«Об общественном договоре» Жан-Жака Руссо, краткое содержание читать ~8 мин.
В 1762 году философ Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) опубликовал трактат «Об общественном договоре» и сочинение «Эмиль, или О воспитании». Обе работы содержали критику религии, из-за чего были запрещены во Франции и в родной для Руссо Женеве. Вследствие этого философ был вынужден покинуть родину и до конца жизни находиться под защитой различных покровителей.
Известность Руссо как философа во многом укрепилась благодаря его полемике с официальной религией и связям с деятелями Просвещения, которые разделяли схожие антиклерикальные взгляды. Он написал несколько статей для «Энциклопедии» Дидро и некоторое время поддерживал дружеские отношения с Вольтером. Позднее интеллектуальные разногласия привели к разрыву с ними, что способствоalo его изоляции от многих деятелей французского Просвещения.

Идея общественного договора существовала как минимум с эпохи Возрождения, однако предыдущие версии предполагали наличие обязывающего соглашения между правителями и управляемыми. Другие теории рассматривали договор как соглашение между людьми, обязывающее их подчиняться правительству. Эта концепция легла в основу «просвещённого абсолютизма», где монарх выступал сувереном и правил в интересах народа. Руссо отверг эти теории, утверждая, что суверенитет принадлежит народу, а правительство — лишь представитель суверена, уполномоченный исполнять общую волю. Эта идея, ставшая сегодня общепринятой, для современников Руссо звучала радикально.
«Общественный договор» оказал значительное влияние на политическую мысль в Европе, став идейной основой для реформ и революций. Хотя Руссо в основном избегал обсуждения текущих политических событий, его критика роскоши и акцент на народном суверенитете в значительной мере соответствовали идеалам Французской революции. Многие политические лидеры видели в теориях Руссо основу для справедливого государственного устройства. Руссо даже получил приглашения для разработки конституций Корсики и Польши, хотя его рекомендации не были реализованы из-за иностранных вторжений.
Во многом «Об общественном договоре» развивает идеи, заложенные в «Рассуждении о происхождении и основании неравенства между людьми». В той работе Руссо критикует частную собственность как причину неравенства и эксплуатации. Эти пороки порождают те самые «цепи», о которых Руссо пишет в первом предложении своего трактата. Признавая неизбежность определённой потери свободы, он стремится установить принципы легитимной политической власти. Основной вопрос «Общественного договора» — определение этих принципов.
Содержание
Руссо начинает «Об общественном договоре» знаменитой фразой: “Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах”. Поскольку эти оковы отсутствуют в естественном состоянии, они должны быть результатом общественных соглашений. Руссо ищет основу для легитимной политической власти, при которой люди, отказываясь от естественной свободы, обретают свободу гражданскую. Он определяет два условия легитимности власти: во-первых, отсутствие личной зависимости одних членов общества от других, и во-вторых, подчинение законам, при котором каждый подчиняется лишь самому себе.
Решением этой проблемы Руссо называет Общественный договор — соглашение, посредством которого люди объединяются для взаимной защиты. Этот акт ассоциации создаёт коллективное тело, именуемое «сувереном». Суверен обладает верховной властью в государстве, имеет собственную жизнь и волю. Интересы суверена, или «общая воля», всегда направлены на общее благо, в отличие от частной воли каждого гражданина, которая преследует личную выгоду.
Общая воля (volonté générale) не является простой суммой частных воль граждан. Руссо подчёркивает, что, если граждане будут голосовать исходя из личных интересов, их решения могут противоречить общему благу. Общая воля возникает тогда, когда каждый член общества размышляет о том, что полезно для государства в целом. Таким образом, это качественное, а не количественное понятие, отражающее коллективный разум и стремление к справедливости.
Закон является выражением общей воли и должен касаться только вопросов, затрагивающих всё население. Цель законодательства — защита свободы и равенства, а также содействие общему благу. Однако народ не всегда способен определить, что именно ведёт к общему благу, и может нуждаться в помощи Законодателя. Эта фигура помогает направить граждан при создании законов, предотвращая влияние частных интересов и помогая взвесить краткосрочные выгоды и долгосрочные последствия.
Законодатель в концепции Руссо — это выдающаяся личность, почти мифический основатель государства. Он не обладает властью суверена или правительства и не может принуждать людей силой. Его задача — предложить совершенную систему законов, убедив народ принять её силой своего авторитета и мудрости. Законодатель действует извне политической системы, создавая условия для её правильного функционирования, после чего его миссия завершается.
Хотя суверен обладает законодательной властью, государству также необходима власть исполнительная для претворения общей воли в жизнь. Существует три основных типа правления: демократия, аристократия и монархия. Выбор зависит от ряда факторов, включая численность населения и климат. Руссо утверждает, что между размером правительства (числом управляющих) и численностью населения должна существовать обратная зависимость. Поэтому большие государства тяготеют к монархии, средние — к аристократии, а малые — к демократии.
