«Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~18 мин.
«Бремя страстей человеческих» (в оригинале – «О человеческом рабстве или силе эмоций») – один из самых известных романов английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма. Роман был написан в 1915 году. Главный герой – Фи́лип Кэри – хромой сирота, что очень осложняет его жизнь.
Сам роман считается автобиографическим, так как в нём много подробностей из жизни Моэма. Моэм заикался, а у Филипа была косолапая нога; как и главный герой Моэм потерял мать в детстве и был отдан на воспитание дяде и тёте; Моэм также очень интересовался искусством, хотя сам им не занимался. Всё это создаёт впечатление автобиографического романа, но, как говорил сам Моэм, даже если это правда, роман не является автобиографическим, большая его часть вымышлена.
Название романа заимствовано из «Этики» Спинозы, часть IV «О человеческом рабстве, или о силе чувств». Идея рабства как неспособности людей взять под контроль свои эмоции стала для Моэма монументом в развитии сюжета.
Сюжет
В начале 20 века 9-летний Филип Кэри стал сиротой и был отправлен на воспитание к своему дяде в Блэкстебл. Дядя был викарием и не испытывал нежных чувств к племяннику, но в его доме Филип нашёл много разных книг, которые помогли ему забыть о своём одиночестве.
В школе, куда его отправили, над ним насмехались из-за его косолапой ноги. Эти насмешки сделали его очень робким и застенчивым, ему казалось, что страдания – это его судьба. Филип молил Бога сделать его здоровым, но когда этого не произошло, он винил только себя. Он считал, что его вера недостаточно сильна. Он ненавидел школу и ни за что не думал продолжать образование в Оксфорде, как того хотел его дядя. Сам Филип хотел учиться в Германии, и ему удалось достичь своей цели.
В Германии Филип познакомился с Хейвордом и попал под его влияние. Хейворд был талантлив и довольно необычен. Споры Хейворда с другими людьми о религии и литературе оставили в душе Филипа очень значительный след: в один момент он понял, что больше не верит в Бога, не боится ада, а человек должен отвечать за свои поступки только перед самим собой.
Вернувшись из Германии в Англию, Филип встретил в Блэкстейбле дочь бывшего помощника мистера Кери. Ей было около 30 лет, она была миловидна и довольно кокетлива. Сначала она не понравилась Филипу, но, несмотря на это, вскоре стала его любовницей. Очень гордый Филип написал Хейворду о своей любовной связи, описав её очень ярко и романтично. Но на самом деле, когда мисс Уилкинсон уехала, он испытал некоторое облегчение, но ему было немного грустно, потому что реальность не совпала с мечтами.
Мистер Кэри, уже смирившись с нежеланием Филипа учиться в Оксфорде, отправил его в Лондон, чтобы тот стал клерком. Но эта профессия была не для Филипа, и без друзей он чувствовал себя очень одиноким в большом городе. Но тут он получил письмо от Хейворда с приглашением поехать в Париж и изучать там искусство. Филипу показалось, что эта идея зрела и в его душе, и, не обращая внимания на возражения дяди, Филип отправился в Париж. Там он поступил в художественную студию и познакомился с девушкой по имени Фанни Прайс. Она была довольно непривлекательной и неопрятной. Никто не мог её терпеть из-за её грубости и самоуверенности, хотя у неё не было особого таланта к рисованию. Но она помогла Филипу приспособиться к обстоятельствам и он остался ей очень благодарен.
Жизнь парижской богемы изменила мировоззрение Филипа: он больше не считал этические задачи главными для искусства, но, как и прежде, видел жизнь в спектре христианской добродетели. Кроншоу, поэт, новый друг Филипа, не согласился с таким утверждением и предложил Филипу взглянуть на персидский ковёр, чтобы постичь истинный смысл человеческого существования.
Когда Фанни узнала о скором отъезде Филипа, она устроила ужасную сцену, и стало ясно, что она его любит. Вернувшись, он не увидел Фанни в студии и забыл о ней. Но через несколько месяцев он получил от Фанни просьбу навестить её, так как она была в очень тяжёлом положении и уже три дня ничего не ела.
