дому. Таким образом, роман выступает как экологическая аллегория.
Символизм Купола
Купол — центральный символ романа, имеющий несколько уровней интерпретации. На самом очевидном уровне он олицетворяет физическую изоляцию. Отрезанное от внешнего мира, правительственной и военной помощи, сообщество Честерс-Милла остаётся наедине со своими внутренними проблемами. Это позволяет Кингу исследовать природу общества и то, как быстро рушатся цивилизационные устои в экстремальных условиях.
Кроме того, Купол символизирует социальную и экономическую замкнутость. Невозможность покинуть город становится метафорой отсутствия социальной мобильности. Когда люди лишены возможности изменить своё положение, они впадают в отчаяние, что провоцирует рост агрессии и зависимостей. Проблема наркотиков, которая до Купола была скрытой, разрастается до масштабов основной криминальной «экономики» города. Это показывает, как страх и безысходность подталкивают людей к деструктивному поведению.
В конечном счёте, Купол представляет собой символ ограниченности человеческой власти перед лицом необъяснимого. Жители Честерс-Милла вынуждены признать, что их привычные механизмы защиты и социального контроля бессильны перед силой, которую они не могут ни понять, ни контролировать. Хотя в реальности над нашими городами нет физических барьеров, ограничения, накладываемые обществом, экономикой или собственным страхом, часто ощущаются так же непреодолимо, как и Купол в романе Кинга.
Комментирование недоступно Почему?