«Буль де Суиф» Ги де Мопассана, краткое содержание читать ~9 мин.
«Буль де Суиф» – очень известный рассказ французского писателя Ги де Мопассана, получивший всемирное признание благодаря тому, что действие его происходит во время франко-прусской войны. Многие говорят, что это его самое популярное произведение, что и послужило причиной того, что в этом сборнике рассказов он вынесен на «обложку». Считается, что за свою карьеру Мопассан написал до или более 400 рассказов, в том числе «Загородная экскурсия», «Государственный переворот», «Трус», «Кремация», «Брошенный», «Акцент», «После», «Александр», «Всё кончено», «Аллума», «Ампанже», «Старик», «Приключение в Париже» и «Хитрость на море».
Мопассан считается «отцом современных коротких рассказов». Он родился в 1850 году во Франции и является известным французским писателем и автором коротких рассказов. Мопассан умер в возрасте всего 42 лет и наиболее известен благодаря рассказу, представленному в этой книге, «Буль де Суиф». Стиль его рассказов многие считают «эффективным» из-за их быстрых концовок, которые, кажется, завершают все произошедшее. Однако романы были не в его вкусе: он опубликовал только шесть из них.
Сюжет
Сейчас зима, и французский город Руан в самом разгаре франко-прусской войны. Прусская армия оккупирует город. Немцы разрешают нескольким купцам выехать из города по делам в Гавр.
Рано утром десять человек покидают Руан в карете. Среди них: виноторговец с женой, владелец бумагопрядильных фабрик с женой, граф с женой, две монахини, демократ Корнюде и проститутка по прозвищу Пельмень (или «Буль де Суиф» – пельмени с салом или жиром). Мужчины, приверженцы консервативной партии, объединяются против Корнюде, а женщины начинают обсуждать проститутку.
Карета едет очень медленно, постоянно застревая в сугробах. Рассчитывая доехать быстро, пассажиры не запаслись провизией, и вскоре им ужасно захотелось есть, но ни таверны, ни фермы, где можно было бы купить еду, на дороге не видно. К трём часам дня Буль де Суиф, которая не хотла останавливаться в тавернах и планировала съесть свои запасы в пути, не выдержала и достала достаточно еды на три дня. Сначала она не решается угощать высокомерных господ, но вскоре даже добродетельные дамы переступают через свою гордость и присоединяются к трапезе.
Женщина рассказывает, что не может видеть пруссаков на улицах Руана и покинула родной город из чувства патриотизма. Наступает ночь. Путешествие длится 13 часов. Вскоре полиция останавливает экипаж для проверки документов, после чего все решают переночевать в «Коммерческой гостинице». Хозяин гостиницы сообщает Буль де Суиф, что с ней хочет поговорить прусский полицейский. Она уходит и возвращается возмущённая, но никому не рассказывает о случившемся. Все ужинают. Ночью Корнюде пристаёт к ней, но она не хочет оказывать ему услуги, пока в гостинице живут прусские солдаты.
Утром выясняется, что кучер исчез. Когда его находят, он объясняет, что прусский офицер запретил ему запрягать карету. Вскоре выясняется, что полицейский не отпустит их, пока Буль де Суиф не сдастся ему. Сначала все возмущаются наглостью офицера, но на следующий день уже начинают злиться, что она не делает того, что он хочет и что подразумевает её «профессия».
На третий день, собравшись в таверне, все начинают придумывать, как заставить проститутку исполнить волю офицера, ругают её и презирают за то, что она застряла здесь. Даже монахини участвуют в уговорах и внушают ей, что её жертва будет угодна Богу.
К середине четвёртого дня слуга сообщает, что Буль де Суиф согласилась и не выйдет к ужину. Все празднуют, отпускают сальные шутки, пьют шампанское. Только Корнюде считает, что они совершили мерзость.
На следующее утро все ждут запряжённую карету. Буль де Суиф игнорируют, и все отходят от неё, как от прокажённой. Когда приходит время обеда, все выносят еду, которая у них есть, только у Буль де Суиф ничего нет – она не успела позаботиться о еде. Полная обиды и ярости, она вспоминает о своей корзине с трёхдневным запасом провизии, которой не пренебрегли эти лицемеры, и начинает плакать. Все отворачиваются. Корнюде поёт, и до конца дороги рыдания Буль де Суиф смешиваются со строфами «Марсельезы».
Список персонажей
Буль де Суиф (Элизабет Руссе)
Проститутка (Элизабет Руссе, по прозвищу Буль-де-Суиф) была главной героиней этой истории. Она была «свободной» женщиной, которая была слишком привлекательна и использовала это для своей собственной пользы. Несмотря на то, что большинство людей относились к ней с пренебрежением, она оказалась лучшим человеком, чем все остальные.
Месье и мадам Луазо
Месье и мадам Луазо были виноторговцами. Этот человек “продавал очень плохое вино по очень низкой цене” и имел репутацию «мошенника».
Месье Карре-Ламадон
Месье Карре-Ламадон был более степенным, чем месье и мадам Луазо, и принадлежал к «более высокому классу». Он сколотил своё состояние на торговле хлопком. Мадам Карре-Ламадон была намного моложе своего мужа.
Граф и графиня Юбер де Бревиль
Граф и графиня Юбер де Бревиль принадлежали к одной из старейших и благороднейших семей Нормандии.
Корнюде
Корнюде был «известным демократом» и «ужасом всех уважаемых людей».
Прусский офицер
Прусский офицер – это офицер, чьи причуды ловит Буль де Суиф.