Когда Филип приехал, он узнал, что Фанни покончила жизнь самоубийством. Это событие потрясло Филипа до глубины души, его мучило чувство вины. Он начал сомневаться в своём таланте к рисованию и обратился за советом к одному из своих учителей. Учитель посоветовал Филипу оставить искусство и начать новую жизнь, так как он сможет стать лишь умеренным художником.
Это известие заставило Филипа навсегда покинуть Париж и вернуться в Блэкстебл. Он твёрдо решил продолжить изучение медицины в университете при больнице Святого Луки в Лондоне. В результате собственных философских размышлений он пришёл к выводу, что совесть – главный враг человека в борьбе за свободу. И он создал своё новое правило жизни – нужно следовать своим природным наклонностям, но не забывать о полицейском за углом.
Однажды он попытался завязать разговор с официанткой по имени Милдред, но она отказалась, что оскорбило его гордость. Вскоре Филип понял, что влюбился в неё, хотя понимал все её недостатки. Она была некрасива, вульгарна, с грубыми манерами, а её речь показывала, насколько она узко мыслящая. Но Филип все равно хотел заполучить её, понимая, что это будет губительно для него. Милдред заявила, что собирается замуж, и Филип, понимая, что главная причина его страданий – уязвлённое самолюбие, презирал себя не меньше, чем Милдред. Но жизнь должна продолжаться, экзамены должны быть сданы, встречи с друзьями не должны прекращаться.
Вера в себя вернулась, когда он встретил молодую и привлекательную женщину по имени Нора Несбит. Она была очень милой, вежливой, остроумной и довольно легко относилась к различным жизненным проблемам. Все это вместе взятое помогло Филипу залечить душевные раны. Он встретил ещё одного человека, который вскоре стал его хорошим другом, когда он простудился. Это был молодой врач Гарри Гриффитс.
Казалось, все пришло в норму, но тут вернулась Милдред. Она была беременна, и когда её жених узнал об этом, он признался, что женат, и отослал Милдред. Филип оставил Нору и стал помогать Милдред, настолько сильна была его любовь. Новорождённую девочку Милдред отдала в приёмную семью. Она не хотела, чтобы та причиняла ей беспокойство, а тем временем Милдред влюбилась в Гарри Гриффитса и вступила с ним в интимную связь.
Оскорблённый Филип все же продолжал надеяться, что она вернётся к нему. Теперь он часто думал о Норе, которая искренне любила его, а он так грубо обошёлся с ней. Он решил вернуть её, но она была помолвлена. Вскоре до него дошёл слух, что Гриффитс расстался с Милдред.
Филип продолжал учиться и работать ассистентом в амбулатории. Общаясь с разными людьми, наблюдая их смех и слезы, горе и радость, счастье и отчаяние, он понял, что сама жизнь гораздо сложнее абстрактных представлений о добре и зле.
Кроншоу посетил Лондон, пытаясь напечатать свои стихи. Он был тяжело болен, перенеся воспаление лёгких, но, равнодушный к словам врачей, продолжал пить, потому что только так он мог быть самим собой. Филип хотел помочь другу и разрешил ему жить в своих комнатах, но тот вскоре умер. Мысль о собственной бессмысленности угнетала Филипа, и правило все терпеть казалось ему теперь глупым.
Филип подружился с одним из своих пациентов. У Торпа Ательни была гостеприимная жена и весёлые дети. Филипу нравилось бывать в их доме, греться у камина. Ательни познакомил Филипа с картинами Эль Греко. Филип был поражён, ему открылось, что самоотречение не менее страстно и решительно, чем покорность страстям.
Вскоре он снова встретил Милдред, которая на этот раз зарабатывала на жизнь проституцией. Филип больше не испытывал к ней любовных чувств и только из жалости предложил ей стать его горничной, готовить обед и заниматься домашними делами. Но Милдред ничего не делала и не искала работу, она жила на деньги Филипа.
