«Следопыт» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание читать ~16 мин.
Роман «Следопыт» – предпоследняя книга Джеймса Фенимора Купера в его знаменитой серии романов о Нэтти «Ястребином Глазе» Бамппо. В «Следопыте», написанном вне хронологического порядка, лихой молодой герой «Последнего из могикан» всерьёз подумывает о том, чтобы осесть дома с последней молодой леди с прекрасной осанкой, которая привлекла его натренированный взгляд, Мейбл Данэм. Действие романа «Следопыт», опубликованного в 1840 году, происходит в 1756 году, что делает его третьим в серии, если читать в хронологическом порядке.
К 1756 году Ястребиный Глаз достиг среднего возраста, но остался таким же энергичным и авантюрным пограничником, как и прежде. Приключение, служащее повествованием для целей сюжета, неразрывно связано с подзаголовком романа: Внутреннее море. На самом деле это озеро Онтарио, и временами кажется, что Купер воскресил Ястребиного Глаза из мёртвых, на котором закончилась предыдущая часть «Сказок Кожаного Чулка», только для того, чтобы он мог написать водное приключение, основанное на его собственном опыте моряка, служащего защите этого важнейшего водного пути.
Однако в центре внимания романа не сюжет, который служит лишь для того, чтобы создать захватывающий фон для романа, развивающегося между героем и героиней, а также для того, чтобы объяснить, что Мэйбл никогда не упоминалась как жена Ястребиного Глаза (живая или мёртвая) в предыдущем романе «Прерия», опубликованном тринадцатью годами ранее.
Вся суть романа вращается не вокруг стычек и интриг, требующих очередного спасения Ястребиным Глазом молодой девушки, попавшей в беду, а вокруг тематического проявления Нэтти Бамппо как воплощения пограничного духа Америки, вырезающего цивилизацию из дикой природы и укрощающего скрытые в ней опасности, чтобы вежливость могла развиваться. Таким образом, кульминацией является не спасение Мейбл, а отказ от неё мужчины, созревшего до понимания того, что она будет лишь любовницей, удерживающей его от настоящей любви жены: ничем не ограниченной свободы дикой природы.
«Сказки Кожаного Чулка» наконец-то увидели свет всего год спустя, когда была опубликована книга, которую многие считают самой богато написанной из всей серии, хотя и не столь технически хорошо выполненной, как «Последний из могикан». Хотя «Оленебой», возможно, был последним из романов о Ястребином Глазе, он делает полный круг повествования, рассказывая предысторию Нэтти Бамппо до того, как он стал героическим опытным следопытом, осознающим своё место во вселенной.
Сюжет
Девятнадцатилетняя Мэйбл Данэм в сопровождении своего дяди – старого моряка Кэпа – и двух индейцев (Смешивающего Стрелы и его жены Джун Дью) в течение многих дней пробирается через бескрайние американские джунгли из Нью-Йорка в маленький английский замок на берегу озера Онтарио. Они держат путь к отцу Мэйбл, сержанту Данхэму.
По пути путешественники замечают дым костра. Во время войны (а с 1755 по 1763 год между англичанами и французами сражения почти не прекращались) случайные встречи всегда опасны – маленький отряд с большой осторожностью разведывает, кто готовит еду: друзья или враги?
К счастью, это друзья: Следопыт (известный нам под именами Оленебой и Ястребиный Глаз, Нэтти Бамппо) с неизменным спутником Чингачгуком и его новый друг, Джаспер Уэсторном. В окрестностях крепости появились союзные французам индейцы, и сержант Данэм выслал навстречу небольшой, но надёжный отряд.
Оставшиеся несколько миль пути Мэйбл запомнила надолго. Возможные благодаря мастерству Джаспера спуски на каноэ через водопады и пороги победные (во главе со Следопытом) стычки с превосходящими силами противника, отчаянная храбрость Чингачгука – не забываемы. Сержант может быть доволен вдвойне: его дочь доставлена в целости и сохранности, да к тому же, как надеялся Данэм, она смогла проникнуться чувствами к его старому другу Нэтти Бамппо. Действительно, Мейбл была полна чувств, но дочерних.
