«Зверобой, или Первая тропа войны» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание читать ~13 мин.
Книга «Зверобой» – это последняя часть в серии Джеймса Фенимора Купера «Сказки Кожаного Чулка». Эта заключительная история о главном герое, которого на самом деле зовут Нэтти Бамппо (но здесь его чаще называют Соколиным глазом), и его товарище-могиканине Чингачгуке, происходит в знакомых окрестностях дикой местности в Нью-Йорке.
Повествование ведётся вокруг захватывающей схватки с представителями племени гуронов, которые похитили девушку из Делавэра, с которой Чингачгук помолвлен. Состав персонажей дополняется тем, что вполне может быть истолковано как прозорливый предшественник стереотипа о старом старателе – старым траппером Томасом Хаттером и его двумя падчерицами: простодушной Хэтти и её надменной сестрой Джудит.
Опубликованная в 1841 году – спустя столетие после того периода, который изображён в романе, – история оглядывается на момент истины, когда Зверобой превращается в человека действия, противостоящего не только жестокости окружающего его неприрученного мира, но и жестокости окружающего его неприрученного человечества. Таким образом, «Зверобой» становится романом о посвящении в современные обряды и ритуалы мужественности.
В романе затрагиваются и другие темы – конфликтующие ценности, которые ставят человека против человека. Хотя действия и темы рассматриваются с неизменной фамильярностью Купера, главное ощущение, которое уносят с собой многие читатели, – это твёрдое понимание реальности обстановки колониальной Америки середины XVIII века, а также мужества и решимости, необходимых для создания современной страны из такой дикой пустыни.
Сюжет
Преодолев почти непроходимые заросли, двое молодых людей вышли на берег ослепительно сверкающего горного озера. Первый из путешественников – высокий, сильный мужчина и хвастун Гарри Марч – видя восхищение своего друга, сказал, что по сравнению с Великими озёрами Канады это маленькое озеро. Но для Нэтти Бамппо, прозванного Зверобоем, огромное водное зеркало было захватывающим зрелищем. Любоваться, однако, им было некогда. Особенно у Гарри Марча (меткое прозвище колонистов – Торопыга Гарри): его ждёт красавица Джудит.
Найдя спрятанный пирог, друзья вскоре добрались до «замка» – построенного на вбитых в мелководье сваях жилища отшельника Тома. Дом был пуст. Гарри предположил, что старик и его дочери ушли на охоту. Молодые люди отправились на их поиски. Сначала они замечают Хаттера, осматривающего ловушки, а затем отлично замаскированный «ковчег» – большую плоскодонную баржу. Том получил известие о войне между англичанами и французами, но о том, что дружественное французским воинам индейское племя Минг бродит по озеру, он ещё не знает. С вновь прибывшими он спешит вывести «ковчег» на открытую воду.
Непосредственная опасность миновала, но на озере были спрятаны два пироги – Хаттер, Гарри и Зверобой не без оснований полагали, что индейцы скоро их найдут. Поэтому – под покровом ночи – было решено захватить пироги. Гарри ухаживал за Джудит, но девушке он не понравился.
В темноте мужчины отправились в опасное плавание и захватили пироги. Гарри и Хаттер отважились напасть на покинутый индейский лагерь. Зная, что Зверобой не согласится на такое позорище, его отослали. Однако авантюристы просчитались – женщина закричала, и те воины, которые были рядом, пришли на помощь. Неудачливые охотники за скальпами сами попали в плен. Проснувшись на рассвете, Зверобой увидел, что пирога приближается к берегу. Он услышал выстрел и спрятался за деревом. Это был индеец, Зверобой предложил мир, и индеец согласился. Но, захватив каноэ и собираясь отплыть, юноша заметил, что индеец прицелился в него. Зверобой мгновенно направил ружье на врага, прятавшегося за кустами, – два выстрела слились в один. Юноша не пострадал – воин ирокезов был смертельно ранен. Умирая, индейский охотник назвал его Соколиным глазом.
