«Элегии родины» Аяда Ахтара, краткое содержание читать ~4 мин.
«Элегии родины» (2020) – роман-бестселлер «Нью-Йорк Таймс» Айада Ахтара, лауреата Пулитцеровской премии 2013 года в области драматургии (за пьесу «Опозоренный»). Роман представляет собой автофикшн, слияние автобиографических мемуаров и вымышленного повествования, в котором Ахтар выступает и как рассказчик, и как главный герой, проводя читателей через испытания и невзгоды пакистанско-американского мусульманина, пытающегося определить свою собственную идентичность в американской культуре.
В эссе «Элегии родины», посвящённом таким поворотным моментам новейшей истории, как террористические атаки 11 сентября 2001 года и президентские выборы Барака Обамы и Дональда Трампа, ставится вопрос об обоснованности американской мечты в условиях обострения предрассудков.
Роман «Элегии родины» начинается с увертюры – термина, обычно ассоциирующегося с музыкальным вступлением к музыкальному произведению. Увертюра посвящена «Америке» и следует за рассказчиком Аядом Ахтаром, который вспоминает особенно запомнившегося ему профессора колледжа. Профессор Морони, часто подвергавшийся выговорам за критику необоснованных суждений американского общества и отсутствие возможностей, внушает мысль о том, что Америка не является тем, за что себя выдаёт.
Родители Аяда, врачи, эмигрировавшие из Пакистана в Америку в молодые годы, олицетворяют собой этот моральный разрыв: Сикандер обожает Америку, а Фатима жаждет вернуться в страну своего рождения, поскольку считает Америку местом, где ей никогда не будет места. В конечном счёте, Аяд должен испытать больше мира, прежде чем он сможет определить, где его место.
Следующая часть, «Семейная политика», начинается с первого года правления Дональда Трампа. Экстренная медицинская ситуация сближает семью Ахтар с Трампом, и именно благодаря ему у Сикандера развивается одержимость американской мечтой. Сикандер пытается повторить успех Трампа, но безуспешно. Поддержка Сикандером Трампа создаёт барьер между ним и Аядом, который не может понять, почему его отец поддерживает такого человека.
Разбирая различия между американскими и пакистанскими ценностями, Айад даёт урок истории о вмешательстве Запада в дела Ближнего Востока и о том, что предрассудки, основанные на цвете кожи, не имеют смысла. Айад отмечает, что мусульманская вера часто вызывает непонимание между людьми из-за различий в убеждениях и ценностях, и задаётся вопросом, насколько его личность должна зависеть от слепой веры.
Второй раздел, «Мемуары Скрентона», посвящён тому, как человек ассимилируется в американской культуре, если он не «выглядит американцем». Обращение с Айадом со стороны полицейского штата и белого владельца бизнеса (оба зацикливаются на имени и внешности Айада) учит его тому, что быть американцем – это нечто большее, чем просто родиться в Америке. Член семьи, Шафат, служит наглядным примером этого, когда его избивают в тюрьме за то, что он подверг сомнению американские ценности, вынуждая его принять христианство и жениться не по вере, чтобы ассимилироваться.
Однако богатый знакомый Аяда, Риаз Ринд, находит выход из принудительной ассимиляции: деньги. Имея достаточно денег, можно контролировать законодательство и другие сферы влияния. Именно инвестиционная компания Ринда превращает Аяда в мультимиллионера, хотя прибыль оказывается невознагражденной.
В третьей части, «Американский лишай», Аяд обращается внутрь себя, изучая свою личность и то, как она формируется под влиянием его собственных предрассудков. Он начинает роман с молодой женщиной по имени Аша, которая также не понимает, какое место она занимает в Америке как мусульманка. Их отношения заканчиваются венерической болезнью, и Аша возвращается к своему постоянному парню.
Аяд размышляет о первой мусульманке, с которой он встречался, и понимает, что в нём живёт внутреннее отвращение к собственному цвету кожи. Друг Аяда, Майк Джейкобс, говорит ему, что этот тип предрассудков направлен не только на мусульман, но и на всех людей, которых большинство считает «неполноценными». Как и Ринд, Майк повторяет мысль о том, что единственный способ добиться успеха в Америке – это иметь достаточно денег, чтобы пользоваться властью.
Сикандер усваивает этот урок на собственном опыте: он теряет все из-за иска о недобросовестной практике, поданного семьёй женщины, умершей под его присмотром. Выкуп практики Сикандера крупной корпорацией заставляет его вернуться в Пакистан, больше не поддаваясь иллюзиям неуловимой американской мечты.
Роман проходит полный круг, возвращаясь к музыкальной метафоре с заключительной «Кодой» – отрывком, завершающим музыкальное произведение. Здесь постаревший Аяд посещает профессора Морони и видит Америку такой, какая она есть – местом, где есть хорошее и плохое, местом, которое в конечном итоге является домом.
- «Американский дервиш» Айада Ахтара, краткое содержание
- «Просто дети» Патти Смит, краткое содержание
- «Как создаются эмоции: Тайная жизнь мозга» Лизы Фельдман Барретт, краткое содержание
- «Змея падает на землю» Дарси Литтл Бэджер, краткое содержание
- «Наизнанку и обратно» Тханьха Лаи, краткое содержание
- «Рабы на сорок миллионов долларов» Уильяма Родена, краткое содержание
- «Вдребезги» Кэтлин Глазго, краткое содержание
- «Неудержимые» Адама Альтера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?