Почти сорокалетний Следопыт скорее отец для девятнадцатилетней девушки, чем возможный муж. Мейбл ничего об этом не знает; сержант решил без неё и смог убедить другую, что он – храбрый и честный – не может не понравиться девушке.
Даже соревнования по стрельбе, когда Джаспер «вымолил» у него победу, не открывают Следопыту, кто к кому и какие чувства питает. Сам он – к своему огорчению – очарован Мейбл и, поверив её отцу, влюбляется. Когда приходит время сменить караул в тайной канцелярии, Следопыт позволяет себе пренебречь обязанностями и не отправляется с Чингачгуком на берег озера, а плывёт вместе с девушкой и сержантом на маленьком одновесельном судёнышке.
Перед отъездом командир крепости сообщает сержанту Данэму, что получил анонимное письмо, в котором капитан Джаспер Вестерн обвиняется в предательстве. Данэм будет внимательно присматривать за мальчиком и, если что-то случится, отстранит его от обязанностей капитана, доверив судно брату своей жены, опытному моряку Кэпу. И, несмотря на давнее знакомство с Джаспером, сержант начинает переосмысливать его, самые безобидные, поступки по-своему.
Наконец, бремя становится непосильным для Данэма – он отстраняет Вестерна от командования куттером и доверяет корабль Кэпу. Отважный моряк смело берётся за дело, но озёрная навигация имеет свою специфику. Мало того, никто ничего не знает о местонахождении нужного острова – просто «прокатиться» на куттере невозможно.
Серьёзный шторм гонит судно прямо по камням. И, наверное, если бы не уговоры Мэйбл и Следопыта – который, кстати, не усомнился в честности Джаспера – Кэп с Данхэмом предпочли бы умереть «правильно», чем спастись. Но пожалев дочь, сержант возвращает командование «Вестерну». Удивительное искусство мальчика спасает корабль.
Когда все налаживается, сержант – якобы для охоты – приглашает Следопыта и Мэйбл отправиться с ним на берег. После высадки группа распалась: Данэм перешёл на одну сторону, Бамппо с женщиной – на другую, ничто вроде бы не мешает объясниться, но решительный и смелый в бою Следопыт робеет перед девушкой.
Наконец, прервав волнение и как-то справившись с внезапно онемевшим языком, он объясняется. Мэйбл сначала не понимает, но когда осознает, очень смущается. Сама она испытывает к воину чувства другого рода – дружеские. Признательность, благодарность – девушка считает, что для счастливого брака этого недостаточно. С другой стороны, ни отца, ни Следопыта она не хочет разочаровывать. Вопрос, однако, поставлен правильно – от прямого ответа ей не уйти. Со всем возможным тактом, тщательно подбирая слова, Мейбл отказывается стать женой Следопыта.
Дальнейшее плавание – под командованием прекрасно знающего Джаспера Вестерна – проходит спокойнее. Сержант готовит экспедицию – перехватить стратегические грузы союзников: пушки, порох, свинец, ножи, томагавк. Следопыт с Чингачгуком отправляются на разведку. Ночью гарнизон во главе с сержантом идёт в атаку.
Девушка неспокойна. Она беспокоится об отце и – почему-то – о подозреваемом в измене Яшме. Чтобы развеять тревогу, Мейбл гуляет по острову. Вдруг из кустов её окликает тихий знакомый голос – это Джун Дью. Оказывается, её муж – Разящие Стрелы – старый французский секретный агент, открыто выступивший на их стороне, а индейцы собираются напасть на остров. Джун Дью советует Мэйбл укрыться в срубе и там переждать нападение, чтобы оно прекратилось.