В поисках дополнительного дохода Филип начал спекулировать на бирже, и его первая попытка оказалась настолько удачной, что он позволил себе операцию на ноге и уехал с Милдред на море. Там они жили в разных комнатах. Милдред очень рассердилась из-за этого, она хотела, чтобы все считали Филипа её мужем, и по возвращении в Лондон попыталась соблазнить его. Но ничего хорошего из этого не вышло, Филип не выдержал физическое отвращение, и она в гневе ушла, оставив, однако, ужасный беспорядок в его комнате.
Все сбережения Филип потратил на переезд в новую квартиру. Чтобы улучшить своё финансовое положение, он снова начал спекулировать на бирже и разорился. Дядя отказал ему в помощи, и Филипу пришлось оставить учёбу, съехать из своих комнат, а ночи проводить на улице и попросту голодать. Когда Ательни узнал о несчастьях Филипа, он помог ему устроиться на работу в лавку.
Новость о смерти Хейворда заставила Филипа вновь задуматься о смысле человеческой жизни, и он вспомнил слова Кроншоу о персидском ковре. И Филип истолковал это так, что хотя человек бесцельно плетёт ажур своей собственной жизни, но, вплетая в него разные угрозы, каждый создаёт свою собственную жизнь, и должен быть доволен этим выбором. Уникальность картины несла в себе её смысл.
В этот период своей жизни Филип встретился с Милдред в последний раз. Она написала ему, что больна и её маленькая дочь умерла. Когда он приехал навестить её, то узнал, что она вернулась к своей прежней работе. После болезненной встречи он ушёл навсегда, и эта тьма уже рассеялась. Дядя Филипа умер, и его наследство позволило Филипу продолжить обучение. У него очень хорошо получалось, и ему даже предложили стать компаньоном доктора Саута.
Филипу нравилась старшая из дочерей Ательни – Салли. Однажды, когда они все уехали за город, между Филипом и Салли произошла размолвка, а позже она сказала, что беременна. Филип решил пожертвовать собой и жениться на Салли. Оказалось, что Салли ошиблась и не была беременна, но Филип не почувствовал облегчения, и тогда он понял, что брак не был самопожертвованием, а отказ от своих выдуманных идеалов ради семейного счастья – лучшая из всех побед. Салли согласилась стать его женой, и Филип наконец обрёл счастье, которого так долго искала его душа.
Список персонажей
Филип Кэри
Осиротевший, хромой, идеалистичный, покорный молодой человек, чья жизнь разрушена навязчивым желанием заполучить женщину, которая во всех мыслимых отношениях является такой плохой парой, какую только может определить судьба. Отсталый психологически в юности, Филип бесцельно блуждает по жизни, переходя от медицинской школы к искусству в поисках абсолютной морали во вселенной, которая постоянно разочаровывает или не оправдывает ожиданий.
Милдред Роджерс
Друг по медицинской школе знакомит Филипа с женщиной, работающей в чайном магазине, по имени Милдред. Хотя поначалу она кажется ему непривлекательной и неинтересной, он постепенно становится одержимым ею, испытывая глубокий мазохизм: чем хуже с ним обращаются, тем сильнее он её желает. Милдред бедная и необразованная, но интуитивно манипулирующая. Она – идеальный садистский партнёр для его саморазрушительных наклонностей, что делает её воплощением худшего кошмара Филипа.
Кроншоу
Кроншоу попадает в орбиту Филипа в период его обучения в Париже в качестве студента-искусствоведа. Кроншоу также является жертвой саморазрушительных тенденций; он алкоголик, чья нигилистическая философия является заразой. Именно у Кроншоу он разрабатывает философию, основанную на персидском ковре. Поэт призывает молодого человека задуматься над тем, что он называет «фигурой на ковре»: метафора изучения жизни для определения собственного места в узоре жизни.
Гарри Гриффитс
Ещё один студент-медик и друг Филипа, который ухаживает за ним, когда тот серьёзно заболевает. Их отношения разлаживаются после того, как Филип знакомит Гарри с Милдред, и они ненадолго вступают в связь, хотя Гарри быстро разрывает их, когда ему надоедает её одержимость им.