Зверобой вернулся в «замок». Он не стал скрывать от дочерей Тома, в какую серьёзную беду попал их отец. Но сегодня вечером, на закате, у него была назначена встреча с воином племени делаваров Чингачгуком – они что-нибудь придумают. Великий Змей – так Чингачгук переводится с делаварского – пришёл сюда за своей похищенной невестой. Все отправились к «Ковчегу», и, тарахтя целый день, Зверобой привёл баржу точно на закате в назначенное место. С невысоких скал индейцы прыгают на судно. На берегу появились преследователи, но слишком поздно – ковчег был уже недосягаем.
После некоторого обсуждения с Чингачгуком Зверобой посоветовал сёстрам выкупить пленников. Девушки без колебаний предложили свои лучшие наряды – но достаточно ли этого? Джудит решила открыть сундук своего отца. Среди дорогих платьев они нашли искусно вырезанные шахматные фигуры. Ни Джудит, ни Натаниэль Бампо не знали, что это такое, но особенно поразили лучники, лошади и слоны. Прибывшие для переговоров индейцы были просто околдованы. Они с радостью обменяли пленников на двух слонов.
Решили и освобождённые, и освободители: «Замок» оказался местом ненадёжным, «Ковчег» гораздо безопаснее. Все пересели на баржу и отплыли. Ночью Чингачгук и Зверобой отправились в лагерь врага – за Уа-та-Уа, невестой Великого Змея. Его госпожу охраняли. К счастью, один из вождей мингов велел старухе принести воды. Та взяла девочку и пошла к источнику. Зверобой напал на старуху, Чингачгук с Уа-та-Уа побежали к пироге. Женщина успела издать крик, Зверобой бросил старуху и стал убегать. У воды один из индейцев догнал Зверобоя. Подоспели ещё несколько воинов, и Зверобой попал в плен.
Хаттер и Фиджет не беспокоились о судьбе Зверобоя, но Джудит беспокоилась. Всю ночь она – вместе со своей младшей сестрой Хэтти – провела в лодке, надеясь узнать, что ждёт понравившегося ей охотника.
Хаттер и Торопыга Гарри направили «ковчег» к «замку». Им показалось, что он не захвачен. Чингачгук предупредил их, напомнив о предательстве Мина, но они не послушали. Недоверчивая пара благополучно вошла в дом. Треск, грохот, проклятия – шла борьба на жизнь и смерть. Из дверей, осыпаемый разъярёнными воинами, вывалился Гарри Марч. Благодаря огромной физической силе он сметал многих противников, но ловко брошенная верёвка опутала великана и сбила его на мостовую. Марч не сдавался, соскользнул в воду и с помощью Ва-Ва-та попал на управляемую Чингачгуком баржу. Гуронские воины не решились преследовать в неблагоприятных условиях и покинули «Замок».
Джудит и Хетти пришли и услышали мучительный стон, они открыли ставни и нашли своего отца оскальпированным. Кроме того, он был смертельно ранен ножом. Трогательное прощание – Томас Хаттер успел открыть девушкам, что он не их отец, и умер.
На следующий вечер, проплывая на барже, они увидели приближающегося к ним Зверобоя. Юношу, как носителя флага перемирия, отпустили. Но как бы ни закончились переговоры, завтра он должен был вернуться к врагу. Там его не ждало ничего хорошего. Джудит пыталась отговорить его, но Нэтти убедил женщину, что он не может нарушить своего обещания.
По возвращении Гурон, оценив мужество и честность Ястребиного Глаза, предложил ему жениться на вдове убитого им индейца. Тот отказался. Разъярённый брат поруганной женщины пустил в ход томагавк, но он уклонился, перехватил оружие и ответным броском убил нападавшего.
Они привязали Зверобоя к дереву и, пытаясь запугать, бросали ножи, томагавки, стреляли из ружей – лишь бы не нанести серьёзных ран. Охотник не только не отвернул голову, но даже не закрыл глаза. Это привело гуронов в ярость – они разложили костёр. Появляется Хетти – её считали слабоумной, и ей разрешалось ходить везде. Она разбросала палкой горящий костёр.