Страх сменяется беспричинной тревогой – что теперь ждёт её отца? А её саму? Июньская роса успокаивает её: стать второй женой Разящего Стрелка – большая честь. Но такая перспектива кажется Мейбл хуже смерти. И посоветоваться не с кем – дядя и лейтенант куда-то уехали, а капрал – упрямый шотландец! – не желает ничего знать ни о каких индейцах.
Она пытается убедить его, но капрал полон презрения к «дикарям». Мейбл видит, как Скот внезапно падает лицом вниз. Она бросается на помощь, но капрал испускает дух, вынужденно скривившись: «Залезай в блокгауз».
Девушка прячется в здании и запирает дверь – индейцы из кустов расстреливают солдат и завладевают островом. Ночью Следопыт пробирается в сруб – испуганная Мейбл немного ободряется. Но ненадолго – возглавляемый сержантом и возвращающийся с победой отряд попадает в засаду. Следопыту, пользуясь темнотой, удаётся затащить тяжело раненного Данхема в блокгауз. Он же отражает последующую атаку, застрелив нескольких индейцев, намеревавшихся поджечь здание.
На следующее утро победители предлагают сдаться – Следопыт отказывается. Появляется какой-то резак – положение меняется, резко попавшие под перекрёстный огонь индейцы убегают и прячутся. Теперь французский капитан – глава недавних победителей требует капитуляции. Указав выгодные условия, Следопыт и Яшма соглашаются. Обезоруженные индейцы покидают остров.
Умирая от ран, сержант Данэм заставил Мэйбл связать себя обещанием, что она отдаст свою руку Следопыту. И вот – полная благодарности Натаниэлю и не имея сил отказать умирающему отцу – она соглашается. Но после похорон сержанта Джаспер дрожащим голосом прощается с ней, и Следопыт, обрадованный поначалу согласием, вдруг начинает прозревать: наконец-то ему открывается, кто на самом деле третий в этом любовном треугольнике.
Список персонажей
Нэтти Бамппо
Титулованный следопыт – это Нэтти Бамппо, постоянный герой всей серии романов Купера «Сказки Кожаного Чулка». Эта серия прослеживает Бамппо от юности до старости, но написана она не в хронологическом порядке.
В роли истребителя оленей Бамппо около 40 лет и он находится на пике своей игры: он – Дэниел Бун вымышленных американских пограничников и уже легендарная фигура для тех, кто о нём знает. Интересно, что, несмотря на это, Бамппо (читателям он также известен как Ястребиный Глаз) на самом деле в меньшей степени, чем в других сказках, является действующим лицом повествования.
Достигнув определённого уровня мудрости, уверенности, доверия и единения с природой, его роль сводится в основном к тому, чтобы помочь, когда к нему обращаются, и дать совет, когда это необходимо.
Мейбл Данэм
Нэтти – фигура, достойная восхищения, и в каждом из своих приключений он привлекает внимание по крайней мере одного нового женского персонажа, и на этот раз им стала Мэйбл Данэм. Нэтти возвращает восхищение, и можно серьёзно сказать, что она, возможно, была его единственной настоящей любовью, но её более энергично и серьёзно преследуют двое других мужчин, и большая часть сюжета разворачивается вокруг этого любовного четырёхугольника.
Лейтенант Дэвид Мьюир
Один из мужчин, борющихся за любовь Мейбл, – лейтенант Мьюир, квартирмейстер близлежащего форта. Он старше по возрасту и уже был женат – сколько раз до этого – предмет комического спора между ними. В конце концов, раскрывается его гораздо более страшная тайна, которая сделала бы союз невозможным в любом случае.
Джаспер Вестерн
Моряк, работающий на Великих озёрах, которые дали роману подзаголовок «Внутренние моря». Джаспер также добивается сердца Мейбл. Хотя ему не хватает изысканных качеств лейтенанта, его честность и искренность с лихвой компенсируют все недостатки, которых в избытке у его главного соперника. Нэтти никогда не одомашнится в браке, и это не относится к нему. После женитьбы на Мейбл он обретает экономический успех в Нью-Йорке.