Этеридж Хейворд
Хейворд – ещё один поэт, под чьи философские чары попадает Филип. Он является контрапунктом Кроншоу: идеалист вместо пессимиста и способен разочаровать Филипа за то, что он стал жертвой вульгарности 20-го века. Смерть обоих его поэтических и философских наставников посылает Филипа по спирали в бездну.
Фанни Прайс
Взрослая студентка художественного факультета, которая безнадёжно мечтает, чтобы Филип проявил романтический интерес, и становится для него чем-то вроде репетитора и наставника в искусстве. Она также ревнива, несколько резка и бедна. После того, как у неё заканчиваются даже деньги на еду, она кончает жизнь самоубийством.
Торп Ательни
Торп Ательни ведёт относительно благополучную и среднестатистическую жизнь рабочего класса с женой, на которой он фактически не женат, но которая является матерью его девяти детей (его настоящая жена, с которой он когда-то вёл гораздо более комфортное финансовое существование, не даёт развода, которого он добивается). Несмотря на некоторую унылость и на то, что в таком оживлённом доме не всегда бывает спокойно, он, возможно, единственный по-настоящему счастливый и удовлетворённый человек, которого Филип когда-либо встретит. Филип настолько очарован обещанием домашнего спокойствия, что когда он влюбляется в дочь Торпа Салли после встречи с ней в подростковом возрасте, то в конце концов решает сделать ей предложение и попытаться жить по примеру Торпа.
Темы
Реализм против идеализма
В центре романа – портрет молодого человека, придерживающегося идеалистического взгляда на мир, который систематически разрушается и заменяется построением жёсткой философии реализма. Филипу Кэри удаётся сохранять оптимистическое отношение к своему идеалистическому мировоззрению даже перед лицом потери любимой матери в столь нежном возрасте. Чем больше он выходит в мир и вступает в контакт с реальными людьми, тем более непрочной становится его хватка за эти идеалы, пока они не исчезают совсем, и он принимает более реалистичный взгляд на истинную природу большинства людей.
Люди в рабстве
Название говорит само за себя, или почти говорит. Человеческое рабство передаётся в романе различными способами. В частности, Филип находится в рабстве у Милдред благодаря девиантному психосексуальному влечению, которое он едва способен осознать, а тем более контролировать. Даже после того, как он достигает точки, в которой он может, наконец, признать девиантный компонент в своих отношениях с Милдред, он остаётся в плену этого рабства.
Тётя Луиза объективно рассматривается как менее девиантная жертва человеческого рабства, но только потому, что жена, которая становится «швейцаром» для доминирующего мужа, даже сегодня рассматривается как жертва сексуальных отклонений в меньшей степени, чем мужчина-мазохист. Более абстрактно, Хейворд находится в рабстве у ошибочного эстетизма, который мешает ему стремиться к подлинному счастью.
Иллюзия свободы воли
Почему любой уважающий себя мужчина должен мириться с вульгарной и садистской Милдред? По идее, только стремление сохранить самоуважение заставило бы мужчину бежать от её злобных личных нападок. В идеальном мире, где человек должен следовать только своей воле, Филип, вероятно, не стал бы возвращаться к ней. Роман предполагает, что в его желании продолжать возвращаться для новых издевательств есть что-то сексуально ненормальное, но его действия также указывают на положительную мотивацию, чтобы, возможно, залечить раны, которые привели её к такому состоянию.
В конце концов, он никогда не вступает с ней в сексуальные отношения. Особенности взаимодействия Филипа с Милдред являются центральным моментом романа, в котором говорится о том, что свобода воли – это всего лишь иллюзия, что множество известных и неизвестных сил влияют на каждое решение, принимаемое каждым человеком, и что все мы находимся в рабстве у доминирующей власти этих сил, действующих на нас.
«Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage) – один из самых известных и интимных романов Сомерсета Моэма, повествующий о жизненном пути главного героя, наполненном тяжёлыми испытаниями. В раннем детстве, став сиротой, он был лишён родительской заботы и доброты. Его мечта стать художником так и не сбылась, а любовь к узколобой и распутной женщине принесла лишь страдания и разочарования. Но Филип стойко перенёс все, что уготовила ему судьба, и сумел найти своё место в жизни.