Индейцы отозвали девушку в сторону, намереваясь продолжить пытку, но вмешался Чингачгук. Он выскочил из кустов, с молниеносной быстротой пересёк поляну, перерезал верёвку и отдал Зверобою ружье. Смятение. Однако враги были в изобилии. Друзья неизбежно должны были погибнуть. Но вот послышался тяжёлый, ритмичный стук солдатских ног, барабанная дробь. Хурон в панике мечется по округе, почти все мужчины и женщины погибают.
Среди раненых была и Хэтти. И даже Хэтти мужественно переносит страдания, удивляя военного врача – её жизнь угасла. Джудит плачет рядом с сестрой – друзья прощаются с умирающей. Хэтти похоронили на дне озера.
После похорон осиротевшая Джудит осталась наедине с Зверобоем. Прямолинейный охотник ей очень нравился, но откровенно он об этом не догадывался. Понимая, что сейчас или никогда – Юдит, преодолевая застенчивость, предложила Зверобою взять её в жены. Охотник промолчал, стараясь не обидеть девушку, сказал ей, что брак без любви вряд ли будет удачным.
Список персонажей
Натаниэль (Нэтти) Бамппо
Нэтти Бамппо – охотник, зверобой, о котором идёт речь в названии. Воспитанный в племени делаваров как храбрый, скромный и благородный, Нэтти является воплощением доброты и невинности. Настало время стать мужчиной. Объединившись с семьями Марч и Хаттер, он отправляется в путь, чтобы потерять свою невинность, но обрести мужественность, помогая своему другу-могиканину Чингачгуку вернуть свою возлюбленную, похищенную племенем гуронов.
Чингачгук
Вождь племени делаваров и воплощение представления белого человека о «благородном дикаре». Когда Зверобой попадает в плен, он и его возлюбленная Вах-та!-Вах сбегают, но он возвращается, чтобы спасти Нэтти, а также Торопливого Гарри из засады, запланированной в замке Хаттера.
Гарри Марч
Прозвище «Торопливый Гарри», потому что он немного безрассуден и потому что, кажется, всегда находится в движении. Однако в его несовершенной натуре есть нечто большее, чем безрассудство. Бессовестно жадный и необратимо озабоченный собой, он является воплощением лихого антигероя, который приходит на помощь в трудную минуту. В данном случае искупление приходит в виде того, что он играет важную роль в спасении жизни Зверобоя.
Том Хаттер
Хаттер был пиратом, который видел лучшее будущее в качестве траппера. Он стар, измождён и живёт с двумя приёмными дочерьми в месте, которое он называет Мускрат-Касл. Причудливое название для того, что по сути является лодкой-домом. Он пытается совершить подвиг, объединившись с Торопливым Гарри, но в итоге попадает в плен к враждебным туземцам и, в конце концов, с него снимают скальп и бросают в озеро.
Джудит Хаттер
Падчерица Тома, которая ведёт себя как кокетка, но оказывается гораздо проницательнее, чем кажется. В то же время она надменна и почти так же озабочена собой, как Гарри Марч, хотя и более поверхностно. Она отвергает Гарри, потому что ей нужен Зверобой, но Джудит получает от него столько же добра, сколько отдаёт Марчу.
Хетти Хаттер
Сестра Джудит и другая падчерица Тома, она считается простой. Что, учитывая период написания и действия романа, означает, что она является воплощением христианских ценностей. Она, кажется, чувствует, что является жизненно важным и значимым, становясь, таким образом, зеркальным отражением своей сестры.
Уа-та-Уа
Обручённая с Чингачгуком, она попадает в плен к враждебным индейцам. Ей удаётся бежать со своим возлюбленным, но в конце концов она возвращается в лагерь врага вместе с сёстрами Хаттер, пытаясь спасти Натти Бамппо.
Темы
Благородство в самопожертвовании
Зверобой воплощает идею самопожертвования, поскольку он неоднократно подвергает себя опасности, чтобы защитить других членов своей партии, особенно женщин. Он неоднократно защищает их всех, рискуя пострадать или даже умереть от рук туземцев. Наконец, роман заканчивается тем, что он возвращается к минго, чтобы исполнить свой приговор. Этот благородный поступок вознаграждается его жизнью, так как вожди пощадили его. Благодаря его чести вернуться и жертвенной защите Хетти, его будут готовить как воина в племени.