Сержант Данэм
Отец Мейбл, который, будь его воля, выдал бы свою дочь замуж за следопыта. Он – командир близлежащего форта и причина, по которой Мейбл отправилась в пограничье.
Чингачгук
Могиканин, постоянный спутник Нэтти, который играет различные роли на протяжении всех «Сказок Кожаного Чулка». В начале романа его главная задача – помочь Нэтти провести Мэйбл в дикую местность, чтобы она смогла добраться до своего отца. Позже он играет важную роль, выслеживая и убивая Эрроухеда.
Эрроухед
Вождь племени тускарора, который, как и Чингачгук, несёт в себе атмосферу достоинства и благородства. Выступая в роли проводника, чтобы соединить Мэйбл с её отцом, Эрроухед сохраняет это благородство, но оно окажется фасадом. В действительности Эрроухед так же вероломен, как Чингачгук предан. Глубина его предательства предопределяет его гибель от рук верного могикана.
Темы
Возвышенность природы
Первые слова первой главы «Следопыта» задают тон тому, как в романе будут рассматриваться темы, связанные с миром природы: «Возвышенность, связанная с простором, знакома каждому глазу». Возвышенный характер дикой природы, в которой Нэтти Бамппо отправляется в качестве Следопыта, рассматривается как прямо, так и более косвенно.
При чтении любого из романов «Сказки Кожаного Чулка» мощь и величие нетронутой земли вызывают благоговейный трепет, почти недосягаемый для современного читателя. Это потрясающее качество поэтичнее назвать возвышенным.
Коренные американцы как люди
В «Сказках Кожаного Чулка» Купера используется необычный подход, когда речь идёт о популярных романах о коренных народах Северной Америки. Или, как их обычно называли: индейцы. Индейцы, изображаемые во многих романах, были дикарями без всякого благородства.
В книгах Купера – и в какой-то степени это особенно верно в «Следопыте» – туземцам придаётся благородство. Интересно то, что он не перегибает палку и не рисует всех коренных американцев широкими мазками, как наделённых от природы благородством, которого, однако, не хватает европейским поселенцам.
Как «Следопыт» избегает делать индейцев кровожадным бесчеловечным врагом всего порядочного, так и он избегает делать их бескровными и бесчеловечными.
Французы – коварная раса
Если в какой-либо группе людей в «Следопыте» есть недостаток благородства, и он не проявляется у индейцев, то, должно быть, у французов. На самом деле, французы находятся в союзе с некоторыми из определённо менее чем благородных племён, но они, по сути, являются просто ещё одной группой, которую вводят в заблуждение сквернословы-французы.
Не заблуждайтесь, что французы в романе названы плохими парнями, но они далеко не просто плохие парни. Почти все, кто имеет какое-либо французское происхождение, нарисованы довольно широкими мазками, как хитрые до безобразия. Хитрые, коварные и скрытные, французы являются средоточием всего плохого; они – противоположность природы.
Марк Твен специально выделил «Следопыта» для насмешек. Известный французский писатель Бальзак выделил «Следопыта» как пример литературы как живописи, предположив, что в словах Купера можно найти «школу, в которой должны учиться литературные пейзажисты; все секреты искусства находятся здесь». На таком отрезке потенциала качается маятник критической оценки этой части «Сказок в кожаном чулке». Является ли это оскорблением литературы или примером реализации потенциала величия литературы?
Это зависит от человека. Важнее другое: как она вписывается в общую картину «Сказок», почему, как и с какой целью? Преуспел ли Купер в той степени, которой его наградил Бальзак, или потерпел неудачу в той степени, что Твен считает это оскорблением литературных приличий, в конечном счёте, не имеет значения, но, к счастью, на этот вопрос можно ответить, просто взглянув на название.