Темы
Различные социальные классы
С самого начала этой книги прослеживается чёткое различие между социальными классами, которое сопровождает героев на протяжении всей книги. Представители высших социальных классов, такие как граф, богатый торговец и богатый виноторговец, ведут себя иначе, чем представители низших социальных классов, такие как Буль-де-Суиф. В путешествие они берут вещи, которые сделают их поездку комфортной, и планируют питаться в ресторанах, в то время как Буль де Суиф берет с собой только еду, чтобы прокормиться.
Богатые люди отказываются равняться на низшие слои общества, поэтому они не разговаривают с Буль де Суиф; они считают, что проститутка не должна сидеть среди них. Они относятся к ней и таким, как она, с презрением, как к грязным существам, которые мало чего стоят и не имеют настоящей цели в жизни. Даже когда она спасает их, жертвуя собой, они не ценят её помощь и смотрят на неё с отвращением.
Манипуляция
Ещё одна заметная тема в книге – тема манипуляции, которая тесно связана с корыстью. Когда Буль де Суиф и её спутники попадают в плен к пруссакам, все её спутники пытаются манипулировать Буль де Суиф, чтобы она переспала с врагом, и тогда они получат свободу. Когда она отказывается это сделать, они стараются ещё больше и придумывают лучший план, чтобы манипулировать ею, и, наконец, путём лжи им это удаётся.
Это показывает, как они, включая монахинь, которым запрещено это делать, ведут себя неэтично, манипулируя ею только ради собственной выгоды. Тема манипуляции проявляется и в других случаях, например, месье Луазо, который продаёт некачественное вино по нормальным ценам обманывая своих покупателей.
Самопожертвование
Самопожертвование играет важную роль в истории Буль-де-Сюиф. Она считается представителем низшего социального класса, грязным и безнравственным, недостойным сидеть среди богатых. Тем не менее, именно она даёт им еду, когда они забыли взять что-нибудь поесть во время путешествия. У неё не так много, но она делится тем, что у неё есть, даже с теми, кто её обижает.
Когда прусский генерал просит её переспать с ним, Буль де Суиф не соглашается, потому что её мораль не позволяет ей спать с врагом, но если она этого не сделает, то помешает своим спутникам добраться до места назначения. Чтобы дать им возможность продолжить путь, она решает пожертвовать своей моралью и таким образом спит с генералом.
«Boule de Suif» (или в переводе «Пельмень») – короткий рассказ, который оставляет чрезвычайно длительное впечатление. Ироничный и остроумный стиль письма Ги де Мопассана, безусловно, является ключевым фактором, который делает этот рассказ запоминающимся. Используемый им конфликт существует в литературе с самого начала, но не теряет своей актуальности, ведь – давайте признаем это – общество меняется слишком медленно, мы по-прежнему предпочитаем стереотипное мышление непредвзятости. Ги де Мопассан даёт нам хороший урок, который – надеемся – научит нас не судить о книге по её обложке.
Нет необходимости обсуждать причины, по которым люди становятся секс-работниками, ведь это тема, которую можно продолжать бесконечно. Ги де Мопассан изображает главную героиню как «свободную женщину», чтобы показать лицемерие общества того времени. Что ещё мы знаем о ней? Прежде всего, она страстная натура! Она поддерживает Бонапарта и его идеи с такой яростью, что осмеливается обвинять людей, принадлежащих к высшему социальному классу и способных легко разрушить её жизнь, в предательстве. Эта женщина не думает дважды, прежде чем что-то сделать или сказать. Даже её внешность – упитанность и красота – многое говорит о ней.
Буль де Суиф – это воплощение жизни и энергии. Не говоря уже о том, что она добросердечна и не держит обиды долго. Стали бы вы предлагать свою еду людям, которые даже не пытаются скрыть тот факт, что они вас недолюбливают и презирают? Она делает это не потому, что чувствует себя обязанной, а по своей воле. Ее наивность обманывает её, заставляя поверить, что если они разделят с ней еду, то смогут не обращать внимания на её профессию.
К их чести, они начинают разговаривать с ней более дружелюбно, но это все, что они могут для неё сделать. Мы узнаем это, когда ей понадобится защита и поддержка, которую они могли бы оказать, но они без колебаний отказывают. Люди спрашивают её, какое это имеет для неё значение, как будто у такой «свободной» женщины, как она, нет ни достоинства, ни гордости.
Конечно, можно оправдать попутчиков, ведь солдаты могли легко убить их и выйти сухими из воды, но ничто в мире не может искупить их последующее поведение. Самое ужасное, что монахини – те, кому положено быть милосердными, представители дворянства – те, кому положено быть мудрыми, фабрикант – тот, кому не положено иметь стереотипов, и демократ оказываются одинаково поверхностными, неблагодарными и жестокими.
Урок, который может извлечь читатель, заключается в том, что доброе и понимающее сердце стоит больше, чем высокий социальный статус и деньги. Другая мысль заключается в том, что память людей весьма недолговечна, поэтому лучше дважды подумать, прежде чем соглашаться пожертвовать собой ради блага других. История Буль де Суиф только подтверждает это. Тем не менее, здесь есть и острое послание: скептицизм в отношении того, что большинство человечества лучше, чем люди, которых Элизабет встречает во время этой поездки.
- «Ожерелье» Ги де Мопассана, краткое содержание
- Ги де Мопассан: Короткие рассказы
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна, краткое содержание
- «История Карденио» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?