Феминизм
Хэтти, Джудит и Хист – единственные женщины, изображённые в романе. Несмотря на разницу в расах, их объединяет родство, потому что все они находятся под взаимным гнётом социальных ожиданий относительно их роли в обществе как женщин. Мужчины ожидают, что они будут вести себя определённым образом, обладать определённым интеллектом и прощать все мужские недостатки в обмен на их мужскую защиту и обеспечение. Хотя женщины могут ценить своих мужчин и даже любить их, они возмущены социальными ожиданиями, от которых страдают. Это позволяет им вместе утешаться на этой общей почве.
Религия в природе
Зверобой – набожный христианин, он неоднократно выражает свои теологические взгляды на протяжении всей книги. Он и Джудит довольно часто обсуждают свои взгляды на веру в их дружбе. Для Зверобоя самое верное выражение религии – это природа, творение Бога. Он считает, что вера не ограничивается зданием или литургической структурой церкви, а должна охватывать всю природу. Благодаря своей связи с землёй в результате охоты и выслеживания, он верит в Бога и поклоняется ему. Взгляды Джудит более условны, но она восхищается приверженностью Зверобоя своим убеждениям.
Расизм
Торопливый Гарри неоднократно описывается как расист. Он презирает коренных американцев так, как это может делать только человек, воспитанный на ненавистной идеологии превосходства. Согласно его культуре, Гарри превосходит коренных жителей, поэтому он ненавидит их за их достижения. Он рассматривает их как конкурентов – за еду, землю и женщин. Естественно, это чувство соперничества порождает презрение между ним и людьми других рас, которых он не понимает и которым не доверяет.
Джеймс Фенимор Купер известен тем, что на протяжении всей истории изображал самые тёмные и грязные стороны человеческой натуры. Он пишет о борьбе коренных американцев против явной судьбы белого человека. В этом романе он устраняет резкие границы, разделяющие две расы, поскольку его главные герои представляют собой смешанную расовую группу. Главный герой романа – туземец, который в итоге находит своё место в племени минго, против которого сражаются его друзья. Однако он остаётся сочувствующим своим белым друзьям, спасая Джудит от верной смерти.
В статье обсуждается идея расовой интеграции. Возможна ли она? Полезна ли она? Своей смертельной преданностью Гарри, Джудит и Хэтти, Зверобой демонстрирует подлинность своей дружбы. Однако в конце концов он решает вернуться к минго и принять наказание, а не жить с белыми людьми, как того хочет Джудит. Другая расовая динамика возникает, когда к команде присоединяются Чингачгук и Хист. Они оба – туземцы, враги минго. И снова белые люди и туземцы работают вместе, чтобы выжить в условиях набегов минго, но Чингачгук и Хист в конце концов решают остаться с минго. Они предпочитают быть с людьми своей расы, даже если это означает рабство и наказание, чем принять обычаи белого человека и приспособиться к обществу другого типа. Возможно, они не верят, что их примут среди поселенцев и трапперов. Возможно, им кажется, что они разочаруют своих предков, если покинут свою расу. Независимо от причин, каждый из туземцев в конце концов решает остаться с племенем минго.
Судя по успеху группы героев, сражающихся с минго, расы могут работать сообща. Джудит даже любит Зверобоя, хотя он отвергает её ухаживания. Они не ненавидят друг друга по расовому признаку. Однако книга заканчивается своего рода поражением в борьбе за интеграцию. По какой-то причине коренные американцы остаются с чужим племенем, вместо того чтобы присоединиться к белым в их обществе. Джудит также не остаётся с минго, когда ей предлагают это сделать. Каждый человек по-прежнему выбирает верность расе выше надежды на успешную интеграцию в общество. В романе Купера очень чётко показано, что система сломана. В своё время он не предвидел успешного межрасового существования, если кто-то не желал меняться.
- «Пионеры» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Следопыт» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Последний из могикан» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Как писать книги» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Урочный час» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» Иммануила Канта, краткое содержание
- «Основание» Айзека Азимова, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?