В других «Сказках Кожаного Чулка» читатель оказывается среди могикан, пытающихся избежать геноцида, пионеров, истребляющих оленей, и великой американской прерии, простирающейся перед всеми ними как обещание. Что обещает эта книга? Путь, который можно найти и пройти по нему.
Центральной фигурой, связывающей все эти романы воедино, является Нэтти Бамппо, он же истребитель оленей, он же Ястребиный Глаз. В дальнейшем его также будут называть Следопытом. А что такое Следопыт? Конечно, тот, кто прокладывает путь к цели, но и тот, кто, принимая решение следовать по этому пути, должен оставить позади то, что осталось в прошлом. Следопыта можно легко перевести как человека, который нашёл своё истинное призвание и настолько предан этому призванию, что жертвует некоторыми очень важными и значимыми аспектами жизни. Они приносятся в жертву добровольно, но не всегда без сожаления.
Хотя критики редко называют «Следопыта» самым лучшим произведением из всех «Сказок» или самой захватывающей приключенческой историей, которую можно найти в «Сказках», среди критиков не так уж редко встречается мнение, что «Следопыт» – это центральная история, которая связывает все воедино. Это клей, удерживающий вместе истории отдельных людей или Ястребиного Глаза и Чингачгука. Это, если воспользоваться метафорой из другого времени и другого места, соломинка, которая перемешивает напиток. Потому что его не совсем захватывающая история, рассказанная не совсем лучшим автором, становится «Сказкой в кожаном чулке», которая даёт герою смысл его жизни. А поскольку героя этих романов можно с полным правом назвать метафорой американского идеала, это означает, что именно эта история придаёт стране смысл.
Это не единственная история, в которой Ястребиный Глаз заигрывает с возможностью романтических отношений. Но это единственный рассказ, в котором близость любви для него является соблазном не следовать своему истинному пути. К этому моменту в хронологическом порядке становится очевидным, что Ястребиный Глаз принадлежит дикой природе. Взять его из дикой природы, надеть на него костюм, заставить его подчиниться условностям приемлемого общества и назвать его горожанином уже кажется чем-то более подходящим для сюжета ситкома. (Как, например, когда крупный фермер Джефф Пруитт приезжает в Мэйберри, буквально подбирая женщин на улице в поисках жены, чтобы влюбиться в девушку Барни Файфа и в конце концов получить урок, что его путь лежит не к тому, чтобы стать горожанином или жениться на девушке из города, а к тому, чтобы держаться дочери крупного фермера, на которой он должен был жениться все это время).
Как и Джефф, Ястребиный Глаз не принадлежит к цивилизованному обществу. Однако, в отличие от Джеффа, есть ощущение, что Ястребиный Глаз действительно влюбился в Мейбл Данэм. И, конечно, так и должно быть. Ведь если она – всего лишь некое увлечение, его жертва не имеет никакого веса.
Только если читатель пропустит через себя всю оставшуюся часть «Повестей» и доживёт до старости холостяка Ястребиного Глаза, зная, что когда-то он глубоко любил и решил пожертвовать этой любовью, чтобы идти по своему истинному пути, само существование этой книги имеет смысл.
Это история Америки. Жертвы, которые пришлось принести, чтобы идти по пути создания страны, затем нации, континента, а затем империи. Любовь Ястребиного Глаза к Мэйбл Данэм должна быть истинной и глубокой, как и «Следопыт» должен быть написан, чтобы связать все воедино. Иначе, чем пожертвовал Ястребиный Глаз? Не носить костюм? Не жить в доме на окраине города? Не покупать припасы в местном торговом центре? Следопыт» должен существовать, чтобы показать, что Америка существует только потому, что мужчины (и женщины) пожертвовали многим, чтобы идти разными путями, которые привели нас всех к этому моменту.
- «Зверобой, или Первая тропа войны» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Пионеры» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Последний из могикан» Джеймса Фенимора Купера, краткое содержание
- «Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Сочинения Фридриха Ницше», краткое содержание
- «Дюна» Фрэнка Герберта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?