Моэм поднимает в своём романе множество проблем, касающихся всех аспектов человеческой жизни. Среди них – опасные игры, в которые играют люди, место жестокости и сострадания, а также то, как люди сами создают себе кабалу и пытаются стать свободными. В этом романе Моэм показывает себя больше, чем писатель; мы видим, как глубоко он проникает в психологические и философские аспекты человеческой природы.
Главный герой романа, Филип Кэри, частично основан на жизни автора, в нём много автобиографических фактов. Филип в возрасте девяти лет потерял родителей и жил с дядей и тётей, у которых не было своих детей, и они понятия не имели, что делать и как обращаться с ребёнком. Филип был инвалидом, у него была косолапость, и это уродство заставляло его всю жизнь чувствовать себя неловко и в чем-то даже нежелательно, но оно же стало препятствием для того, чтобы он стал интеллигентным молодым человеком с широким душевным кругозором.
Филип был воспитан как джентльмен, и ожидалось, что он будет вовлечён в религию и в какой-то момент перейдёт в церковь, поскольку его дядя был викарием, и он рос по правилам церкви в доме своего дяди. Но Филип предпочёл свой собственный путь и отверг религию ради занятий искусством, хотя и преуспевал в учёбе, позже отверг религию ради бухгалтерского дела и, наконец, нашёл себя в медицине. У Филипа были даже некоторые сомнения по поводу этих занятий, но он так и не сошёл с этого пути.
Пытаясь заполнить пробелы, его поиск смысла жизни проходил через знакомства с разными людьми, с которыми позже он поддерживал дружеские отношения; через знакомство с разными философиями, которые одну за другой он отвергал. Филипу было очень трудно поверить в изучаемую им религию, так как его опыт репрессий в викариатстве дяди и в школе, которую он посещал, где с ним часто обращались жестоко, вступал в противоречие с понятиями и идеалами религии. В результате он потерял веру.
Автор подробно описывает каждую неудачу и разочарование, которые пережил Филип, и то, какое влияние оказали эти борьба, испытания и ошибки на формирование его собственной философии, которая соответствовала его собственной природе и помогла ему стать свободным от чужих мнений и амбиций. К чему Филип пришёл через свой опыт в бухгалтерии и в попытках стать художником, так это к тому, что человек должен избавиться от предрассудков, и поэтому нет ничего, что человек может сделать неправильно.
Филип прошёл долгий путь, прежде чем пришёл к такому выводу, и опыт любви к эгоистичной и вульгарной женщине по имени Милдред стал последней точкой в его попытках стать свободным. Его одержимость этой девушкой можно рассматривать как отчаянную и бессознательную попытку обрести счастье. Филип по своей природе был очень чувствительным, но он всегда старался не показывать свою уязвимость.
У Милдред не было моральных ценностей, её главным интересом были деньги и процветание, она воспользовалась мягким сердцем и щедростью Филипа. Милдред даже позволяла себе использовать и обижать Филипа, но он продолжал прилагать усилия, чтобы завоевать её расположение и её сердце. Этой любовной связи не суждено было иметь счастливый конец, но она была несчастной. Из этих отношений он понял, что счастье нельзя измерить свободой, а точнее, погоней за счастьем. Филип, наконец, обрёл покой, когда перестал его искать и позволил всему идти своим чередом.
Что действительно важно в романе «Бремя страстей человеческих», так это то, что он затрагивает практически все сложности человеческой жизни: это и вопросы воспитания и образования, и место религии и морали, и трудности в поиске профессии, и препятствия, с которыми приходится сталкиваться, имея какую-то неспособность. Одним из последних является косолапость Филипа, которая не позволила ему стать военным или спортсменом. Наконец, особенно выделяется тема любви, которая обычно является причиной всех бед. Смысл жизни всегда был вопросом всех времён, и, возможно, на него никогда не будет ответа, но это не должно стать причиной для того, чтобы не пытаться.
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Сальваторе» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Остриё бритвы» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Разрисованная вуаль» («Узорный покров») Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Бассейн» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Лиза из Ламбета» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «На краю империи» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?