Руссо подчёркивает, что учреждение правительства не является договором, как полагали Томас Гоббс и Гуго Гроций. Суверен создаёт правительство как своего представителя, ответственного за исполнение общей воли. Следовательно, суверен может в любой момент изменить форму правления и сменить его лидеров.
Поскольку правительство по своей природе стремится узурпировать суверенитет и нарушить общественный договор, его интересы постоянно вступают в конфликт с интересами суверена. Лучшим средством сдерживания исполнительной власти является проведение периодических народных собраний. Руссо, ссылаясь на опыт Древнего Рима, доказывает возможность их организации даже в крупных государствах. На таких собраниях народ должен решать, одобряет ли он текущую форму правления и её руководителей.
Периодические собрания могут продлить жизнь государства, но в конечном счёте каждое из них обречено на падение из-за узурпации власти. Тем не менее, пока государство существует, все граждане обязаны выполнять свой гражданский долг. Они не могут нанимать представителей для выражения общей воли, поскольку суверенитет неотчуждаем. Использование денег для уклонения от гражданских обязанностей развращает государство и разрушает свободу.
При голосовании каждый должен определять, соответствует ли закон общей воле, а не его частным интересам. Таким образом, гражданин обязан подчиняться даже тем законам, с которыми он не согласен. В здоровом государстве люди разделяют общие ценности и демонстрируют единодушие на собраниях. В государстве, находящемся в упадке, частные интересы ставятся выше общего блага, а законодательный процесс подвергается манипуляциям.
Хотя суверен должен признавать свободу вероисповедания своих членов, он может предписать набор ценностей, необходимых «хорошему» гражданину. Эта система убеждений, названная Руссо «гражданской религией», включает веру в Бога и загробную жизнь, идею всеобщей справедливости и уважение к святости общественного договора. Государство вправе изгнать любого, кто отвергает догматы гражданской религии.
Темы
Суверенитет
Теория суверенитета Руссо существенно отличается от концепций других политических философов. В отличие от Гоббса и Гроция, Руссо утверждает, что суверенная власть должна принадлежать народу, а не абсолютному монарху. Объединяясь, люди создают «публичное лицо», именуемое «сувереном», которое стремится к общему благу. Каждый индивид является одновременно и «гражданином» (как член суверена), и «подданным» (поскольку обязан подчиняться его решениям).
Для обеспечения легитимности политической власти Руссо выдвигает к суверену ряд требований. Суверен должен поддерживать равенство, без которого немыслима свобода. Он может рассматривать лишь те вопросы, которые касаются всего населения, и не вправе требовать от одного подданного больше, чем от другого. Суверен также обязан гарантировать, что люди подчиняются только самим себе, оставаясь такими же свободными, какими они были до заключения общественного договора. Таким образом, суверенитет не может быть передан отдельному лицу или группе лиц, так как только народ в целом способен выражать общую волю. Суверенитет также неделим, поскольку часть суверена не может издавать законы для целого.
Легитимная политическая власть
В первой книге Руссо устанавливает два условия легитимной власти. Во-первых, отсутствие отношений личной зависимости. Во-вторых, подчиняясь законам, люди подчиняются только самим себе. Для выполнения этих условий Руссо разрабатывает несколько правил для суверена и правительства, которое должно исполнять его решения.
Руссо утверждает, что между народом и правительством нет договора. Чтобы народ подчинялся только себе, суверен должен оставаться верховной властью в государстве. Договор налагает обязательства на обе стороны, поэтому, если бы народ был связан договором с правительством, он перестал бы быть верховной властью. Другое положение, обеспечивающее легитимность власти, гласит, что закон может касаться только тех вопросов, которые затрагивают всё население. Суверен не может устанавливать правила, применимые лишь к отдельным лицам, так как это нарушило бы второе условие легитимности.
Мораль
Руссо подчёркивает важность морали на протяжении всего трактата. В отличие от Гроция, он утверждает, что право должно порождать чувство морального долга. Следовательно, сила не может создавать право. Рабы подчиняются своим хозяевам из страха физического наказания, а не из чувства морального обязательства.
Переход к гражданскому обществу заменяет независимое существование в естественном состоянии на моральное, где у людей появляются обязательства друг перед другом и перед государством. Руссо высоко оценивает это преобразование, которое заставляет человека руководствоваться разумом, а не физическими импульсами. Он утверждает, что только после заключения общественного договора человек в полной мере становится человеком. Однако Руссо также критикует негативное влияние, которое гражданское общество оказывает на индивида, что наиболее чётко изложено в «Рассуждении о происхождении и основании неравенства между людьми».
- «Рассуждение о происхождении неравенства» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Исповедь» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
- «Эмпайр Фоллз» Ричарда Руссо, краткое содержание
- «Кориолан» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?